Найти в Дзене

Торжество жизни

Как вы уже знаете, я очень люблю крымских живописцев. Знакомство с ними я начал со встречи с Петром Кузьмичём Столяренко. Об этом я уже писал ранее. Почитайте. От него я узнал о его друзьях и соратниках. О нескольких из них мы и поговорим далее.

- Меня всегда вдохновлял и по-прежнему вдохновляет почти детский восторг перед вечной, немеркнущей красотой жизни, природы, и я, в меру своих сил, пытаюсь воплотить на холсте Богом нам данные Красоту и Гармонию.

Этими словами Валентина Бернадского я начинаю сегодняшний рассказ о нем.

Солнечный день 1984 г.
Солнечный день 1984 г.

Как ни банально, но корни, истоки нашего таланта, наших человеческих и профессиональных качеств — в детстве. Валентин Бернадский — Народный художник России и Украины, заслуженный деятель искусств Республики Крым, почётный академик Российской академии художеств — родился 13 января 1917 года в селе Озеряне Черниговской области в семье учителя сельской церковно-приходской школы. Большая, дружная семья, где у Валентина были четверо братьев и сестра, любила украинские песни, музыку, поэзию. Все дома играли на разных инструментах — их семейный ансамбль гремел на всю округу! Даже в райцентр приглашали выступать на праздники.

Зной. Этюд к картине "На графской пристани" 1963 г.
Зной. Этюд к картине "На графской пристани" 1963 г.

Валентин Данилович вспоминал, как выходил из хаты и замирал- не мог налюбоваться видом патриархального села на берегу тихой лесной речки с удивительно чистой, прозрачной водой, с небольшой деревянной церквушкой, построенной ещё запорожцами. Все вокруг дышало задумчивой украинской поэтикой. Однажды он попытался все это нарисовать. И поразился - получилось. Попробовал срисовать из книги портрет Тараса Шевченко- опять удачно. А потом в руки паренька случайно попала книга ленинградского художника, профессора Алексея Петровича Эйснера "Школа живописи".

Чеховская бухта 1989 г.
Чеховская бухта 1989 г.

Прочитал он ее,а в конце книги было приглашение автора присылать ему в Ленинград свои работы для консультаций. Бернадский, не особо надеясь, отправил профессору письмо и свои детские рисунки. Каково же было удивление, когда пришёл подробный разбор его работ! Завязалась переписка, а потом Эйснер и вовсе позвал парня в Ленинград, чтобы учиться живописи в его мастерской. Это была судьба.

Так начался путь в искусство. Эйснер стал для него наставником: учил азам, опекал. Позже Бернадский поступил в Ленинградское художественное училище (ныне — училище им. Рериха), но в 1940-м его отчислили — сын врага народа. Бернадский не сдался и в том же году поступил на первый курс живописного факультета Академии художеств. Учился Бернадский увлеченно, азартно, делал такие успехи, что ему после первого же курса была назначена персональная Сталинская стипендия, которую обычно давали за успехи в учебе только после третьего курса. Но тут — война.

Обед в поле 1979 г.
Обед в поле 1979 г.

Он сполна испытал все тяготы тех лет, пережил трагедию блокады. В 1942-м эвакуировался с Академией художеств в Самарканд. Там был призван в армию. Окончил военное училище связи и попал на четвертый украинский фронт. Участвовал в боевых действиях в рядах отдельной горнострелковой бригады. После демобилизации 26 декабря 1945 года вернулся в Ленинград и продолжил обучение в мастерской знаменитого художника, Президента Всесоюзной Академии Художеств Бориса Владимировича Иогансона.

Летнее утро 1983 г.
Летнее утро 1983 г.

B мастерской Иогансона царила дружная творческая атмосфера. Его сокурсниками стали будущие звёзды советской живописи: Н.Баскаков, О.Ломакин, М.Копытцева, Ю.Тулин, В.Загонек. Творчество этих молодых художников в послевоенные годы внесло новую волну в развитие искусства. После окончания академии Валентин Бернадский становится крымчанином. В группе лучших выпускников Ленинградской академии художеств и Московского института имени Сурикова Министерство культуры в 1950 году направляет его в Крымское художественное училище имени Самокиша. Воспитанники Сергея Герасимова, Бориса Иогансона (которые в свое время учились у Серова и Коровина) впитав лучшие традиции русской колористической школы живописи, совершили настоящий переворот в методике и практике преподавания специальных дисциплин. Их ученики, ставшие известными художниками, говорят, что провели в Симферопольском училище годы поистине творческой учебы. Сегодня бывших преподавателей училища по праву называют основоположниками крымской художественной школы. Эта плеяда энергичных, талантливых художников оказала огромное влияние не только на работу художественного училища, но имела и огромное значение в становлении и развитии творческого коллектива крымских художников.

У Игорька постельный режим 1954 г.
У Игорька постельный режим 1954 г.

Когда преподавание осталось позади, Бернадский полностью погрузился в живопись. Много пишет нa пленэре, занимательно и увлеченно анализирует разные направления в искусстве импрессионистов, старых русских и западноевропейских мастеров. Определяется в собственных устремлениях, понимая, как много предстоит сделать для овладения всеми тонкостями цвета, колорита, тона, пластики композиции- всем тем, без чего не может быть самобытного мастера, нашедшего свой собственный неповторимый почерк.

Ночное окно 1981 г.
Ночное окно 1981 г.

Начинается долгий период поиска средств воплощения живописно-пластической красоты натуры. Не просто было выработать в себе цельность видения и передать через непосредственное сиюминутное восприятие окружающего мощное колористическое звучание мира. Он понял: нет предела совершенству, есть только устремленность к этому идеалу, которая длится всю жизнь. И эта устремленность никогда не оставляет его, наполняя творчество новыми мотивами, тонкими нюансами жизненных наблюдений. Валентин Бернадский в совершенстве овладел всеми жанрами живописи: тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт, воплощая вечную тему Человек и Природа.

-8

Сюжетно-тематические картины поэтично раскрывают будни тружеников крымских полей, комбайнеров, садоводов, виноградарей. Острой романтической нотой пронизан весь образно-эпический строй картин на исторические темы.

Особое место в творчестве Бернадского занимает портрет. В этом жанре он поистине достиг вершин, добиваясь не только абсолютного внешнего сходства, но и яркого образного раскрытия внутреннего мира человека. Создана целая портретная галерея земляков: артистов, художников, людей культуры, науки, рыбаков, хлеборобов, военных.. Его справедливо называют мастером глубокого психологического анализа. В пейзаже, натюрморте Бернадский тонкий колорист, в каждой без исключения работе добивающийся мощного, правдивого цветового звучания при особой остроте в прорисовке форм, обостренной образности колорита и композиции. Работы Бернадского пронизаны духом современности. В них ярко выражена активная авторская позиция- органическое проявление сопричастности художественного творчества жизненным процессам. Видят красоту природы, человека и восторгаются ею многие, но лишь наделенным особым даром суждено не путать красоту с красивостью. А значит, быть первооткрывателем в изображении реальной натуры своими собственными чувствами, профессиональными приемами, которые без душевного порыва лишь ремесло.

Чумазый 1974 г.
Чумазый 1974 г.

— Мне нужно, важно осознать, что труд, мысли, чувства находят отклик у окружающих, людей разных профессий, что они понимают меня и уносят с выставки в своей душе добрые чувства. И, может быть больше начинают любить Природу, Человека, Жизнь. Я ведь пишу не только потому, что живопись стала смыслом моей жизни. Я хочу "заразить" окружающих любовью к красоте и торжеству жизни, которую испытываю ежеминутно.

Портрет Светы Симаковой 1988 г.
Портрет Светы Симаковой 1988 г.

Художник был по достоинству оценен современниками. Валентину Даниловичу Бернадскому дано было испытать это счастье. Сто пятьдесят его произведений входят в золотой фонд музеев Украины и России и девяносто- в фонд частного музея современного изобразительного искусства Украины. Коллекционеры Франции, Англии, Голландии, Японии, Италии, Греции, Америки гордятся тем, что в их собраниях есть работы живописца такого уровня. По приглашению французской фирмы "Арколь" Валентин Данилович семь месяцев работал в Париже, а потом его картины экспонировались в выставочном зале "Друо", где в свое время выставлялись Моне, Peнуар, Сислей, Писсарро и другие импрессионисты.

Прибой 1973 г.
Прибой 1973 г.

Искусствоведы находят в живописи Бернадского разные привлекательные стороны. Сходятся они в одном: столь редкой гармонии, дарящий душевный покой, может достичь только тот мастер, который живет в согласии с собой и с окружающим миром. Поистине, красота искусства неотрывна от красоты души творца. Наполненные возвышенной поэзией картины Валентина Бернадского несут огромный заряд жизненного оптимизма, веру в изначальную доброту мира, утверждение его вечных непреходящих ценностей.

Избушка в горах 1976 г.
Избушка в горах 1976 г.

«Время отделит зерна от плевел, подлинное от поддельного», — часто говорят. Это действительно так. Как и то, что о крымском искусстве конца 20-го начала 21-го века будут судить, соотнося eгo с творчеством Валентина Даниловича Бернадского, не только как талантливого художника, чьё творчество — отражение чистой, искренней души.

В статье использованы материалы из книги "Валентин Бернадский. Выдающиеся художники Крыма" Людмилы Обуховской.

Виктор Апанович 1970 г.
Виктор Апанович 1970 г.
Расцвели ирисы 1997 г.
Расцвели ирисы 1997 г.
Портрет доктора 1960 г.
Портрет доктора 1960 г.
Крамская осень 1977 г.
Крамская осень 1977 г.
Портрет художницы Нины Драгомировой 1970 г.
Портрет художницы Нины Драгомировой 1970 г.
Семья хлеборобов Калиниченко 1981 г.
Семья хлеборобов Калиниченко 1981 г.
Искусствовед А.Полканов 1982 г.
Искусствовед А.Полканов 1982 г.

Дорога к домику А.П. Чехова 1977 г.
Дорога к домику А.П. Чехова 1977 г.
Автопортрет в шляпе 1988 г.
Автопортрет в шляпе 1988 г.
Гурзуфская улица 1975 г.
Гурзуфская улица 1975 г.
Голубая бухточка 2000 г.
Голубая бухточка 2000 г.
Художник Благовещенский 1958 г.
Художник Благовещенский 1958 г.