Найти в Дзене
Будни эксперта!

В чём феномен препарата «Оземпик»?

В чём же причина такой дикой мировой популярности препарата? Хайп? Быстрый эффект без особых затрат? Почему он ушёл с рынка РФ и есть ли шансы у отечественных аналогов?

Для начала давайте разберёмся, что из себя представляет препарат, из чего он состоит и как действует.

-2

У любого товара на рынке есть торговое наименование и собственно сам продукт. Например, все мы знаем молоко «Простоквашино», «Домик в деревне». Так вот «Простоквашино» — это и есть торговое наименование, а молоко — это и есть сам продукт. Все производители имеют право производить молоко, но под своим торговым наименованием. Теперь перейдём к лекарственным препаратам. У каждого препарата есть торговое наименование и МНН (международное непатентованное наименование). Так вот «Оземпик» — это торговое наименование, а МНН — это основное действующее вещество, в нашем случае оно называется семаглутид.

Феномен

Мы разобрались с пониманием формирования названия, теперь перейдём к истории. Сам препарат был создан в 2017 году датской компанией NovoNordisk и изначально он был предназначен исключительно для контроля уровня инсулина у пациентов с диабетом 2 типа. Важно указать, что препарат является рецептурным, то есть купить его в аптеке без назначения врача нельзя.

Так вот, препарат успешно и без особого хайпа использовался по назначению, и ничего не предвещало «беды». Как однажды стали замечать, что при использовании препарата люди теряли вес без смены режима питания. В чём секрет, спросите вы? Всё просто. Семаглутид, если говорить по-простому, является имитатором гормона, отвечающего за насыщение. Человек использует препарат и просто меньше ест, и не хочет порой есть так часто, как раньше. Чудо? В современном понимании и желании иметь «супертаблетку», которую принял и похудел, не прилагая собственных усилий, — однозначно да.

Среди пациентов, получивших такой «чудо»-результат на себе, оказался человек, близкий к СМИ, и рассказавший своим знакомым, что можно привести свой внешний вид очень быстро к экранному стандарту без тренировок и диет. Что происходит дальше? А дальше снежный ком начинает своё движение. Так как официально врач не может выписать пациенту препарат с незарегистрированным показанием, то массово стали выписывать «Оземпик» — «off-label» (незаявленное применение), и ситуация вышла из-под контроля.

Журналисты, телеведущие, актёры, политики, бизнесмены начали массово скупать «Оземпик» и не просто скупать, а делиться своими результатами в социальных сетях. Каждый из нас зарегистрирован в какой-нибудь соцсети и следит за интересным медийным человеком: как он живёт, что ест, что слушает, смотрит, где бывает, чем болеет и как лечится. Такой человек является априори лидером мнения, особенно с аудиторией в 1 млн подписчиков. Слухи о том, что «Оземпик» помог постройнеть Ким Кардашьян, Илону Маску, Джессике Симпсон и другим звёздам, вызвали огромный интерес к препарату во всём мире. Пошла следующая, так называемая «хайп-волна»: обычные люди побежали покупать такой чудо-препарат.

Для примера: видео в социальной сети Tik Tok по хэштегу #Ozempicface — то есть осунувшееся лицо с выраженными скулами и обвисшей кожей — набрало более 1 млн просмотров за короткое время.
Для примера: видео в социальной сети Tik Tok по хэштегу #Ozempicface — то есть осунувшееся лицо с выраженными скулами и обвисшей кожей — набрало более 1 млн просмотров за короткое время.

Нашлись и те, кто решил на этом заработать. Например, известная телеведущая Опра Уинфри купила стартап Squence за $100 млн, который предлагал «Оземпик» по подписке $100 в месяц. И очень неплохо на этом заработала. Схема простая: в своих соцсетях она поделилась своим результатом и сказала, что проходит курс (без указания конкретного препарата), но общий информационный шум и хайповость сделали своё дело.

Рынок оказался не готов к такому резкому повышению спроса. Запасы препарата в аптеках и на складах иссякли, производство наращивало обороты, но требовалось время для стабилизации ситуации. А как же пациенты, которые принимали препарат по его прямому назначению? Они столкнулись с колоссальным дефицитом и невозможностью ни получить, ни даже купить так нужное им лекарство неделями, а подчас приходилось ехать в другой город, округ, штат. Конечно, было огромное количество недовольных пациентов по всему миру.

Если взять статистику, то в Европе 50 % взрослого населения имеют избыточную массу тела, а в Америке — 70 %, а в России примерно 30 %. Несложно подсчитать, какое количество препарата требовалось рынку для стабилизации.

А всё ли так радужно и прекрасно в этом препарате и его «чудо-эффекте»? Как и любой лекарственный препарат, он имеет не только положительное действие, но и побочные эффекты. Самыми частыми являются головная боль, тошнота, диарея, боли в животе. При опросе пациентов было выявлено, что подавляющее большинство готово терпеть такие негативные эффекты ради снижения веса. Даже люди с нормальным соотношением веса и роста хотят проходить курс лечения, чтобы похудеть ещё. Врачи бьют тревогу.

Куда пропал?

Когда в ноябре 2022 года Росздравнадзор получил уведомление от Novo Nordisk о прекращении поставок «Оземпик» в Россию, препарат и вовсе пропал из российских аптек. Причину прекращения поставок производитель официально не озвучил, однако можно предположить, что это связано с уходом Novo Nordisk с рынка РФ. И хотя позже компания объявила, что препарат будет поставляться в страну до конца 2023 года, ситуация не изменилась — сегодня «Оземпик» не сыщешь днём с огнём. Однако его активно продают в соц.сетях, якобы привезенный из зарубежа, но это все фейки и надзорными органами фиксируются случаи продажи откровенных подделок, за качество и безопасность которых никто не отвечает. Официальных заявлений о возврате на рынок компания не объявляла.

Если набрать в поисковой строке «купить оземпик в Москве», вылетает множество ссылок на разные сети аптек, однако на финальном этапе оплаты обнаруживается, что препарата в наличии нет.

При этом достать его вполне реально — им активно торгуют в соцсетях. По хештегу #оземпик можно найти огромное количество каналов, которые готовы оперативно организовать доставку оземпика и его собрата Wegovy, не зарегистрированного в РФ, по сильно завышенным ценам.

Однако комментарии в пабликах рисуют менее радужную картину: «Девушки, помогите купить оземпик? Не за 30 000, а хотя бы за 15? Умираю без него, в прямом и переносном смыслах. Мне он не для похудения, нужен по прямому его назначению, сахар снижает, инсулин нормализует, а все остальное мне не помогает. Два месяца без него, не могу подобрать альтернативную терапию», — диабетики пытаются найти препарат в группе в фейсбуке (запрещенная сеть в России) по разумной цене. (theBlueprint 09.08.23)

Конечно, уже существуют аналоги и заменители, и уже даже зарегистрированные в РФ. По состоянию на конец 2024 года было зарегистрировано 3 аналога с тем же действующим веществом- семаглутид. Обладателями аналогов стали такие фармацевтические компании как Промомед, Герофарм и ПСК «Фарма».

Заключение

Так в чем же феномен того, что о препарате кричат из каждого «утюга», хотя он не сделал прорыв в медицине и не вылечил смертельную болезнь? Возможно его величество случай, а возможно маркетологи и еще большая команда очень грамотных специалистов уловили тонкую нить, которая тянется от потребителя. Они уловили и реализовали запрос людей в мировом масштабе. В обывательском смысле хайпанули. Можно сказать, что просто сошлись звезды, кометы и мыльный пузырь стал надуваться с такой огромной силой, что такой случай перерос в феномен современности. А если углубиться немного в корень и посмотреть на это из позиции каждого кто прошёл или только хочет пройти курс чтобы снизить вес, то мы увидим боль от непринятия себя, слабости от невозможности решить свою проблему другим путем, психологической уязвленности, которая привела к избыточному весу, а самое плохое, к тому, что человек с нормальным весом и внешним видом считает, что он не соответствует каким-то стандартам. Неспособность, а возможно банальное нежелание человека преодолевать трудности, брать на себя ответственность за себя, беречь свой организм, стабилизировать свою психику и рождает тот феноменальный спрос на «волшебные таблетки», которые решат мои проблемы без моего участия. Я, как специалист, не могу не отметить тот факт, что лекарственные препараты являются товарами повышенной опасности, а главный принцип врачевания гласит - «НЕ НАВРЕДИ», другими словами, лекарственная терапия должна проводиться исключительно под контролем врача и по зарегистрированным показаниям, с четким соблюдением инструкции и самое главное дозировки.