Найти в Дзене

ОГЭ. Сочинения по тексту Ю.В. Бондарева «Заехав в родной городок, где не был много лет, Павел Георгиевич Сафонов...» (СтатГрад 26.02.2025)

Оглавление

Вариант 1 Тренировочной работы №3 СтатГрад 26.02.2025

Исходный текст

Розовый цвет = об учительнице; голубой = о том, что ученики забыли её
Розовый цвет = об учительнице; голубой = о том, что ученики забыли её
Жёлтый и оранжевый цвет = беспамятство героя; сиреневый = роль учителя; зелёный = стыд
Жёлтый и оранжевый цвет = беспамятство героя; сиреневый = роль учителя; зелёный = стыд

13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют эпитеты?».

Сочинение 13.1

Эпитеты — это образные определения, выраженные прилагательными, причастиями, наречиями в переносном значении. Какую роль это средство выразительности играет в тексте Ю.В. Бондарева? На мой взгляд, эпитеты помогают автору передать отношение к героям, выразить их характер. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

Так, в предложении 6 говорится: «Он вспомнил милую Марию Петровну, любимую учительницу математики». Эпитеты «милая» и «любимая» говорят о том, что ученики испытывали тёплые чувства к педагогу, который относился к ним с неравнодушием и заботой. Итак, Мария Петровна была хорошим учителем, способным не только передать любовь к предмету, но и понять воспитанников, отнестись к ним с теплом и добротой.

Совсем иначе звучит предложение 52. Мария Петровна «не то насмешливо, не то осуждающе» ответила ученику, забывшему о ней, подобно другим одноклассникам. Эти эпитеты, выраженные наречиями, выражают горький укор несправедливо забытой учительницы.

Таким образом, с помощью эпитетов Ю.В. Бондареву удалось передать характер Марии Петровны, её чувства, вызванные невниманием со стороны любимых учеников.

Этапы сочинения 13.1
Этапы сочинения 13.1

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Плохо помню его, – пожав плечами, сказал он. – Забыл!

– Очень плохо, – не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна.

Они помолчали. Но от этих последних слов “очень плохо” Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл».

Сочинение 13.2

Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: Мария Петровна упрекает своего ученика за его забывчивость. Её горькая насмешка открывает герою глаза на то, насколько невнимательным он был к человеку, отдавшему столько душевных сил любимым воспитанникам. Приведу примеры из текста, подтверждающие эту мысль.

Так, в предложениях 12, 19-20, 25-27, 55-56 говорится о том, что Мария Петровна хорошо помнит своих учеников. Она сразу узнала Пашу Сафонова, помнит его одноклассников, «озорных, способных мальчишек», следит за судьбой повзрослевших воспитанников: журналиста Миши Шехтера, самого Павла Сафонова и многих других. Можно сделать вывод: учительница искренне любит учеников, продолжает беспокоиться об их судьбе, следит за их успехами и искренне гордится ими.

Однако сами ученики не отличились хорошей памятью о любимой учительнице и её вкладе в их судьбу. В предложении 57 говорится о том, что Павел Сафонов только теперь, разговаривая с Марией Петровной, «отчётливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад» от неё, но не ответил, «хотя ответил на другие». Этот пример позволяет понять, что герой проявил неблагодарность, забыв об учительнице и не найдя в себе силы ответить ей встречным участием.

Таким образом, важно ценить любимых учителей, вложивших в нас множество душевных сил, относившихся к нам с добротой и неравнодушием.

Этапы сочинения 13.2
Этапы сочинения 13.2

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Сочинение 13.3

Нужно ли уметь просить прощения? На мой взгляд, ответ на этот вопрос может быть только положительным. После осознания собственных ошибок человек признаётся в них и просит за них прощения, и тогда он сможет изменить себя к лучшему. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

В тексте Ю.В. Бондарева говорится о том, как Павел Сафонов испытал «чувство жгучего, невыносимого стыда» за невнимание к Марии Петровне (предложение 62). За собственное равнодушие и за забывчивость других одноклассников, не вспоминающих о любимой учительнице, герой просит прощения в телеграмме (предложения 63-65). Поступок Павла Сафонова говорит о том, что ему совестно перед педагогом, который относился к ученикам с любовью и участием. Осознав вину и попросив прощения, он наверняка исправится и будет внимательнее относиться к Марии Петровне.

Хочу вспомнить рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя обманул бабушку и тяжело переживал свой проступок. Дед посоветовал внуку попросить прощения. После того как Витя находит в себе силы и раскаивается, ему становится легче, и отношения с бабушкой налаживаются. Катерина Петровна видит, что мальчику действительно стыдно, что в нём проснулась совесть и что он вынес урок из случившегося. Чтобы поддержать Витьку, она дарит ему его любимый пряник, коня с розовой гривой. Итак, умение попросить прощения говорит о том, что человек осознал свою неправоту и готов исправиться, чтобы не допускать в будущем подобных ошибок.

Таким образом, признать ошибки и раскаяться в них способна сильная личность. Умение попросить прощения говорит о том, что человек готов изменить себя к лучшему.

Этапы сочинения 13.3
Этапы сочинения 13.3
Картина А. Харьковского «Награда учителю», 1951
Картина А. Харьковского «Награда учителю», 1951