Пленки Тасма тип 42л и Тасма тип 25л – это негативные черно-белые аэрофотопленки, которые до сих пор производятся в России (ранее в СССР) на заводе "Тасма" в Казани. Аэрофотопленки – значит пленки технические, предназначенные для фотографирования с высоты объекты на земле. Обычно для картографирования. У них есть существенные различия в характеристиках и, соответственно, в применении.
Эта статья именно о Тасме 42л и причем о среднем формате. Я так понимаю, что я столкнулась именно с намоткой, которую уже делает посредник, покупая у производителя большие бобины и нарезая в нужный размер 61,5 мм по ширине и 840-860 мм длине.
Если обратиться на сайт производителя (https://tasma.ru/products/aerofotoplenki/aerofotoplenka-tip-42l/), то можно прочитать информацию о том, что пленка очень высокочувствительная 1000-1400 единиц. Но для нас с вами, обычных творческих фотографах это не совсем так. Дело в том, что ГОСТы, определяющие чувствительность для фотоплёнок и аэрофотоплёнок, отличаются:
Для фотоплёнок чувствительность определяется международным ГОСТом (Internation Standart Organisation), который указывает этот параметр на упаковке (например, ISO 200).
Для аэрофотоплёнок метод определения светочувствительности устанавливает ГОСТ 10691.5-88 (https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294840/4294840110.pdf )
Таким образом, для фотоплёнок чувствительность указывается в единицах ISO, а для аэрофотоплёнок — по специальным критериям, указанным в нормативно-технической документации на конкретный тип плёнки, что вы и видите на сайте производителя. Так происходит потому что для аэрофотопленок необходим высокий уровень контраста для более четкого определения объектов с воздуха, а полутона не играют никакой роли.
Мои творческие эксперименты показали, что рабочая чувствительность пленки Тасма тип 42л для получения полутонов приблизительно 50 - 100 едениц. При съемке именно с такой чувствительностью получается хорошее, богатое (если это слово вообще применимо для этой пленки) полутонами изображение.
Даже если сравнить один и тот же сюжет, снятый на Ilford Delta 400 и Тасма тип42, отечественная Тасма не сильно то и проигрывает. А уж в цене выигрывает то это наверняка!
Понятно, что Илфорд будет попластичнее и поприятнее, но за неимением гербовой, пишем на простой :)
И обратите внимание на хорошую детализацию и мелкое зерно. Ведь пленка изначально именно для технических целей, где нужно хорошее разрешение (Разрешающая способность, 110 мм-1, не менее). Хотя передача информации в светах, конечно, печалит.
Еще одна особенность этой пленки – тонкая и очень прозрачная подложка. С одной стороны прозрачная, это хорошо, она дает большой динамический диапазон, с другой - провалы в тенях при малейшем недоэкспонировании. С одной стороны, тонкая полиэтилентерефталатная основа ровная, не скручивается, плохо рвется и быстро сохнет, с другой - неудобно при заправке в бачок и сканировании. Я проявляю узкую плёнку в советском бачке, спираль которого имеет направляющие только с одной стороны. В другие типы бачков, такую тонкую фотопленку вставить весьма проблематично. Средний формат более менее запихивается в бачок Кайзер. Особенно неприятный момент для узких пленок, что свет попавший в щель катушки дает засветки на изображении.
Хранить плёнку необходимо в темной коробочке или фольге. А заряжать в фотоаппарат в полутемном помещении (или хотя бы в тени). Я и 120 пленку храню, завёрнутую в фольгу и в темной коробочке, которую мне подарил один из подписчиков.
Кстати, при большом динамическом диапазоне, эта пленка имеет небольшую фотографическую широту (то есть теряется часть полутонов просто не воспроизводится). И чем с более высоким ИСО снимаем, тем больше тонов теряем.
Тасма тип 42 – изопанхроматическая плёнка. Она немного отличается от обычных панхроматических пленок. Это значит, что у нее расширенный диапазон в зеленом спектре, в отличии от панхроматических фотопленок. И как я понимаю, убрана УФ часть чувствительности, за счет этого на нее можно снимать пейзажи без дымки с хорошей детализацией вдали. Как будто вы поставили УФ фильтр. (Не нашла в интернете графика спектральной чувствительности для этой пленки, только слова «предел спектральной чувствительности 700-730нм, пик 670-690»)
Обычно я проявляю Тасму Родиналом в разведении 1:50. Проявитель Д76 в разведении 1:1 тоже дает вполне приемлемый результат. Микрофен (фенидон-гидрохиноновый проявитель) без всяких разведений будет хорош при съемке с повышенной чувствительностью. Время проявки зависит от чувствительности, с которой экспонируется плёнка, концентрации, температуры и свежести проявителя, а также, личных предпочтений автора. Я, к примеру, люблю негативы помягче. Поднять контраст при печати или компьютерной обработке всегда можно, а вот добавить полутонов уже точно нет :(
Подводя итог, хочу сказать, что пленка гибкая - можно снимать и как 50 и как 1600 (только понимая, что получим совершенно разные по контрасту и пластике изображения), отлично подходит для экспериментов (относительно дешева и доступна). А вот из минусов – это то, что нет какой-то четкой рекомендации к проявке для использования по общему назначению, а не техническому. Тут каждый экспериментирует как может. К тому же тонкость подложки дает дополнительные неудобства в использовании (кассетные засветки, заправка в бачок и упаковка в сливер).
Плёнка Тасма тип25л еще более низкочувствительная пленка со всеми теми же недостатками, что и Тасма тип42л, но об этом подробнее в другой статье. А так, видео по съемке на аэрофотопленки можно посмотреть тут: https://youtu.be/FLgF-YV0jpc?si=dMYRhk8T_LBXM7dS