Найти в Дзене

Управление реальностью в бизнесе. Глава 10. Анализ отрасли, или Силы, действующие на организацию

Для чего вообще анализировать и оценивать привлекательность отрасли? Начнем с «для чего». Обычно я задаю вопрос по поводу отрасли для того, чтобы мой клиент осознал, чтó он в данной отрасли делает и нужно ли ему в ней находиться. Причем, если в результате обсуждения клиент вдруг понимает, что проблема в том, что «тут больше нечего ловить», это вовсе не обязательно означает «все закрываем и валим отсюда». Сплошь и рядом достаточно внутри собственной головы переопределить отрасль. И тогда ты уже выпускаешь и продаешь не обычное банное мыло, а роскошнейшее, натуральное, с цветами, медовыми сотами, шоколадом и апельсиновой цедрой мыло ручной работы, которым так приятно побаловать любимую женщину или которым женщина с радостью побалует саму себя. Один из подходов — это «Porter’s five forces analysis» — методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная в 1979 году Майклом Портером. С точки зрения этого подхода для оценки привлекательности отрасли необходимо провести

Для чего вообще анализировать и оценивать привлекательность отрасли? Начнем с «для чего». Обычно я задаю вопрос по поводу отрасли для того, чтобы мой клиент осознал, чтó он в данной отрасли делает и нужно ли ему в ней находиться. Причем, если в результате обсуждения клиент вдруг понимает, что проблема в том, что «тут больше нечего ловить», это вовсе не обязательно означает «все закрываем и валим отсюда». Сплошь и рядом достаточно внутри собственной головы переопределить отрасль. И тогда ты уже выпускаешь и продаешь не обычное банное мыло, а роскошнейшее, натуральное, с цветами, медовыми сотами, шоколадом и апельсиновой цедрой мыло ручной работы, которым так приятно побаловать любимую женщину или которым женщина с радостью побалует саму себя.

Как это анализировать?

Один из подходов — это «Porter’s five forces analysis» — методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная в 1979 году Майклом Портером. С точки зрения этого подхода для оценки привлекательности отрасли необходимо провести:

  • анализ уровня конкурентной борьбы;
  • анализ угрозы появления продуктов-заменителей;
  • анализ угрозы появления новых игроков;
  • анализ рыночной власти поставщиков;
  • анализ рыночной власти потребителей.

Разумеется, у вас уже готов вопрос: о какой отрасли речь? И это самый важный вопрос. Мы уже упоминали об этом, когда говорили о «голубых океанах». Очень важно осознать, что именно мы делаем, когда делаем то, что мы делаем. Тогда мы поймем, с кем конкурируем, кто наши потребители и что они на самом деле потребляют. Кто основной конкурент российского розничного продавца электронной техники «Эльдорадо»? «Медиамаркт»? Черта с два. Если мы считаем, что бизнес магазина — доставка товара потребителю, то это «Почта России»! Потому что, если «Почта России» начнет аккуратно, быстро и точно доставлять покупки из интернет-магазинов до потребителя, плохо станет и первому, и второму. Вы не верите, что это когда-либо произойдет? Хмм… А что если за нее это сделает кто-нибудь из крупных логистических операторов? Конечно, это просто пример, но такой неожиданный поворот возможен практически в любом бизнесе. Однако мы уже довольно тщательно обсудили определение отрасли в предыдущих разделах и даже рассмотрели способы проверки, насколько наше определение отрасли помогает нам в конкурентной борьбе.

Идеально, как вы понимаете, так определить отрасль, чтобы кроме нас в ней вообще никого не было. Допустим, отрасль определена. Это автоматически указывает на то, кто наши конкуренты, кто наши потребители, кто наши поставщики, что является нашим продуктом и что можно использовать вместо него. Теперь становится понятным, откуда взялись вышеперечисленные пять сил. Как их анализировать? Рассмотрим в следующей статье

Книга целиком - https://ridero.ru/books/upravlenie_realnostyu_v_biznese/