Найти в Дзене

ВОЙДЫР или как отмечают Масленицу в Удмуртии

Удмуртию я открыла для себя в декабре прошлого года, а вместе с ней и необычные древние праздники этого региона.
Когда искала информацию по масленице была уверена, что найду много чего необычного и интересного. И не ошиблась)) Вӧйдыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вӧй» (масло) и «дыр» (время), то «вӧйдыр» означает «масленое время». Март назывался «вӧй толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводится в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). (с) Литературная этника Празднование Войдыра зависит от района республики: так в северных районах он проходил с четверга по понедельник, а в южных – с четверга по воскресенье.
В современной Удмуртии Масленицу отмечают всю неделю, как и в других регионах России.
Но вернемся к древним традициям и обычаям. Разделение по районам в Удмуртии приходилось не только на дни празднования, но и на традиции и варианты.
Например, чучело в некоторых локальных традициях был «пере

Удмуртию я открыла для себя в декабре прошлого года, а вместе с ней и необычные древние праздники этого региона.
Когда искала информацию по масленице была уверена, что найду много чего необычного и интересного. И не ошиблась))

Вӧйдыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вӧй» (масло) и «дыр» (время), то «вӧйдыр» означает «масленое время». Март назывался «вӧй толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводится в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). (с) Литературная этника
фото с сайта visitudmurtia.org
фото с сайта visitudmurtia.org

Празднование Войдыра зависит от района республики: так в северных районах он проходил с четверга по понедельник, а в южных – с четверга по воскресенье.
В современной Удмуртии Масленицу отмечают всю неделю, как и в других регионах России.

Но вернемся к древним традициям и обычаям. Разделение по районам в Удмуртии приходилось не только на дни празднования, но и на традиции и варианты.
Например, чучело в некоторых локальных традициях был «пересь мурт» (старый человек), которого ставили между двумя мужчинами, привязывали к ним. Соломенные ноги располагали в сапогах мужчин – у каждого по одной, Так носили «старого человека» из дома в дом. Только до сих пор неизвестно, кем был этот «пересь мурт» – фигурой женщины или мужчины.
Пургинские удмурты наряжали чучело в традиционный женский костюм, сажали на санки и катали по улице. Называли такое чучело «Кабыста апай» (Тетушка-капуста). Многие удмурты не делали фигуру, а просто сжигали солому.

Различались народные гуляния и в последний день Войдыра. В селениях были приняты катания на санях. Молодежь с самого утра наряжала лошадей. Южные удмурты украшали их колокольчиками, домоткаными покрывалами, лентами. А северные удмурты вешали на лошадь старые веники, ботало – колокольчик из медного, железного листа или дерева, который издавал глухой звук. Так прогоняли злые силы и зиму.

Некоторые традиции сохранились и по сей день. В разных районах удмурты надевают национальные костюмы и устраивают веселые народные гуляния как в стародавние времена.

А как масленицу отмечают в вашем регионе?

Еда
6,93 млн интересуются