Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Ундина” (2020, Undine): Водолаз и русалочка

Оглавление

Романтическая драма “Ундина” Кристиана Петцольда (Christian Petzold) впервые была показана в рамках юбилейного кинофестиваля в Берлине (70th Berlin International Film Festival) 23 февраля 2020 года.

Вообще Петцольда можно назвать завсегдатаем Берлинале. В его фильмографии всего десять полнометражных художественных фильмов и семь из них были представлены в программе этого фестиваля. И в основном участие в фестивале не проходит впустую. Например, Паула Бер, исполнившая главную роль в “Ундине”, получила Серебряного медведя.

В 2003 году Кристиан Петцольд привёз в Берлин свой первый фильм, драму “Вольфсбург” (Wolfsburg), тогда его поощрила своим призом Федерация критиков (Фипресси). Следующие два его проекта – “Призраки” (2005) и “Йелла” (2007) – претендовали на высшую награду, Золотого медведя; первый остался лишь с номинацией, второй – был отмечен призом Femina-Film Prize, а актриса Нина Хосс (любимая актриса режиссёра) получила Серебряного медведя.

К слову, Femina-Film Prize – довольно интересная награда, она вручается от ассоциации женщин женщинам технических специальностей в кино (операторам, художникам по костюмам, композиторам или специалистам монтажа). Так, в 2007 году этот приз достался монтажеру Беттине Бёхлер (Bettina Böhler). Это постоянный сотрудник Петцольда на всех его проектах в категории монтажа (как Тельма Скунмейкер – у Мартина Скорсезе). И результат неизменно прекрасен – это всегда элегантные переходы от сцены к сцене.

Романтическая драма “Ундина” стала для Петцольда вторым проектом, в котором он снова на главные роли взял Паулу Бер и Франца Роговского. До этого они играли любовь в “Транзите” 2018 года, и премьера этого фильма тоже состоялась в рамках Берлинале.

Сюжет

Ундина Вибо (в исполнении Паулы Бер) – историк, она читает лекции о городском планировании и развитии в Берлинском музее. Она рассказывает о том, какие изменения касались город за столетия его существования, но и сама она, подобно Берлину, переживает личные трагедии. Ундину бросает возлюбленный Йоханнес (в исполнении Якоба Маченца), от чего она чувствует себя потерянной, “с тех пор как он ушёл, ей приходится заставлять своё тело делать то, что оно должно делать автоматически”.

Чудесным образом в её жизни появляется добросердечный заботливый Кристоф (в исполнении Франца Роговского). Но как бы он ни восхищался Ундиной, её прежняя любовь засела слишком глубоко, и вытеснить её Кристоф так просто не мог, как бы ни любил Ундину.

Каким получился фильм: древний миф и магический реализм

Романтическая драма “Ундина” – это очень красивый фильм, это то, что поверхностно можно сказать о нём. Это насыщенные цвета – природные оттенки зелёного, синего, серого, бежевого. Это лёгкий ветерок, который заигрывает с кудряшками Ундины, и вода, привычная стихия для Кристофа. Кристиан Петцольд делает мир героев волшебным и привлекательным, он увлекает туда и зрителя, пробуждая где-то внутри ребёнка, любящего сказочные истории. Я бы сказала, что этот фильм обладает чертами магического реализма, как и драма “Транзит”.

Имя главной героини – Ундина (от слова на латыни unda – “вода”, “волна”) – отсылает к водяной нимфе, категории сверхъестественных женщин, которая становится человеком, когда влюбляется в мужчину, но он обречён умереть, если он ей изменит.

Ундина Вибо (в исполнении Паулы Бер)
Ундина Вибо (в исполнении Паулы Бер)

Неудивительно, что сквозным элементом всей истории является вода. Сама Ундина только выглядит обычной девушкой и только кажется, что ей легко далось слияние с обществом (она увлекательно читает лекции гостям Берлина, заставляя их внимать каждому её слову), на самом деле, она мифическое существо. Она привлекла к себе такое же существо в лице Кристофа. Кристоф – промышленный водолаз, большую часть времени он проводит под толщей воды, поддерживая опоры мостов и турбины в рабочем состоянии. Даже встреча Ундины и Кристофа была выстроена магически – он словно материализовался из воды. Вот Ундина услышала какой-то голос, шепчущий её имя, вот она посмотрела на аквариум, на дне которого стоит водолаз в своём водолазном костюме, и вот перед Ундиной появляется Кристоф. И он говорит с ней на её языке.

Кристоф (в исполнении Франца Роговского)
Кристоф (в исполнении Франца Роговского)

Это история женщины. Европейская система верований объясняет, что вода – это женский элемент. И Кристиан Петцольд в своём фильме предложил свою версию мифа об Ундине, подчеркнув им одновременно силу и слабость женщины, её способность давать и забирать.

Вообще миф об Ундине существует целые века, взяв начало ещё в Древней Греции. За длительное существование этой истории она преображалась. Например, в одной из версий сказки, когда Ундина застала своего мужа с другой женщиной, она прокляла его, заставив его вечно бодрствовать, чтобы самой всегда контролировать его дыхание.

Но её ключевые элементы сохранялись. Юная водяная нимфа по имени Ундина обладает внешней красотой и красивым голосом, но у неё нет души. Обрести её Ундина сможет, если выйдет замуж. Но замужество лишит её сверхъестественного начала. Кого это останавливало – никого, даже водяную нимфу. Она влюбилась в молодого человека, они поженились. Теперь возникает новая опасность: если муж Ундины изменит ей, он умрёт.

В мифе у пары рождается ребёнок – наполовину человек, наполовину водное существо. Вскоре Ундина застаёт своего мужа с другой женщиной, и, согласно пророчеству, муж умирает.

Миф вдохновил французского писателя Фридриха Де Ла Мотт Фуке на создание его повести "Ундина", которая была опубликована в 1811году. Годы спустя появилась новая версия этой истории – теперь от датского писателя Ганса Христиана Андерсена, он создал рассказ "Русалочка", который был опубликован в 1837году. Это лишь первые интерпретации, после которых появлялись и другие.

В версии Кристиана Петцольда есть и прекрасная Ундина, есть и вероломный мужчина по имени Йоханнес, которого она полюбила. Изменение в том, что Йоханнес изначально был женат и не мог всецело принадлежать Ундине. Петцольд добавил в историю Ундины второго молодого человека – Кристофа, которого можно принять за такое же водное существо. Или даже за версию Ундины в мужском обличье, её перерождение в новом человеке, но также преданного водной стихии. Кристиан Петцольд исключил элемент жертвы из образа Ундины – она отомстила не то чтобы за себя, она нанесла удар Йоханнесу за то, что он стал причиной неполадок в её вновь обретённом покое. В этой кинематографической версии Ундина похожа на ангела мести – за себя и своего возлюбленного.

-4

Как я написала выше, как и предыдущая драма “Транзит”, этот фильм обладает элементами магического реализма. Магический реализм – это повседневная жизнь с элементами фэнтази. Главные герои – Ундина и Кристоф – выглядят обычными людьми, они не парят над землёй и передвигаются между городами на поезде, а не с помощью магии, они живут в обычном мире, а не альтернативном. Их жизнь выглядит обычной, вокруг них нет вампиров и магов, руководящих их сознанием. Магический реализм тут в том, что всё необычное, что происходит между Ундиной и Кристофом, просто существует, и в их отношении это нормально, оно не нуждается в объяснении, как оно не требуется при чтении сказки. Почему-то разбивается аквариумное стекло (на самом деле, из-за энергетики, исходящей от Кристофа и Ундины); Ундина может совершенно спокойно плавать без акваланга под водой (в этом прослеживается как раз намёк на её мифологические корни); мозг, который оживает после 12-минутной гипоксии (на самом деле, потому что Кристоф слишком влюблён в Ундину, потому возвращается даже с того света); девушка проникает в чужой дом и с лёгкостью топит здорового мужчину в бассейне (Ундина обещала, что она убьёт его и делает это); вечерний телефонный звонок от человека, который не мог в это время разговаривать (душа Кристофа преодолевает расстояние и время ради Ундины).

При этом не стоит забывать и то, что в этом фильме снова тесно переплетаются прошлое и настоящее. Ундина читает лекции об архитектуре Берлина, затрагивая его историю и делая акцент на разрушении Берлинской стены. Благодаря этим фактам, можно провести параллель между архитектурой и главной героиней. И Берлин, и Ундина находятся во власти призраков прошлого.

Город переживал разделение и объединение; человек в своей жизни тоже иногда “шатается”, подвергаясь тяжёлым испытаниям – он теряет свою целостность и ждёт последующего восстановления. Как в городе, так и в жизни человека, что-то уходит безвозвратно, а что-то появляется. Ундина смотрит на огромный макет Берлина, видя лишь одну точку, где в реальности её должен ждать Йоханнес, но Йоханнес уходит.

Рассматривая вместе город и жизнь человека, можно сказать, что они похожи в том, что их легко сломать, а на восстановление уходят года. И действительно, отношения Кристофа и Ундины начинают шататься всего лишь после случайной встречи с Йоханнесом, и в жизни Ундины снова начинается тёмная полоса. Кристиан Петцольд мастерски связывает все элементы своей истории воедино – он использует архитектуру, миф об ундине, романтику, он добавляет магический реализм, и у него получается связная интересная сказка для взрослых. Её сложно пересказать, но смотреть намного проще.