Музыка — это не просто сочетание звуков, а искусство организации частот, времени и эмоций. Но что именно делает одно сочетание звуков приятным, а другое — напряжённым, резким, иногда даже неприятным?
Ответ в гармонии. А гармония начинается с интервалов — расстояний между нотами. Они — основа всего музыкального языка. Давайте разберёмся, какие интервалы считаются самыми гармоничными и почему.
1. Октава (2:1) — совершенство симметрии
Если спеть ноту и одновременно её же на октаву выше, получится ощущение абсолютного единства. Почему? Потому что одна частота просто удваивается. Это естественное соотношение 2:1 создаёт эффект полного слияния звуков.
Например, когда мужской и женский голоса поют одну и ту же мелодию в октаву, это не воспринимается как два разных звука — это ощущается как расширение одного.
Поэтому с одной стороны октаву петь легко. А с другой стороны распознать порой ее бывает сложно. Вот например в моем упражнении-тесте многие затрудняются услышать октаву и это действительно иногда без практики сложно, потому что волны располагаются так, что звуки просто сливаются в одно. Попробуйте прислушаться:
2. Квинта (3:2) — мощь и стабильность
Один из самых фундаментальных интервалов. Не зря он лежит в основе аккордов, а также в звучании струнных инструментов.
Почему так приятно звучит? Соотношение 3:2 означает, что каждые три колебания одной ноты укладываются в два колебания другой. Этот баланс создаёт естественную устойчивость.
Пример: Откройте любой рок-трек — в основе гитарного риффа почти всегда будет квинта. Она мощная, «широкая» и в то же время простая. Помните Smoke On The Water - Deep Purple?
Самая известная мелодия заставки фильма Звездных Войн начинается с квинты.
3. Кварта (4:3) — сила взаимодействия
Кварта тоже встречается повсюду: в музыке, в строе инструментов, в культуре. Например, первые два звука марша «Свадебный» Мендельсона — это чистая кварта. Здесь создает ощущение приподнятости, движения.
"Summertime" (George Gershwin) – мелодия начинается с кварты. В этой красивой мелодии, ставшей джазовым стандартом, кварта создает очень красивое напряжение мелодически.
Почему работает? Четыре колебания верхней ноты совпадают с тремя колебаниями нижней, что создаёт ощущение напряжённого равновесия.
Вот здесь на примере песни Billie Eilish - Birds Of A Feather я показала как можно строить бэк-вокал по кварте на определенный момент времени.
4. Большая терция (5:4) — тепло и радость
Характерно именно для мажорных аккордов. Большая терция создаёт светлое, приятное, расслабленное звучание.
Почему? Соотношение 5:4 — это следующий уровень гармонической организации. В отличие от квинты, которая создаёт стабильность, терция добавляет ощущение «цвета» — именно она делает аккорды мажорными.
Пример: Любая радостная песня — возьмите первые ноты «Imagine» Джона Леннона или «Here Comes the Sun» Битлз. И в той же песне Билли Айлиш на видео я строю бэк вокал, где встречаются терции. Большая в том числе. Послушайте как они звучат на инструменте и в пении.
5. Малая терция (6:5) — задумчивость и глубина
Ещё одно важное сочетание, но уже с совершенно другим характером. Малая терция делает аккорды минорными, а музыку — задумчивой, лиричной, философской. Это не означает что все становится печально. Музыка с минорными терциями может вполне быть танцевальной, например большая часть электронной танцевальной музыки - минорная. И ничего. Просто танец более "сдержанный" и глубокий нежели в мажоре.
Почему такое отличие ? Соотношение 6:5 чуть менее устойчиво, чем у большой терции, но именно это придаёт ему особенную эмоциональность.
Например, "Hey Jude" (The Beatles) – «Hey Ju-de» начинается с малой терции вверх.
Почему это важно для вокалистов?
Понимание гармонии интервалов — не только для инструменталистов. Вокалист, который чувствует интервалы, лучше интонирует, тоньше слышит взаимодействие голосов в аранжировке, в собственной песне, в группе и ансамбле и увереннее импровизирует.
Вот вам простые но правильные действия для того, чтобы начать понимать гармонию. Причем начать важно именно с самых "сливающихся" интервалов, с самых устойчивых.
- Сядьте за пианино, сыграйте октаву, и почувствуйте полное совпадение звука. Попробуйте спеть одну ноты, а сыграть другую и поменяйтесь местами. Именно так мы делаем на моем курсе-тренажере, по которому занимаются мои ученики. Только помимо пианино, еще и вместе с моим голосом. Это позволяет прочувствовать и вокальное слияние. Что важно для вокалиста.
- Затем попробуйте квинту и обратите внимание на её устойчивость, но при этом другое "биение волн", другую текстуру.
- Попробуйте мажорную и минорную терции, ощущая разницу в настроении и разницу в текстурах звучания.
Если вы хотите глубже погрузиться в развитие слуха и ощущение интервалов, тренируйтесь с гармоническими упражнениями. Чем лучше вы слышите эти соотношения, тем осознаннее и точнее ваш вокал.
Можно ли развить слух и точность пения быстрее?
Торопиться никогда не надо. Важно точное понимание того, что вы делаете - только так можно двигаться и развиваться в пении и музыке. Однако сидеть на начальных этапах годами тоже не верно.
Чтобы развитие шло и не застревало необходимо систематично заниматься и делать последовательные усложнения - от простого к более сложному и связанному с вашей практикой, с вашими песнями и вашим творчеством.
Если вы хотите ускорить развитие слуха, интонирования и владения интервалами в гармонии, знакомьтесь с моим курсом-тренажером, который я сделала для моих учеников и всех кто хочет развивать свой голос.
🟩 Курс “Гармонический слух. Базовый“
Ознакомиться можно здесь и здесь
🟩 Курс “Гармонический слух. 2 часть“
Ознакомиться можно здесь и здесь
В нём вы:
✔ Начнете слышать составляющие в гаромнии - звуки начнут слышаться как отдельные;
✔ Разовьёте гармоническое мышление и восприятие звуков;
✔ Улучшите контроль голоса и уверенность в пении;
✔ Начнете понимать как строится бэквокал и многоголосие и теоретически и на практике.
Курс разработан таким образом, что даже если вы только начинаете петь, он поможет вам систематически развивать слух и интонацию, закрепляя новые навыки в удобном формате в удобное вам время.
По курсам можно заниматься самостоятельно. Это очень важно, так как вокал и музыкальные навыки требуют ежедневных занятий. Как бы ни был хорош преподаватель, самостоятельные тренировки - это база для навыка. Не получится научиться петь, если не тренировать свой голос. И чтобы было понятнее и удобнее, я создаю вот такие курсы-тренажеры, которые помогают облегчить процесс самостоятельных занятий пением и музыкой.
Сделайте свой голос выразительным и точным!
Подробнее о курсе можно спросить меня здесь.
Научиться слышать и чувствовать гармонию может каждый человек. Однако это не делается сходу и с одного раза. Очень важно применять последовательные и грамотные упражнения и конечно же не ждать что навык появится сразу. Здесь тренировка очень напоминает спортзал, где вы ежедневно выполняем похожие действия, постепенно усиливая нагрузку. Чтобы заполучить новый музыкальный навык необходимо делать то же самое, только усилиями нашего мозга, в котором создаются новые нейронные связи - которые помогают нам слышать то, что мы не слышали ранее. Правильные занятия действительно творят чудеса.
💬 Какой интервал вам больше всего нравится? Слышите интервалы в песнях? Делитесь в комментариях!
И приходите к нам в телеграм канал, у нас интересно!
Школа вокала Юлии Кантонистовой