Найти в Дзене
Просто Жить

«Несколько лет я хотел забыть о том, что рассказала мне пациентка, пережившая клиническую смерть». Психиатр Б. Грейсон о рассказах пациентов

Оглавление
 Брюс Грейсон.
Брюс Грейсон.

– Мои волосы встали дыбом, а по телу забегали мурашки, когда я услышал рассказ одной пациентки, которая пережила клиническую смерть. Все, что тогда было услышано мной, заставило меня поставить под сомнение мои знания о мозге, сознании и о том, кем мы являемся на самом деле. В то время я только начинал свою психиатрическую практику. Я строил научную карьеру, поэтому о странном рассказе своей пациентки я решил не рассказывать коллегам. Я боялся, что они обвинят меня в непрофессионализме или, что еще хуже, сделают меня своим пациентом, – говорит американский психиатр Брюс Грейсон.

Почти пятьдесят лет Брюс Грейсон работает психиатром. За это время среди его пациентов было немало тех, кто пережил клиническую смерть. Долгое время психиатр молчал о том, что он слышал от этих людей. Со временем рассказов накопилось так много, что Брюс Грейсон решил дать им научную оценку.

История, о которой никто не должен знать

– Пятьдесят лет назад я окончил институт и стал врачом отделения неотложной психиатрической помощи в Вирджинии. Спустя пять месяцев с начала моей работы здесь и произошел этот случай. В тот день я обедал в больничной столовой. Когда я подносил ко рту очередную порцию еды, зазвонил мой пейджер. От неожиданности я выронил вилку, и она вместе с едой упала на мой галстук, оставив на нем большое красное пятно от соуса. Я попытался оттереть его, но оно лишь увеличилось в размерах. Так как меня срочно вызывали в отделение, я решил не переодеваться. Надел свой белый халат, и теперь никто не мог видеть моего пятна на галстуке, – рассказывает Брюс Грейсон.

Вернувшись в отделение, психиатр узнал, что сюда доставили пациентку (ее звали Холли), которая пыталась уйти из жизни. Она была студенткой первого курса университета. Так как пациентка находилась без сознания, Брюс Грейсон решил поговорить с ее подругой, которая приехала вслед за машиной скорой помощи.

– Подругу моей пациентки звали Сьюзен. Я пытался выяснить у нее, что именно приняла Холли. Сьюзен этого не знала. Но она рассказала мне, что Холли хотела отчислиться из университета, но ее родители не разрешали ей этого сделать. Сьюзен больше ничего не могла мне сообщить, и я проводил ее до двери. Потом я вернулся назад комнату. Здесь было очень жарко. Я сел в кресло, расстегнул пару пуговиц на халате и снова увидел свой испачканный галстук, – вспоминает Брюс Грейсон.

Вечером психиатр зашел в палату к своей пациентке. Но она все еще была без сознания. На следующий день Холли пришла в себя. Брюс Грейсон должен был поговорить с ней и составить отчет для других психиатров о состоянии этой пациентки. Врач зашел в палату к Холли и представился. В ответ он услышал это:

– Я знаю, кто вы. Я видела вас вчера.

Брюс Грейсон был озадачен этим ответом, ведь ему сообщали, что пациентка не приходила в сознание весь вчерашний день.

– Я несколько раз заходил к вам в палату. Мне говорили, что вы без сознания, – сказал врач.

– Я видела вас в другой комнате. Вы разговаривали со Сьюзен. На вас еще был галстук с красным пятном, который вы закрыли халатом, – уточнила Холли.

Брюс Грейсон не верил своим ушам. «Что вы сказали?», – это все, что психиатр смог произнести в тот момент. С широко открытыми глазами Брюс Грейсон слушал, как его пациентка пересказывала, о чем он говорил со Сьюзен.

Врач предположил, что студентки решили его разыграть, заранее договорившись о том, что Сьюзен будет рассказывать врачу. Но даже если это было так, то Холли никак не могла знать заранее о пятне на галстуке. Молодой врач был сбит с толку. Он понимал, что эту историю нельзя включать в его отчет.

– Долгое время я считал произошедшее историей, о которой никто не должен знать. Несколько лет я хотел забыть о том, что рассказала мне пациентка, пережившая клиническую смерть, – вспоминает сегодня Брюс Грейсон.

-2

«О чем нам говорят эти закономерности»

Брюсу Грейсону не удалось забыть об истории с Холли. Со временем в практике психиатра собралось несколько десятков схожих случаев, в котором его пациенты рассказывали о выходе из своего тела.

– Были случаи, когда именно из-за таких рассказов человек и становился моим пациентом. Среди них, например, был пожарный Билл Харнланд. Его направили ко мне на психологическое обследование после того, как он рассказал своему врачу, что во время клинической смерти встречался со своим умершим отцом, – говорит Брюс Грейсон.

Во время тушения пожара Билл Харнланд получил травму и потерял сознание. Коллеги поспешили ему на помощь.

– Я видел, как мои товарищи несут кого-то из наших ребят. Я кричал им, что мне также нужна помощь. Но они не смотрели в мою сторону. Потом я заметил, что вокруг меня нет ни одного пожарного. А еще я осознал, что не ощущаю боли, не чувствую запаха дыма. Все это привело меня к догадке, что тот человек, которого тащили мои товарищи, и был я. Потом раздался какой-то хлопок, и стало темно. Мне казалось, что я нахожусь в каком-то туннеле. Наверное, так выглядит торнадо, если смотреть на него изнутри. Вдалеке я видел свет, напоминающий северное сияние, – рассказал Билл Харнланд Брюсу Грейсону.

Пока Билл Харнланд находился в тоннеле, он видел картины из своей жизни. Он увидел много событий и людей, которые были уже позабыты им. Но все это внезапно прервалось. Билл Харнланд увидел своего отца, которого уже как пятнадцать лет не было в живых. Он остановил Билла и сказал, что ему нужно вернуться назад.

Билл Харнланд снова оказался в своем теле. Но он не помнил, как возвращался в него. Он снова ощущал боль, почувствовал запах дыма, слышал вой сирен. Но возле Билла никого не было. Позже он узнал, что врачи посчитали его мертвым. Они помогали тем, кому еще можно было помочь.

– Позже врач сказал мне: «Вы не умерли по счастливой случайности». В ответ я рассказал, что на самом деле я умер, а потом вернулся. Я описал все, что видел. Врач настороженно посмотрел на меня и отправил меня к психиатру, – завершил свою историю Билл Харнланд.

-3

Брюс Грейсон собрал более чем тысячу историй о подобных переживаниях, лично поговорив с каждым человеком. Он нашел в этих историях некоторые закономерности. Например, половина людей, которых опросил Брюс Грейсон, утверждала, что когда они оказывались вне тела, их мышление становилось более быстрым и логичным. При этом люди ощущали, что время для них замедлялось, или же оно совсем исчезало. Также многие из них рассказали психиатру, что они видели события из своего прошлого, словно вся жизнь проносилась перед их глазами.

– О чем нам говорят эти закономерности? В институте меня учили, что наш мозг создает сознание. Однако многие из тех пациентов, которые пережили клиническую смерть, сообщают, что без тела их сознание было более ясным, а мышление более быстрым, чем когда-либо ранее. Это бросает большую тень сомнения на наши представления о том, что сознание создается мозгом. Все это является стимулом для того, чтобы пересмотреть наши материалистические взгляды на сознание и приступить к исследованию его истиной природы, – считает Брюс Грейсон.