Найти в Дзене
ВТБ Страна

Дружба, искусство и любовь: творческие пары эпохи авангарда

В русском искусстве 1920-х годов особенно ярко звучали эксперименты и новации. Художники и поэты вступали в творческие объединения, гремели поэты-футуристы, художники-авангардисты, конструктивисты и супрематисты. Многие люди нового мира составляли творческие, дружеские, а порой и крепкие любовные пары. Самый известный союз мастеров авангарда, продлившийся всю жизнь, составили художники Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Подобрали для вас еще несколько творческих пар эпохи перемен. Про любовь. Самая известная и самая скандальная пара своего времени, конечно же, поэт Владимир Маяковский и его муза Лиля Брик. Он звал ее Кися, она его Щен. Об их романе сломано множество копий, но остается фактом, что без Лили Брик не было бы многих знаменитых произведений поэта-футуриста. Про него. Маяковский был человеком эпохи, которая требовала от творческих людей пробовать себя на разном поприще. Главный поэт русского футуризма был новатором в литературе и театре, актером, работал в кино и графическо
Оглавление
Михаил Матюшин. «Сосны в дюнах», 1910 год, собрание Марины и Бориса Молчановых © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Михаил Матюшин. «Сосны в дюнах», 1910 год, собрание Марины и Бориса Молчановых © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»

В русском искусстве 1920-х годов особенно ярко звучали эксперименты и новации. Художники и поэты вступали в творческие объединения, гремели поэты-футуристы, художники-авангардисты, конструктивисты и супрематисты. Многие люди нового мира составляли творческие, дружеские, а порой и крепкие любовные пары. Самый известный союз мастеров авангарда, продлившийся всю жизнь, составили художники Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Подобрали для вас еще несколько творческих пар эпохи перемен.

Владимир Маяковский и Лиля Брик

Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Крыму, 1926 год © РИА Новости
Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Крыму, 1926 год © РИА Новости

Про любовь. Самая известная и самая скандальная пара своего времени, конечно же, поэт Владимир Маяковский и его муза Лиля Брик. Он звал ее Кися, она его Щен. Об их романе сломано множество копий, но остается фактом, что без Лили Брик не было бы многих знаменитых произведений поэта-футуриста.

Про него. Маяковский был человеком эпохи, которая требовала от творческих людей пробовать себя на разном поприще. Главный поэт русского футуризма был новатором в литературе и театре, актером, работал в кино и графическом дизайне, создавал агитационные плакаты для «Окон РОСТА» и рекламных кампаний.

Про нее. За Лилей Брик закрепилось множество ярлыков. Некоторые считали, что, кроме роли «музы Маяковского», она ни на что не годилась. Другие — что после смерти поэта она паразитировала на его наследии. Но верно и другое. Эта женщина была центром творческой жизни своего времени, обладая тонким вкусом, и вдохновляла художников и поэтов своего круга, оставаясь символом творческой свободы. Создала первый музей Маяковского, написала воспоминания. А при жизни поэта пробовала себя в кино, написала сценарии для нескольких фильмов, один из которых, «Стеклянный глаз», удалось выпустить в 1928 году.

Александр Родченко и Варвара Степанова

Иллюстрация Александра Родченко к первому изданию поэмы Маяковского «Про это» 1923 года, выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре «Зотов», 2022 год © Рамиль Ситдиков, РИА Новости
Иллюстрация Александра Родченко к первому изданию поэмы Маяковского «Про это» 1923 года, выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре «Зотов», 2022 год © Рамиль Ситдиков, РИА Новости

Про любовь. Одной и самых романтичных и крепких пар русского авангарда стали Александр Родченко и Варвара Степанова. Они встретились в Казани в художественной школе еще в 1914 году, а после расставания стали переписываться и вскоре уже не расставались. В письмах он называл ее Королевой и Нагуаттой, она его — Королем Олеандром Огненным и Анти. Они сразу придумали собственный сказочный мир, полный тайных символов, а еще нежности и творчества, и поддерживали его, несмотря ни на что.

Про него. Александр Родченко — новатор русского авангарда, один из первых мастеров советского фотомонтажа, графического дизайна и конструктивизма. Его эксперименты стали революцией в фотографии. Он оформлял плакаты, книги и рекламу, закладывая основы советского визуального стиля, а также разрабатывал промышленные конструкции. Без его наработок история мирового дизайна могла бы пойти совсем по другому пути.

Про нее. Варвара Степанова прославилась как дизайнер функциональной одежды и сценических костюмов. Она работала с типографикой и оформлением книг, продвигая идеи «производственного искусства», где эстетика сочеталась с практическим применением.

Общие проекты. Художники всю жизнь шли рука об руку, вдохновляя друг друга. Среди их знаменитых совместных проектов — книга «Самозвери», в которой иллюстрациями стали сделанные Родченковым фотографии фигурок из бумаги, вырезанных Степановой.

Александр Веснин и Любовь Попова

Любовь Попова. «Портрет Александра Веснина», 1911–1912 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Любовь Попова. «Портрет Александра Веснина», 1911–1912 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Про дружбу. Архитектора Александра Веснина и художницу Любовь Попову связывала многолетняя крепкая дружба. Они встретились совсем юными в школе живописи и рисования Юона в 1908 году и с этих пор двигались плечом к плечу в творчестве и в жизни. Например, после смерти мужа Поповой только Веснину удалось уговорить ее отвлечься и поехать с его семьей на Кавказ. Если бы не внезапная кончина Поповой в 1924-м, кто знает, каких высот могли бы достичь их проекты.

Про него. Александр Веснин — архитектор, художник и один из родоначальников конструктивизма. Он разрабатывал проекты авангардных зданий, включая Дворец труда и Дом культуры, стремясь к синтезу функциональности и эстетики. Веснин также работал в театре, создавая сценографию в духе индустриального минимализма, и участвовал в оформлении выставок.

Про нее. Любовь Попова — одна из ярчайших фигур русского авангарда, работавшая в живописи, графике и дизайне. Она внесла значительный вклад в развитие супрематизма и конструктивизма, создавая динамичные композиции с геометрическими формами и насыщенными цветами. Позже сосредоточилась на прикладном искусстве, разрабатывая ткани вместе с Варварой Степановой, а также сценографии и книжном оформлении. В Еврейском музее и центре толерантности при поддержке ВТБ прошла выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»: здесь можно почитать интервью с кураторами.

Общие проекты. После революции художники часто выступали как соавторы. Оформляли здание Моссовета к 1 Мая, работали над эскизами для оформления действа «Война и победа» для III Конгресса Коминтерна в соавторстве с Мейерхольдом, выступавшим в роли режиссера. Совместно вели мастерскую «Цвет» во ВХУТЕМАСе, участвовали в выставках, мечтали и работали для нового советского будущего.

Пётр Митурич и Вера Хлебникова

«Звездная азбука» Велимира Хлебникова в кубиках Петра Митурича на выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре «Зотов», 2022 год © Рамиль Ситдиков, РИА Новости
«Звездная азбука» Велимира Хлебникова в кубиках Петра Митурича на выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в Центре «Зотов», 2022 год © Рамиль Ситдиков, РИА Новости

Про любовь. Еще один крепкий творческий брак — художников Петра Митурича и Веры Хлебниковой, ставших основателями целой творческой династии. Они были друзьями по переписке, а встретившись, больше не разлучались. Даже после смерти любимой в 1940 году художник продолжал писать ей письма: «Веринька моя милая, Веринька-заинька, уже второй год мы течем без тебя в бурных водах нашей военной современности. Живем и нежно, любовно бережем все, что творили твои милые руки, все, что запечатлено на бумаге».

Про него. Пётр Митурич был знаком и близок со многими футуристами, преподавал во ВХУТЕМАСе, а также написал целый ряд теоретических работ об искусстве. В эпоху экспериментов создавал объемные конструкции («пространственную графику»), модели летательных аппаратов, даже технические изобретения. Работы Петра Митурича можно сейчас увидеть на выставке «Русское невероятное», проходящей в Центре «Зотов» при поддержке ВТБ.

Про нее. Вера Хлебникова увлекалась рисованием с раннего детства: ее старший брат Велимир Хлебников перед приходом гостей украшал дом ее рисунками и гордился сестрой. Девушка училась в Париже и после возвращения в Россию в 1916 году была уже сформировавшимся художником.

Общие проекты. С рождением сына Мая (будущего знаменитого художника Мая Митурича-Хлебникова) Вера временно оставила творчество, хотя муж продолжал советоваться с ней и говорил, что под ее руководством «растет с каждым шагом». Когда сын подрос, Вера стала трудиться наравне с мужем. В непростые 1930-е они брались за любые проекты, особенно в области книжной графики.

Алексей Кручёных и Ольга Розанова

Ольга Розанова. Титул и последняя страница книги Алексея Кручёных «Утиное гнездышко дурных слов», 1913 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Ольга Розанова. Титул и последняя страница книги Алексея Кручёных «Утиное гнездышко дурных слов», 1913 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Про любовь. Эта пара идеально отражала свое время: оба страстные экспериментаторы в жизни и творчестве, Ольга Розанова и Алексей Кручёных были вместе недолго, всего шесть лет, и неоднократно расходились за это время. Однако их любовь привела к ряду интереснейших опытов.

Про него. Алексей Кручёных — поэт-футурист, соратник Маяковского и Бурлюка, теоретик стиха. Одно из наиболее интересных его изобретений — поэзия заумь, своеобразный абстрактный, беспредметный язык (поэт играл буквами, слогами и методами их записи на строке), который, по мнению поэта, был нов, свеж и поэтому очищен от налипшего на привычные слова контекста. Его тексты не содержат смысловой нагрузки, но имеют ясный ритм, звук и стиль написания.

Про нее. Ольга Розанова — одна из крупнейших представительниц русского авангарда, успевшая за короткую жизнь поработать практически во всех жанрах: в кубизме, супрематизме, футуризме. Изобрела технику цветописи. Умерла в 1918 году от дифтерита. Даже ее похороны прошли под знаком нового искусства и сопровождались супрематическим флагом.

Общие проекты. Творческое содружество Розановой и Кручёных привело к созданию уникального стиля русской футуристической книги. Интересно, что они менялись ролями: Ольга писала заумные стихи, Алексей пробовал создавать коллажи. Так появилась на свет рукодельная книга «Вселенская война. Ъ» 1916 года, в которой высокопарные стихи соседствовали с беспредметными аппликациями.

Михаил Матюшин и Елена Гуро

Михаил Матюшин. «Портрет Елены Гуро, жены художника», 1912 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Михаил Матюшин. «Портрет Елены Гуро, жены художника», 1912 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»

Про любовь. Он писал музыку и занимался наукой и живописью, она писала картины и стихи, а вместе Михаил Матюшин и Елена Гуро стали вдохновителями первой волны русского авангарда и лидерами футуристического поэтического кружка, в который входили Давид Бурлюк и Велимир Хлебников.

Про него. Михаил Матюшин — композитор, художник и теоретик русского авангарда, один из основателей кубофутуризма. Он экспериментировал с цветом и формой, создавая абстрактные композиции, а также разрабатывал теорию «расширенного зрения», влияющую на восприятие пространства в искусстве. В 1913 году, в год смерти Елены Гуро, вышла опера Матюшина «Победа над Солнцем», либретто к которой писал Алексей Кручёных, а оформлением занимался Казимир Малевич.

Про нее. Елена Гуро — поэтесса, художница и одна из первых женщин в русском футуризме. Ее литературные и графические работы отличались тонкостью, лиричностью и экспериментами с формой. В поэзии она сочетала символизм и футуризм, а в живописи стремилась к синтезу природы и абстракции, создавая легкие, музыкальные образы.

Общие проекты. Матюшин и Гуро были не только супругами, но и единомышленниками, работали над синтезом искусства и теории восприятия. Они совместно издавали футуристические альманахи (например, первый футуристический сборник «Садок Судей»), искали новые формы выражения в живописи и литературе.

Их многогранному творческому наследию посвящена новая выставка в Центре «Зотов» — «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро», открывшаяся при поддержке ВТБ. На ней представлены живописные, поэтические и музыкальные эксперименты этой удивительной пары, повлиявшие на эпоху русского авангарда. Например, здесь впервые показывабт созданную Матюшиным конструктивистскую скрипку. Ее отреставрировали в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, который также один из партнеров ВТБ.