Вчера удалось сыграть первую партию в новинку от GaGa Games – стратегию «Загадочные существа».
Не будем скрывать: большую роль в принятии решения о покупке сыграло оформление. Оно тут просто восхитительное: огромная стопка карт с фантастической живностью (арты не повторяются!), уникальные деревянные миплы, на некоторые из которых можно с помощью магнитиков посадить своего капитана, а в делюкс-версии – ещё и мешок деревянных яиц и железные кубки за достижения целей. В общем, держать всё это в руках и разглядывать было невероятно приятно!
Как внешне, так и по общей атмосфере «Существа» очень напоминают «Эверделл». Здесь мы тоже будем собирать сеты карт и пытаться построить из них какой-никакой движок по зарабатыванию победных очков, а вместо выставления работников, которые в «Эверделле» отправлялись за ресурсами, нужными для оплаты карт, здесь миплы выставляются на общую карту острова, где они тоже собирают ресурсы со смежных ареалов. То есть, вместо мипл-плейсмента – простенький ареа-контроль, но схожесть с «Эверделлом» это совсем не отменяет.
Правила «Загадочных существ» просты и объясняются менее, чем за 10 минут. В свой ход каждый игрок может выполнить одно из четырёх действий на свой выбор:
- Выставить на карту одну из трёх своих фигурок и за каждый символ на смежных областях взять соответствующий ресурс или карту с общего рынка. Символов этих всего 4: фрукты, кораллы, цветы, грибы. То есть, встав рядом с кораллом, вы либо отмечаете +1 ресурс на своём планшете, либо берёте с рынка карту какого-ибо водного жителя.
- Оплатить ресурсами одну из карт из руки и расположить её в своём заповеднике. У каждой карты, помимо ПО, есть ещё и свойство: одноразовое, вечное, в конце игры или для фазы сбора. Некоторые карты хорошо комбятся друг с другом, другие будут нужны вам для получения достижений.
- Объявить о достижении (они выкладываются в начале партии и являются общими для всех): например, накопить в заповеднике нужное число определённых символов. Это принесёт много победных очков в конце игры.
- Собрать своих трёх работников обратно (при этом нужно оставить в руке не больше 5 карт и активировать свойства некоторых построенных карт).
Нужные для достижений символы можно найти не только на построенных картах, но и на собранных жетонах яиц. Их можно получить разными способами, но чаще всего – используя сачки, которые тоже являются ценным ресурсом.
Таким образом сменяются раунды, пока не будут разобраны все кубки за достижения. В нашей партии именно они сыграли решающую роль: мы играли втроём, и по очкам за карты силы были примерно равны. А вот после подсчёта очков за достижения далеко вперёд вырвался игрок, который смог выполнить большинство из них раньше соперников. Так что «Загадочных существ» можно назвать ещё и игрой-гонкой – общие цели имеют очень большой вес.
Также хочу отметить ещё одну черту этой стратегии, которая, как мне показалось, отличает её от «Эверделла». В игре про лесных зверят карты, лежащие на общей поляне, лежат там довольно долго. Увидев какой-нибудь «Дворец» или «Мировое древо», приносящие кучу ПО, вы, конечно, не можете быть на 100% уверены, что они пролежат там пару кругов, но это довольно вероятно, и на этом можно основать свою стратегию: копить нужные ресурсы, гнаться за подходящими картами.
А вот в «Существах» на такое рассчитывать вообще нельзя: ситуация на рынке карт меняется очень быстро. Время от времени игроки активируют эффекты, которые очищают половину или весь планшет и заставляют выложить новые (всего там 6 карт). В принципе, можно не изучать карты, пока до вас не дойдёт ход – велика вероятность, что приглянувшиеся вам уйдут тем или иным образом. В начале мы изумились тому, какая же толстая колода карт существ. Но к концу партии всё стало понятно: мы прокрутили колоду практически всю (при игре не максимальным составом).
Поэтому для меня «Загадочные существа» пока что кажутся игрой, в которой надо просто расслабиться и получать удовольствие! Она красива, проста по правилам и, в принципе, даёт широкий простор для действий. Но кому-то могут зайти сильные комбы на картах, а кому-то – нет. Вы гоняетесь за достижением «Собрать 6 символов рыб в заповеднике), но к вашему ходу ни одной карты с рыбой на рынке нет – вполне вероятная ситуация. Уникальные свойства капитанов также показались далеко не равнозначными. В общем, рандома в геймплее довольно-таки много.
Тем не менее, все три участника высказали своё одобрение «Фантастическим тварям» (зачёркнуто) «Загадочным существам» и не прочь в ближайшее время разложить ещё партеечку! :)