В Ачэне, городе-спутника Харбина, случилось моё первое знакомство с миром китайских парков, устроенных по конфуцианским идеям, даосским практикам и житейскому опыту, копившемуся тысячами лет.
От внешнего мира такой парк отделён стеной, а внутри него обязательно есть озеро плавных, но причудливых форм с беседками на берегах и горбатыми мостиками на протоках:
Правильный китайский сад цветёт круглогодично. В Маньчжурии, конечно, этого не добиться никак, но здесь пошли другим путём, годовую норму по цветам выполняя за весенний месяц:
На извилистых аллеях - скульптуры. Канонически - каких-нибудь мудрецов, божков, монархов или хотя бы просто славных предков, но в Красном Китае актуальнее герои войны и труда. Главный, впрочем, всё равно конь - его мы уже видели на панно вокзала:
Однако главное украшение китайского парка - люди. Патентованный коллективизм особенно заметен даже не в труде, а в досуге: выбор хобби и кружка по интересам в Китае невелик, за его пределами единомышленников искать почти нет смысла даже в мегаполисе, но если уж попал в струю - возможности почти безграничны.
Поэтому в китайском парке на каждой поляне какая-нибудь яркая движуха - тут несколько десятках человек в ханьфу (традиционных костюмах) танцуют с веерами:
Там в каждой беседке дедушка играет на эрху:
Но через парк мы только срезали дорогу, и за оградой весь этот яркий уютный мирок вмиг исчез без следа.