Найти в Дзене

ДИСКОГРАФИИ: Omega. «Trans and Dance» | «Transcendent» (1995). Рецензия

Автор: Алекс Лоренц Жанр: hard rock | progressive rock | classic rock Страна: Венгрия Лейбл: Hungaroton Год выхода: 1995 На венгерской рок-сцене не так уж мало превосходных исполнителей и громких имён. Однако бесспорные патриархи венгерского рока на все времена — это, конечно, группа Omega. Таких первопроходцев не переплюнуть уже никому, как ни старайся. Начинали ребята ещё в далёких-предалёких шестидесятых, когда прогремели своей «Девушкой с перламутровыми волосами». Omega выпускала альбомы и на родном венгерском, и на английском — благо в тех краях социалистическая цензура была помягче, чем в СССР. Именно поэтому, например, баллада «Lady of the Summer Night» 1979 года частенько включается в сборники лучших вещей классического западного рока. Да и хитов помимо баллад было немало — многие и сейчас способны легко увлечь слушателя. Omega из года в год развивалась, оттачивала мастерство, совершенствовала стиль. К концу восьмидесятых это был прогрессив-рок с элементами фолка, порой даже с

Автор: Алекс Лоренц

Жанр: hard rock | progressive rock | classic rock

Страна: Венгрия

Лейбл: Hungaroton

Год выхода: 1995

На венгерской рок-сцене не так уж мало превосходных исполнителей и громких имён. Однако бесспорные патриархи венгерского рока на все времена — это, конечно, группа Omega. Таких первопроходцев не переплюнуть уже никому, как ни старайся. Начинали ребята ещё в далёких-предалёких шестидесятых, когда прогремели своей «Девушкой с перламутровыми волосами».

Omega выпускала альбомы и на родном венгерском, и на английском — благо в тех краях социалистическая цензура была помягче, чем в СССР. Именно поэтому, например, баллада «Lady of the Summer Night» 1979 года частенько включается в сборники лучших вещей классического западного рока. Да и хитов помимо баллад было немало — многие и сейчас способны легко увлечь слушателя.

Omega из года в год развивалась, оттачивала мастерство, совершенствовала стиль. К концу восьмидесятых это был прогрессив-рок с элементами фолка, порой даже с примесью диско, разного рода экспериментальными вкраплениями и жёсткой хардовой основой. Во второй половине восьмидесятых группа устроила себе почти десятилетний творческий перерыв, вернулась только в 1995-м со свежим альбомом «Trans and Dance» в двух версиях — на венгерском и английском языках. В 2004-м вышел ремастер под названием «Transcendent» и с другой обложкой.

За тот десяток лет, что Omega всем составом отдыхала, Венгрия стала совершенно другой страной — социализм заслуженно отправился на помойку истории, а для творчества открылось множество новых возможностей, о которых раньше не приходилось и мечтать даже таким заслуженным музыкальным монстрам.

Наверняка верные поклонники Omega приятно удивились, когда услышали новый материал. В нём группа полностью сохранила свой фирменный почерк, но поднялась на гораздо более высокий уровень. Теперь качество записи нисколько не уступало лучшим западным образцам рока, а налёт провинциальной местечковости убыл в прошлое, хотя приятный фолковый элемент сохранился.

Состав команды не поменялся, остался в том виде, который принято считать «классическим». Это Янош Кобор (или Кубор — кому как больше нравится произносить) по прозвищу Меки — вокал, Дьёрдь Мольнар — гитара, Ласло Бенкё — клавишные, Тамаш Михай — бас, Ференц Дебрецени — ударные. К записи также привлекли клавишника Габора Прессера — одного из основателей группы, который покинул её на этапе становления, зато сочинил музыку в той самой «Девушке…». Ещё одним гостем стал Тамаш Секереш. Он настолько пришёлся ко двору, что и во все последующие годы в студии и на концертах был несменяемым, хоть формально и сессионным, лидер-гитаристом. Очевидно, такие сложные партии, какие стали поручать Секерешу, Дьёрдь Мольнар при всём к нему уважении попросту не тянул, так что решение естественное, когда хочется не отставать от западных коллег.

Что ж, пройдёмся по трек-листу венгерской версии альбома и посмотрим, как далеко шагнула в те времена Omega.

Уже с первых тактов короткой инструментальной «Увертюры» («Nyitány») ощущается свежесть и новизна материала. Ненавязчивая, но очень плотная и атмосферная клавишная композиция настраивает на задумчивый лад, служит своего рода приглашением к увлекательному путешествию. Баллада «Égi harangok» поначалу напоминает что-то вроде поздних Dire Straits, но без столь откровенного крена в блюз. Вкрадчивое, даже чуть сонное начало сменяется величественным буйством музыкальных красок с плотными вокальными гармониями и оркестровками в припеве. Дальше в куплете градус бодрости заметно возрастает, исполняемые Кобором строки сменяются каждая коротенькими гитарными солягами — певец и гитарист будто бы беседуют, отвечают друг другу.

Ещё одна баллада — «Az álmodozó» — начинается где-то высоко-высоко в облаках, дальше приобретает удивительную многогранность — здесь и фортепианные переливы, и протяжные соло в дисторшене, что доносятся откуда-то из-за горизонта, и робкая капель акустической гитары, и мелодия, достойная лучших рок-шедевров, и беспокойный, словно щебет весенних птиц, финал с невесомым соло на синтезаторе в сопровождении гулкого фортепиано. А в конце композиция обретает ещё больше клавишной «облачности», чем в начале, чтобы плавно перетечь в…

… «Minden könnycseppért kár». Хитрые венгры знают, куда давить, и продолжают пичкать нас проникновенными балладами. Если перед тем мы плыли в облаках, то здесь спускаемся ниже, чтобы насладиться горными ландшафтами с белоснежными вершинами и сочно-зелёными цветущими долинами. Мелодия вновь выше всяких похвал, а аранжировки и подача — подавно.

«Levél — Poste Restante» — динамичный хардовый боевик с мощной ритм-секцией. Здесь мы чётко слышим, что именно играет Мольнар, а что Секереш. Первый превосходно справляется с созданием плотного, объёмного ритма, в помощь ему Дебрецени и Михай. На этом фоне лидер-гитара отправляется в безудержный космический полёт. Окончательно становится понятно, что группа правильно поступила, пригласив Секереша, — крупные мазки его гитары органично вписываются в полотно. Голос Кобора обретает озорные нотки, становится блюзовее и сочнее, чем в балладах. Это характерная особенность вокальной манеры Меки — подобное хорошо слышно и в других композициях потяжелее.

Возвращаемся к балладному фундаменту, на котором по сути стоит этот альбом. «Yeshiva éneke» начинается вкрадчиво, тихо и тонко, но со временем обрастает оркестровками, гитарными переборами, пауэр-аккордами и умопомрачительными вокальными гармониями. «Csillaglány» — нечто глубоко фортепианное, ностальгическое, вечерне-зимнее. «Bíbor hajnal» обретает местами напряжённые, мрачноватые нотки, а главный голос в сопровождении гармоний изящно крадётся по узкому карнизу.

«A rock-and-roll nem hagy el» соответствует своему названию. Накушались баллад — теперь порокнроллим. Основной гитарный рифф, вокруг которого всё пляшет, звучит нарочито грязно, каменисто и колюче, а сопровождают его отдалённые фортепиано и электронный орган. Есть в этом своя прелесть! В том же духе американистая «Miss World». Между ними — «Égi szerelem», ещё одна баллада, самая грустная в этом чудесном альбоме. Плачет фортепиано, завывают ему в унисон неизбывной болью гитарные струны, устало шепчет синтезатор, заливаются печальным соловьём бэк-вокалисты, о чём-то рассказывает театрально Янош Кобор. Под такую штуку хорошо созерцать жухлые осенние пашни да размышлять о бренности своего бытия.

Наконец, «A kereszt-út vége» — нечто особенное и, вероятно, лучший финал, который можно было придумать для такого релиза. Композиция — в двух частях. Первая — тихая, медленная, почти лишённая ритмического рисунка. Здесь Меки медоточиво напевает под оркестровку с ненавязчивой гитарной прослойкой, что плавно дрейфует по воздуху. А переходит это в действо просто-таки грандиозное — мясистый и тягучий гитарный проигрыш с ощутимым закосом под классику в сопровождении эффектного хорового песнопения.

Подводя итог, признаем: за тридцать лет в студии и на сцене Omega нисколько не утратила своих музыкальных прелестей, а только их приумножила. «Trans and Dance» получился крепким, непринуждённым, свежим и волнующим. Ну и прибавляет колорита венгерский язык — он обволакивает и завораживает.

В последующие годы Omega продолжит развиваться в заданном направлении, будет добавлять всё больше цветов и оттенков в свою и без того богатую музыкальную палитру, сочинять новые песни и переосмысливать старые так, что они зазвучат совсем как новые. И мы обязательно вернёмся к творчеству этой необычной команды.