Найти в Дзене
Белая Кошка

Полезное. Эмоции.

Как вы думаете, эмоции - это полезно или вредно? И вообще, нужны ли они нам? Я не просто так выбрала эту тему. В данный момент я готовлю семинар для работы под названием: "Эмоции подавлять нельзя проявлять. Поставьте запятую" Тема актуальная и сложная. Не все понимают какую важную роль играют эмоции в психике человека. К сожелению, даже часть психологов продолжает делить эмоции на "хорошие" и "плохие". Давать такую оценку очень неправильно. Все равно что давать оценку внутренним органам. Мол, вот глаза хороший орган, потому что красивые. А локти плохие, потому что я ими все время ударяюсь... Современный человек должен прекрасно осознавать, что а природе все лишнее отмирает. И раз у нас живы эмоции, они крайне нам необходимы. На самом деле эмоции несут много разных функций. Функция ориентира - мне весело, мне приятно, значит я буду общаться и дальше с этим человеком.  Функция сообщения - мне печально, я с чем-то не справляюсь, помогите мне. Функция защиты - я боюсь, значит есть опаснос

Как вы думаете, эмоции - это полезно или вредно?

И вообще, нужны ли они нам?

Я не просто так выбрала эту тему.

В данный момент я готовлю семинар для работы под названием: "Эмоции подавлять нельзя проявлять. Поставьте запятую"

Тема актуальная и сложная. Не все понимают какую важную роль играют эмоции в психике человека.

К сожелению, даже часть психологов продолжает делить эмоции на "хорошие" и "плохие".

Давать такую оценку очень неправильно. Все равно что давать оценку внутренним органам. Мол, вот глаза хороший орган, потому что красивые. А локти плохие, потому что я ими все время ударяюсь...

Современный человек должен прекрасно осознавать, что а природе все лишнее отмирает. И раз у нас живы эмоции, они крайне нам необходимы.

На самом деле эмоции несут много разных функций.

Функция ориентира - мне весело, мне приятно, значит я буду общаться и дальше с этим человеком. 

Функция сообщения - мне печально, я с чем-то не справляюсь, помогите мне.

Функция защиты - я боюсь, значит есть опасность, мне нужно себя сберечь.

Функция побуждения - я злюсь, значит перестаю бояться, сейчас как устрою вам все тут!

Да, да, гнев стоит на страже наших личных границ!

Подробнее о функциях эмоций можно увидеть тут:

-2

Что происходит с человеком, который подавляет эмоции?

Подавляя радость - мы лишаем себя ориентира, перестаем понимать, что для нас хорошо, а что плохо. Подавляя гнев - мы лишаем себя сил на защиту, становимся уязвимы. И так далее.

Постепенно мы вообще перестаем понимать свои истинные желания и ценности, выгораем и теряем смысл жизни.

К тому же, подавленные эмоции могут вызывать заболевания, начать "есть" человека изнутри, вызывать различного рода зависимости.

Почему же мы подавляем эмоции? 

Да потому что очень часто в своем детстве слышали: перестань реветь! А ну прекрати злиться! Хватит скакать от радости!

Я не хочу копаться в том, почему нам это говорили, это отдельная тема. Спойлер: никто не виноват, просто так сложилось.

Но теперь у нас это есть, и с этим нужно работать!

А ещё в наших силах воспитать иначе собственных детей.

Взрослые не преследуют цели запретить детям эмоции. Сама по себе эмоция безобидна. Но вот ее проявления многих пугают.

Давайте разберемся, что же нам теперь делать.

Во-первых, нужно научиться отличать эмоции от их проявлений. Вы имеете право злиться на человека в автобусе, но не имеете права бить его сумкой по голове. Этому же учим детей: ты можешь злиться, но ты не должен бить других людей. Даже если они не правы.

Необходимо научиться проявлять эмоции экологично.

Желательно, через я-сообщение. Это такое сообщение, в котором вы говорите о себе и своих эмоциях, а не об оппоненте. Не "Ты разбрасываешь вещи по всему дому, это невыносимо!", а "Я очень злюсь, когда вижу, что вещи лежат не на своих местах".

-3

Иногда наши эмоции слишком сложные, потому что состоят из нескольких.

Например, в ситуации потери человек может испытывать одновременно обиду, печаль и гнев одновременно.

И помочь в этой ситуации разобраться будет очень непросто.

Но этому стоит учиться.

Попробовать определять свои эмоции можно попробовать с помощью схемы круга Плутчика:

-4

Как же помочь с переживанием эмоций ребенку?

Для начала нужно обозначить эмоцию: "Мне кажется ты злишься"

Дождаться подтверждения и спросить, что вызвало эмоцию ?

Даже если вы наверняка знаете что, важно,чтобы ребенок сам проанализировал свои чувства и нашел ответ.

Дальше следует сделать его факт нейтральным.

Если ребенок говорит, что злится потому что "дурацкая мама глупая не даёт мороженое", то нужно переспросить: "я правильно понимаю , что ты сердишься, из-за того что я не разрешаю тебе есть мороженое, потому, что у тебя болит горло?"

Очень важно давать такие неокрашенные гневом формулировки, чтобы ребенок учился выражать свои эмоции, никого не оскорбляя.

Дальше нужно спросить: а как ты думаешь, как можно справиться со злостью?

Скорее всего вначале такого пути ребенок не сможет предложить ничего внятного. Поэтому можно предложить ему покричать в стаканчик побить подушку и т.д. (см в интернете, как справиться с гневом).

С более старшим ребенком нужно проговорить, что именно вызвало гнев? В данной ситуации - ребенку указали, что он не достаточно самостоятелен, чтобы решать, болеть ему или выздоравливать. И как можно обрести самостоятельность (думать о последствиях своих действий, воспитывать в себе ответственность).

Однако помните: гнев - тяжёлая эмоция. И ее нужно выплеснуть. Чаде всего через крик или физическую активность. Очень хорошо иметь дома боксёрскую грушу, которая выдержит удар взрослого. Подавлять эмоции вредно не только детям, но и взрослым.

-5

Было ли для вас в статье что-то новое?