Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Обезьяна/The monkey (2025 г.) ужастик, в котором заводная игрушка-дьявол косит людей, словно сама…

Чувство вины очень токсично, оно отравляет не только субъекта, но и окружающих его родных. Равно как и желание мести. А если это неожиданная смесь того и другого, тут уж держись, не видать покоя никому, хоть близким, хоть далёким. Близнецы Хэл и Билл по характеру совсем не похожи. Там где первый стерпит, второй не даст спуску, и так во всём. Они живут с матерью и большую часть времени предоставлены себе. Билл постоянно унижает Хэла, науськивает против него школьных товарищей и делает всё, чтобы жизнь младшего на 2 минуты брата стала невыносимой. От отца им досталось немного, и то, либо бесполезный бумеранг, или непонятно для кого заводная обезьянка с барабаном. Парнишки не сразу поняли силу её действия, а когда осознали, было уже очень поздно. Часто ли случается бояться и разрываться от смеха одновременно? В жизни это практически невозможно, либо нервный срыв от сильнейшего стресса способен выдать такое комбо один раз в век. А в кино, при его просмотре, большая вероятность, гораздо. И
Кадр из фильма "Обезьяна".
Кадр из фильма "Обезьяна".

Чувство вины очень токсично, оно отравляет не только субъекта, но и окружающих его родных. Равно как и желание мести. А если это неожиданная смесь того и другого, тут уж держись, не видать покоя никому, хоть близким, хоть далёким. Близнецы Хэл и Билл по характеру совсем не похожи. Там где первый стерпит, второй не даст спуску, и так во всём. Они живут с матерью и большую часть времени предоставлены себе. Билл постоянно унижает Хэла, науськивает против него школьных товарищей и делает всё, чтобы жизнь младшего на 2 минуты брата стала невыносимой. От отца им досталось немного, и то, либо бесполезный бумеранг, или непонятно для кого заводная обезьянка с барабаном. Парнишки не сразу поняли силу её действия, а когда осознали, было уже очень поздно.

Часто ли случается бояться и разрываться от смеха одновременно? В жизни это практически невозможно, либо нервный срыв от сильнейшего стресса способен выдать такое комбо один раз в век. А в кино, при его просмотре, большая вероятность, гораздо. И пусть не смущает титр «по рассказу Стивеа Кинга». Дед в своё время мог в равной степени как испугать, так и уморить со смеху. В данном случае наблюдается нечто среднее между граничащей с тупостью ржакой и действием эффекта неожиданности, от которого всегда скорее дёрнешься в нежданной усмешке, нежели наоборот. Формальная часть картины сглаживает «тупые» углы повествования так, что и не заметишь бессмысленного, в основном, и беспощадного умерщвления персонажей.

Осгуд Перкинс, совсем недавно выпустивший вибрирующий на метафизическом уровне хоррор Собиратель душ, куёт, пока свежи наши с вами воспоминания. Он, уже мастеровитый кузнец, начинает подходы к наковальне жанра с разных сторон. На этот раз, как пристало в реальности, за страхом следует ухмылка, взяв за базу литературный источник самого Короля, подстраховавшись тем самым заодно, старается в одно мгновенье обескуражить страшной иронией. Это не чёрный юмор, не весёлая пародия на ужастики. Это такой серьёзный сказ с ироничными моментами. Нечто подобное было в Добро пожаловать в Zомбилэнд. А если до конца впадать в грех сравнения, то это можно соотнести с синтезом Джуманджи (классический вариант) и Пилы.

Кадр из фильма "Обезьяна".
Кадр из фильма "Обезьяна".

Идея чего-то, что условно запускает механизм расправы, здесь отнюдь не превентивно, а чересчур беспорядочно, наверное, бездонна. Оно не удивительно, слишком уж соблазнительна мысль о мести посредством чего-то мистического. Так, чтобы само, не вставая с кровати, свершилось, тебе достаточно подумать/загадать и всё. Перкинс не старается развивать её, эту идею, не усиливает и не изобретает того, чего нет в рассказе. Он ему следует, подтрунивая над Кингом (то букет цветов вручит в руки Билла от вздёрнутой невесты, то глаголит устами подростка, выдающего отца с головой). Делает всё, чтобы понятие смешанные чувства, попутно добавляя семейной драмы, неразрешённой и псевдоутрированной, обрело новые краски, вскрыло в нас потаённые способности рефлексировать над, запретными доселе, темами.

Авторы добиваются своего достаточно быстро. Их замысел почти сразу становится явным, примерно с момента загадывания желания маленьким Хэлом с мятыми бананами на голове. Сдержанное хохмачество усиливает рефлекс рассмеяться, и в конце концов это происходит. Это какие-то новые ощущения и создатели, грамотно выбрав скромный хронометраж, быстро сворачивают лавочку, дабы не пересолить. Такое быстро приедается, справедливо рассудили они, и надо знать не только честь, но и меру.

Кадр из фильма "Обезьяна".
Кадр из фильма "Обезьяна".

Обезьяна, особенно после Собирателя душ, представляется талантливым пустяком. Это не разменивание его, таланта, но и не полноценное высказывание. Оно и не может быть таковым в выбранной стилистике и так далее. Перкинс сам отдохнул и зрителю дал такую возможность. Сделал это красиво и без лишнего пафоса, мол я всем всё доказал, теперь вот как могу. Здесь нет юмора ниже пояса, хотя вполне позволительно было бы в рамках концепции, что тоже засчитываем в плюс произведению. Взрослый гомон, когда детям спать пора, а дяди и тёти ещё пошумят маленько.