С любимыми персонажами в книгах все ясно, у каждого книголюба есть свой списочек с героями, которые его вдохновляют, западают прямо в душу, и о которых приятно вспоминать. Но если бы меня спросили, каких персонажей я считаю антигероями, омерзительными, неприятными, то быстро и навскидку я бы назвала персон из списка ниже. У каждого подобный антирейтинг может быть своим, и кто-то может не согласиться с моим видением героев, но в этом и есть главная прелесть литературы, мы видим в ней некую частичку себя, своих предпочтений и своего отношения к жизни.
Итак, начнем:
1. Кабатчик Тенардье, В. Гюго «Отверженные»
К нему еще можно добавить его жену, они как раз - два сапога пара. Гюго создал какого-то совсем отрицательного героя с полным набором всех возможных негативных качеств. Тенардье олицетворяет дно общества 18-19 веков, причем дно не по праву рождения, а по человеческим качествам, предшествующим полному моральному разложению. В течение всего романа мы можем проследить деградацию личности Тенардье и его жены, от владельца таверны, которая вся в долгах, он опускается до мерзкого и беспринципного преступника, якшающегося с самыми преступными низами общества. Существуют ли такие откровенно отрицательные люди в жизни? Не знаю, пока не встречала. Даже у самых подленьких людей, можно найти что-то хорошее.
2. Лорд Генри Уоттон, О. Уальд «Портрет Дориана Грея»
Как же этот образованный аристократ попал в такой список? За то, что он активно проповедовал гедонизм? Вовсе нет. Если хочется быть гедонистом, да ради бога, будь им! Но лорд Генри пошел дальше, он решил «обратить в свою веру» юный, неиспорченный ум молодого Дориана, что потом сыграло плохую шутку с самим Дорианом. Идеи лорда так тронули молодого человека, что можешь наслаждаться жизнью, пока есть молодость и красота, по этим же причинам для тебя открыты все двери. И тут появляется закономерный вопрос – а когда молодость и красота заканчиваются, заканчивается и все остальное? Всю первую часть романа лорд Генри твердил, что старость – это плохо и ужасно, что в старости нет ничего хорошего, только воспоминания. Подобное втолковывание в юную голову посеяло в Дориане страх старости, поэтому-то он возжелал все внешние проявления «запечатать» в портрет. Но про внутреннее разложение лорд Генри Уоттон ничего не сказал. «Гуляй, кути, наслаждайся, пока молодой» - его посыл, но чем обернется подобный посыл Генри, само собой, не задумывался. И очевидно, что, когда нужно было принимать результат своей работы в виде падшего Дориана, лорд Генри быстренько открестился от своего творения. Мол, это не я, он сам таким стал!
3. Грушенька, Ф. Достоевский «Братья Карамазовы»
Грушенька (Агриппина) – второстепенный, но весьма значимый герой романа «Братья Карамазовы». Ради Грушеньки чуть не поубивали друг друга отец и сын, оба в нее влюбленные. Так я не могла понять, чем же их так охмурила эта мадам? Она нагло, в современном жаргоне «разводила мужиков на деньги», но не глобально, а так, по чуть-чуть, игралась с чувствами мужчин, другими словами – манипулировала. И до конца оставалось неясна цель этих манипуляций. Вроде бы и денег она не получила от Карамазовых в больших количествах, но крови попила из них прилично. Здесь жалко и потенциальную невесту старшего брата Карамазова, безнадежно в него влюбленную. Грушенька манипулировала и ей тоже, параллельно всех очаровывая. Но внешняя очаровательность (непонятно чем) соседствовала с пустотой куклы. Непонятны были цели данной героини, а также мотивы поведения, предикторы, намерения. Не могу ее явно назвать отрицательной героиней, так как у Достоевского нет четко отрицательных и положительных героев, за что я его и люблю. Он реальнее многих других авторов раскрывал характеры персонажей со всеми их положительными и отрицательными качествами, в «Братьях Карамазовых» это особо ощущается. Но от Грушеньки у меня было какое-то неприятное чувство, как от пустой куклы, которая манипулирует просто так, ради собственного удовольствия, чтобы получать удовлетворение от страданий других.
4. Мистер Брокльхерст, Ш. Бронте «Джейн Эйр»
Директор школы в Ловуде, в которой воспитывалась маленькая Джейн Эйр – деспотичный и злой человек, выплескивающий всю свою злость на детей. Примечательно, что в романах и биографиях 18-19 веков часто рассказывается о преподавателях, директорах и сотрудниках учебных заведений и интернатов, открыто практикующих физическое и психологическое насилие над детьми. Подобное «воспитание» было нормой для того времени, и Шарлотта Бронте одна из немногих, кого действительно возмущало подобное положение дел. У мистера Брокльхерста был конкретный прототип, с которого и списала персонаж писательница – это друг ее отца, священник Уильям Карус Уилсон. Когда книга вышла в свет, все, кто знал священника, сразу узнали его в мистере Брокльхерсте. Читателю было бы легче, если данный персонаж был выдуманным и не существовал в реальности, но как бы не так. Брокльхерст был откровенно психически нездоровым человеком, писал сказки для детей, в которых дети обязательно умирали, например, «девочка солгала и утонула в реке». Но подобные люди были вовсе не редкость в образовательных учреждениях того времени. Уинстон Черчилль в своих воспоминаниях рассказывает о наказаниях розгами и другими унизительными вещами в своем детстве, хотя период его обучения в интернате пришелся на конец 19 века.
5. Кэролайн Бэском Компсон, У. Фолкнер «Шум и ярость»
Мать большого семейства, Кэролайн Компсон, вечно жалующаяся и страдающая персона. Но со временем читателю становится понятно, что ее болезнь и угрозы своей скорой смерти – не более, чем жестокая манипуляция членами своей большой семьи. Своим постоянным «умиранием» женщина добивается желательного поведения от своей семьи и подчинения своей воле ее членов. Но в итоге, она переживает очень многих, включая мужа и сына. Члены семьи уходят в мир иной, а она так и продолжает жить, терроризируя оставшихся, угрожая, что вот-вот скоро умрет. Манипуляторы всегда вызывали только неприязнь, так как манипуляции часто бывают во благо самим манипуляторам, а их жертвам только во вред.
6. Гумберт Гумберт, В. Набоков «Лолита»
Долго сомневалась – добавлять ли эту персону в данный список, так как здесь можно сказать – «ну конечно, капитан очевидность!». Пусть это банально и очевидно, но если уж и составлять список омерзительных персонажей, то без Гумберта Гумберта он никогда не будет полным. Этакий извращенец с совестью. На протяжении всего романа Гумберт как-бы пытается убедить себя и читателя, что ему приходится бесконечно страдать от желаний, которых невозможно реализовать. Его первоначальные фантазии о маленьких девочках кажутся не такими уж страшными, пока не выходят за рамки фантазий. И тут он начинает вести себя, как сорвавшийся наркоман, который не может завязать по многим причинам. Вроде бы герой и осознает свое омерзительное поведение и последствия, к которым оно привело, но от этого не становится легче. Результат – загубленная жизнь маленькой девочки. Его раскаяние и стенания не меняют дела. На протяжении многих лет он причинял другому человеку зло, понимая это, но ничего не меняя. Больше добавлять ничего не хочется, на этом все.
Вот такой списочек, который сразу приходит в голову, когда начинаешь думать об антигероях. Конечно, если повспоминать, то он значительно увеличится при подробном обдумывании. И у каждого этот список будет своим, возможно в чем-то пересекающимся с этим, а возможно нет.