Найти в Дзене

Летающий таракан или безумный самолёт-таран Гроховского

30-е годы прошлого столетия в Советском Союзе были самыми продуктивными и творческими – тогда стремительно развивалось всё: от сельского хозяйства до передовых видов военной техники. У учёных-конструкторов было много идей, которые они пытались воплотить в жизнь, но часть из них оказались «безумными» фантазиями. Безумные эти изобретения были по разным причинам: какие-то были совсем нежизнеспособными, а для каких-то время ещё не настало.

Павел Игнатьевич Гроховский изобретатель и конструктор авиационной и воздушно-десантной техники, заинтересовался идеей создания нового самолёта-тарана, который пробивал бы воздушные корабли противника своим телом. Тогда эта мысль носилась в воздухе, а конструктор решил воплотить её в металле, но на такую «ерунду» денег государство выделять не стало.

Павел Игнатьевич Гроховский
Павел Игнатьевич Гроховский

Тогда Гроховский занимал должность начальника Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям РККА, и решил обойтись своими силами. Он пригласил в НИИ трёх опытных авиаконструкторов: Болховитинова, Козлова и Каминова, и поставил им сложную задачу. Помимо основной цели «самолёта-тарана», в данной конструкции должно было воплотиться несколько передовых идей. Во-первых, самолёт должен был взлетать вертикально, во вторых, это должна была быть так называемая «бесхвостка», разработки которых только начались. Ну и хотелось бы, чтобы пилот при столкновении не погибал. Но это уже, как получится (шутка).

Самолёт-бесхвостка - это летательный аппарат, у которого хвост представлен только вертикальным оперением (килем). Преимущества данных машин: значительное снижение массы конструкции, аэродинамического сопротивления и стоимости благодаря исключению хвостовой части фюзеляжа и аэродинамических поверхностей оперения.

Одно из изобретений Гроховского: десантные касеты (1930-е годы)
Одно из изобретений Гроховского: десантные касеты (1930-е годы)

Полностью сформулированное техническое задание хоть и звучало очень сложно, но всё же имело реальную базу – разнообразные наработки и расчёты самого института. Когда появились наброски нового агрегата, кто-то из конструкторов сказал: «Ну и, кукарача!» - это таракан по-испански. В то время была очень модной испанская песня про таракана. Официально же, самолёту присвоили индекс Г-39 (и «Г» здесь взялась от фамилии Гроховского, а не от того, что вы подумали). Вот один из куплетов этой песенки:

Ах, таракашке сегодня тяжко
И не может он ходить
О дайте, дайте скорей бедняжке
Марихуаны покурить.

Объект получился сигарообразным, крылья на проекте были треугольные в 38 градусов, а его оперение вертикальным. Концовки крыльев были опущены вниз, чтобы создавалась воздушная подушка под самолётом – это должно было облегчать ему взлёт и посадку. Двигатель крепился сзади фюзеляжа на специальном устройстве, которое должно было его поворачивать, когда самолёт переходил бы из вертикального положения в горизонтальное. Так же, кромка крыла должна была иметь тонкую полоску из высокопрочного металла, так называемый нож, чтобы при столкновении с самолётом противника, им срезать хвостовое оперение. Нос самолёта должен так же был быть острым, чтобы протыкать дирижабли и воздушные шары.

Чкалов Валерий Павлович
Чкалов Валерий Павлович

Но так как, объект Г-39 разрабатывался на «голодном пайке», а конструкторы занимались им после основной своей работы, то и на производство прототипа никто денег не выделил. Строительство первой и единственной машины происходило в мастерских самого института (ЦАГИ). Новый мощный двигатель найти так и не удалось, поэтому на самолёт поставили маломощный и уже списанный М-11, а для постройки «Кукарачи» использовались материалы, которые были «обрезками» от других проектов. Сделать обтекаемую кабину не получилось, и её вообще оставили открытой. Полукруглый вырез для винта пришлось выпрямить, а треугольные крылья сделали стреловидными. Поэтому, ножи для воздушного тарана вообще поставить не удалось.

Единственное фото Кукурачи
Единственное фото Кукурачи

Весной 1935-го года «Г-39» вывели на аэродром для испытаний. Машину поднять в воздух должен был сам Чкалов, знаменитый наш лётчик-испытатель: быть может, если бы ему это удалось, то Валерий Павлович, погиб бы на три года раньше. Но он действительно старался поднять объект в небо – «Кукарача» ездила по аэродрому, набирала скорость, только вот прощаться с землёй явно не хотела. Чкалов был настырным, поэтому закончил испытания только тогда, когда в баке закончилось горючее, а конструкторам он сказал такие слова:

«Действительно таран, а тараны летать не умеют! Что-то вы упустили, уважаемые господа. Или же перемудрили».

Неудача испытаний, в принципе была очевидной: мотор оказался слишком слабым, фюзеляж самолёта затенял винт и это снижало тягу, да и сборка самолёта была ужасной. Павел Гроховский старался и дальше развивать свою машину, но все его попытки так и остались лишь на бумаге, а уже во время войны в 1942-м году его арестовали и расстреляли. Причина пока неизвестна, но возможно, как в таких случаях бывает во время войны, «за нецелевую растрату государственных средств». Хотя это только предположение.