Елена Иванченко очень рано овдовела. Женщине было всего тридцать два, когда не стало её любимого мужа Виктора. Молодой мужчина возвращался поздно вечером с работы, где ему пришлось задержаться, и не смог пройти мимо, когда услышал чьи-то крики о помощи…
Он поспешил на зов и увидел, как двое обезумевших парней избивают третьего. Виктор вступился, и за это поплатился жизнью, получив удар ножом…
Преступников нашли, и они получили приличный срок, но Елене от этого было не легче. Мужа-то не вернуть…
Не впасть в депрессию и найти в себе силы жить дальше Елене помогли работа и дочка. Маришке на тот момент было всего восемь лет. Девочка тоже страдала, когда не стало её папы, но школа, занятия танцами и общение с подружками смогли отвлечь девочку. Да и, наверное, в детском возрасте душевные раны заживают быстрее…
На могиле мужа Елена поклялась, что больше никогда не выйдет замуж. На тот момент это казалось ей совершенно невозможным, настолько сильны были чувства к Виктору. И его смерть мало что изменила, любовь никуда не ушла…
Елена растворилась в дочке и в заботе о ней. Она делала всё, чтобы Марина ни в чём не нуждалась, чтобы одевалась не хуже своих подруг… В этом женщине помогало её любимое увлечение. Елена со школьной скамьи любила шить и делала это очень хорошо.
Когда она шила себе какую-то обновку, знакомые спрашивали, в каком магазине она приобрела такую чудесную вещицу, и удивлялись, что Лена сделала это своими руками… Дочку свою она с ранних лет одевала как куколку, шила ей разные наряды: платья, кофточки, сарафаны…
После гибели мужа с деньгами стало туговато, и умение шить снова пришло на выручку. Елена начала брать заказы, и все вечера и выходные дни проводила за швейной машинкой. Клиенты были очень довольны её работой и рекомендовали Елену своим знакомым, поэтому возможность дополнительного заработка у женщины была всегда…
Временами она очень уставала, но не жаловалась, радуясь тому, что они с дочкой не бедствуют.
Шло время. Марина выросла, окончила школу и поступила в вуз. Елена по-прежнему была одна, отвергая все ухаживания противоположного пола. Она помнила о клятве, данной покойному мужу, да и не нравился ей никто. Всех мужчин она невольно сравнивала с Виктором, и сравнение было не в их пользу.
Марине было двадцать, когда она начала встречаться с двадцативосьмилетним Борисом. Елене этот молодой человек сразу не понравился. Было в нём что-то отталкивающее, неприятное, хотя на первый взгляд он был очень даже симпатичный…
Видимо, это и привлекло Марину в Борисе. Его привлекательная внешность и умение очаровывать… Всё-таки в двадцать лет мало кто умеет хорошо разбираться в людях… А уж когда влюблён, так и вовсе ничего не замечаешь…
Елена же чувствовала, что что-то не так с этим мужчиной, но поначалу она не вмешивалась в отношения дочери и Бориса. Надеялась, что всё как-то само собой образуется…
Но когда Марина сообщила матери, что собирается замуж, Елене стало не по себе… Женщина начала наводить справки о Борисе и даже обратилась за помощью к своему однокласснику Сергею, служащему в полиции… Она хотела знать, не водится ли за избранником её дочери каких-либо нехороших делишек…
И, как выяснилось, её опасения были ненапрасными. Сергей рассказал Елене о том, что у Бориса имелась в прошлом условная судимость за кражу…
- Да и вообще он мутный тип, в других нехороших делишках тоже был замешан, но там удалось отмазаться. Я бы посоветовал тебе поговорить с дочерью и убедить её не связывать свою жизнь с таким человеком, - сказал Елене одноклассник.
- Спасибо тебе, Серёжа, я так и сделаю. Эх, только Маришка у меня упрямая ужасно…
- Понимаю, у меня самого двое детей и тоже один упрямее другого…
Марина не захотела прислушаться к словам матери.
- Ты зачем рылась в прошлом Бори? – девушка была очень возмущена. – Каждый имеет право на ошибку, Боря не исключение. Мне всё равно, что у него есть судимость, она давно погашена. И вообще, Борю оговорили, он ничего не крал… Я ему верю!
- Маришка, ты ещё так молода, - пыталась достучаться до дочери Елена. – Ты совсем не разбираешься в людях. Да и тебе всего двадцать. Ну какое замужество? Ещё институт не окончила.
- Мама, я люблю Борю! Я жить без него не могу! – заявила Марина. – И мне всё равно, нравится он тебе или нет!
- Дочка, ты совершаешь ошибку… Борис нехороший человек… А ты молоденькая и наивная… Любовь ослепила тебя… Но я чувствую, что этот мужчина сделает тебя несчастной…
- Не желаю это слушать! – закричала Марина.
В этот же день она собрала вещи и ушла из дома к Борису… Напрасно Елена пыталась остановить и вразумить дочь, Марина не хотела её ни слушать, ни слышать…
Девушка крепко обиделась на мать и перестала отвечать на её звонки. Только однажды прислала сообщение, что они с Борисом расписались, и она очень счастлива…
«Встреч со мной не ищи,- также говорилось в сообщении. – Раз ты не приняла моего любимого, то и про меня забудь».
Елена снова попыталась дозвониться до дочери, но выяснилось, что Марина заблокировала её…
Несколько дней женщина не могла прийти в себя, рыдала и не хотела жить… Но потом смогла взять себя в руки, ведь ей нужно было ходить на работу, да и клиентов не становилось меньше… Правда, теперь у Елены уже не было такой необходимости зарабатывать дополнительные деньги, но она так боялась остаться без дела… Ей хотелось постоянно быть чем-то занятой, чтобы гнать из головы дурные и тревожные мысли… А шитьё всегда успокаивало…
Несмотря на то, что у Елены очень болела душа за дочь, она решила больше не пытаться искать с ней встреч и общения. Ей тоже было обидно, что Марина так легко вычеркнула её из своей жизни… Навязываться и умолять впустить её обратно, женщина не хотела…
Так прошло три года… Всё это время Елена не видела Марину и ничего о ней не знала… И время от времени женщина, пересматривая детские фотографии дочки, задавала себе один и тот же вопрос: что она сделала не так?
Она же растила дочь, отдавая ей всю свою любовь, думая, что после смерти мужа должна любить Марину ещё сильнее… Она заботилась о ней, порой до изнеможения просиживая за швейной машинкой, чтобы побольше заработать и порадовать дочку дорогим подарком ко дню рождения… А что же получается? Марина её совсем не любит? Осознавать это было горько и обидно…
***
На Масленицу все пекли блины и ходили друг к другу в гости… Елену тоже приглашали подруги, но она отказывалась и к себе никого не звала… Печь блины ей не хотелось. С тех пор, как Марина ушла из дома, Елена ни разу не пекла блины. А ведь когда-то ни одно воскресенье не обходилось без блинчиков, которые очень любила Маришка. Блины у Елены получались изумительные. Тоненькие, кружевные, просто загляденье…
Кто-то даже сказал однажды, что у такой мастерицы, как Лена и не могло быть других блинчиков… Не блины, а просто произведение искусства…
В воскресенье, которое было заключительным днём масленичной недели, Елена снова сидела за швейной машинкой, дошивая юбку для одной клиентки… В комнате, где она работала, был включён телевизор и шла какая-то передача. Елена не смотрела её, телевизор работал просто для фона.
Так женщине казалось, что она как будто не одна дома… Это была, конечно, всего лишь иллюзия, но тем не менее, когда работал телевизор, Лене становилось чуточку легче…
И вдруг что-то заставило Елену отложить в сторону шитьё и посмотреть в экран телевизора… И она увидела знакомое лицо… Это была Марина! И не одна, а с каким-то ребёнком примерно двухлетнего возраста… Не может быть…
А впрочем, почему же не может? Шёл как раз выпуск местных новостей, и там был сюжет о городских гуляньях по случаю Масленицы… Вот, видимо, Марина и попала в кадр… А ребёнок… Неужели, это ребёнок Марины? Что же это получается, подумала Елена, у неё есть внук, о котором она ничего не знает…
Елена почувствовала, как бешено заколотилось сердце… Маришка, доченька… Да как же так… Столько времени прошло… Три года! Это же уму непостижимо… Женщина разрыдалась…
Примерно через час раздался звонок в дверь, и Елена поспешила открыть… Сердце подсказало, что это Марина, и оно не ошиблось…
- Мамочка, прости меня, - сказала дочь, как только Елена открыла дверь. На руках молодая женщина держала спящего ребёнка…
- Доченька, милая, проходи скорее, - воскликнула Елена, впуская Марину в квартиру.
Она взяла из её рук малыша и отнесла его на кровать, ласково и аккуратно сняла верхнюю одежду, ребёнок всё это время продолжал спать.
- Это Егорка, мой сын, - сказала Марина. – И твой внук. Ему год и девять.
- Он чудесный, - улыбнулась Елена, глядя на спящего розовощёкого мальчика, который казался ей просто ангелочком…
- Мамочка, прости меня,- снова повторила Марина. – Я очень виновата… Я давно хотела прийти к тебе и не решалась. И боялась, что ты прогонишь меня…
- Что ты, моя девочка, - Елена подошла к дочери и обняла её. – Как же я могла прогнать тебя…. Я тебя так ждала…
- Сегодня прощённое воскресенье, день, когда все просят друг у друга прощения… И я решила, что должна пойти к тебе и попросить прощения…
- И ты меня прости, моя милая… Я, возможно, тоже была неправа… Давай пойдём на кухню и поговорим, я чайник поставлю…
- Мамочка, а ты блинчики не пекла? – спросила Марина, когда они с мамой оказались на кухне.
- Нет, я давно не пеку блины… Как ты ушла из дома… Для меня блины всегда ассоциировались с тобой, ты же их так любила… И потом, без тебя, я уже не смогла печь…
- А я так скучаю по твоим блинчикам… Сколько сама ни пыталась напечь, у меня не получается так красиво и вкусно…
- А хочешь, мы сейчас вместе напечём блинов? – предложила Елена. – И Егорка поест, как проснётся.
- Хочу! – обрадовалась Марина…
Пока Елена замешивала тесто, Марина рассказала свою историю…
- Ты была права насчёт Бориса, он оказался ужасным человеком… Сразу после того, как мы расписались, стал гулять, домой приходил часто навеселе, и мог поднять на меня руку… Потом я забеременела, и надеялась, что рождение ребёнка изменит его… Пока я была беременна, он вёл себя более-менее сносно, а когда родился Егорка, снова взялся за старое… Мы очень плохо живём с ним, мама… А сегодня он перешёл последнюю черту, и моё терпение кончилось. Он привёл в дом женщину и велел мне с сыном уйти часа на три, пока он будет развлекаться… Я больше не могу это терпеть…
- Господи, доченька, но почему ты сразу не пришла ко мне? – воскликнула Елена. – Зачем терпела столько времени?
- Мама, мне было стыдно признаться, что я так вляпалась! Я же не слушала тебя, когда ты меня предупреждала о том, что Боря плохой человек… И я боялась твоего осуждения, и не хотела, чтобы ты начала говорить о том, что «вот видишь, я же тебя предупреждала, а ты…»
Марина заплакала…
- Девочка моя,- Елена подошла к дочери и обняла её. – Ну какая же ты у меня ещё глупенькая… Ближе тебя у меня никого нет и не будет… Как ты могла думать, что я начну осуждать… Господи, сколько же ты натерпелась… И молчала, не приходила… А тем временем двери моего дома всегда были открыты для тебя… Точнее, нашего дома, дочка!
- Я туда больше не вернусь, мама… Я хочу развестись и забыть Бориса. Прости меня…
- И ты прости. Я тоже была обижена на тебя и перестала искать встреч. А зря! Я должна была продолжать пытаться увидеться с тобой и поговорить… Ведь я же старше, мудрее… Мы обе виноваты, дочка, не ты одна…
Разговор матери и дочери прервал плач Егорки. Мальчик проснулся и испугался, обнаружив себя в незнакомом месте…
Пока Марина занималась сыном, Елена напекла блинов и позвала дочь и внука к столу…
- Знакомься, Егорка, это твоя бабушка Лена, - сказала сыну Марина.
- Ба- ба…- сказал мальчик и улыбнулся бабушке.
- Он пока ещё плохо разговаривает, - объяснила Марина. – Но понимает многое…
- Ничего, всему своё время. Главное, чтобы здоровеньким рос, - улыбнулась Елена, наливая в пиалу варенье. – Вот, Маришка, это твоё любимое, клубничное…
И так хорошо стало на душе у обеих женщин, так тепло и светло… От былых обид не осталось и следа, только сожаление о том, что таким долгим оказался путь к примирению…
Марина развелась с Борисом, чему он был только рад. Через год молодая женщина познакомилась с хорошим мужчиной по имени Игорь и вышла за него замуж. На этот раз материнское сердце подсказывало Елене, что всё будет хорошо… Егорка называет Игоря папой, потому что своего родного отца он не помнит, Борис не принимает никакого участия в жизни мальчика.
А ещё спустя полгода и Елена неожиданно встретила мужчину, которого смогла полюбить. Она какое-то время сомневалась, стоит ли начинать отношения, потому что помнила о клятве, данной мужу… Но дочь убедила её в том, что нельзя отказываться от своего счастья, и что покойный муж Виктор был бы только рад видеть свою Лену счастливой…
Как часто мы совершаем ошибки, находясь под влиянием негативных эмоций и чувств… Обижаемся на самых близких людей и не можем избавиться от этой обиды, боимся быть непонятыми, боимся, что нас осудят, и забываем о том, как мы дороги нашим близким и как, на самом деле, дороги нам они… И нужно обязательно просить прощение и прощать самим, пока не стало слишком поздно…
Благодарю всех за прочтение! Мира, добра и здоровья вам, мои дорогие читатели! Ваш автор, Яна Н.
Ещё рассказы: