Язепс Юстс и его семейная пекарня "С неба хлеб" теперь кормят ржаным, кисло-сладким и настоящим белым хлебом не только Псковщину, но и всю Россию
В ноябре на Псковском медиафоруме журналист Sputnik Латвия Алексей Стефанов услышал от губернатора Михаила Ведерникова про латышского пекаря, который открывает свою пекарню в Пскове, но разговор ушел в другое русло, и уточнить, не ослышался ли, забыл. А на днях попалась публикация об этом хлебопеке. Нашел контакты, созвонился и убедился, что такая история и правда есть - Язепс Юстс действительно с женой и двумя детьми переехал в Псков, открыл свою пекарню, и теперь там можно купить настоящий латвийский хлеб, попробовать пирожки со шпеком, а в перспективе хлебный суп, хлебное мороженое и много чего еще.
И это вовсе не случайность, что в Россию Язепс с семьей переехал после февраля 2022 года. Есть у него своя история на этот счет.
В России сразу же почувствовал себя своим
Язепс Юстс - потомственный пекарь, работал в Латвии на хлебокомбинатах. При этом он глубоко верующий человек, но пришел к богу не сразу. Был в его жизни черный период - 12 лет Язепс играл, спускал все деньги на автоматы. Но повезло с супругой - она не отвернулась от мужа, не ушла, а в итоге помогла ему избавиться от этой зависимости. Тогда многие друзья и знакомые просто самоликвидировались.
"Мы начали наш переезд в 2022 году, летом. Первая мысль уехать появилась давно - в 2016-2017-м. Я много молился, искал свое будущее, и были очень ясные импульсы, что надо ехать именно в Россию. До этого про Россию даже не думал. Начал углубляться в этот вопрос, и появилось еще очень много всяких доводов, из-за которых я приехал именно в Россию, здесь живу и работаю сейчас", - говорит Язепс.
Все доводы, которые стали причиной переезда именно в Россию, в силу известных причин Язепс приводить в публичном интервью пока не может. Он регулярно ездит в Латвию. Хотя и оговаривается, что латвийские СМИ словно взбесились, показывая ненависть именно к одной нации - к русским. А как человек верующий, он не мог на это спокойно смотреть. Была возможность уехать на Запад. Но дважды он уже жил и работал в Германии. Там хорошо для себя уяснил, что своим не станет - так и будет до конца жизни чужаком. А в России он сразу же почувствовал себя своим. Несмотря на ярко выраженный акцент и непривычные слуху русского человека имя и фамилию.
"12 лет я играл в автоматы. Периодически заканчивал и снова начинал играть. Это было очень плохое время. Хотя если сказать просто плохое - ничего не сказать. Потому что это был ужас. Это был ад на земле. Когда полное горло слез. Когда ты сам виноват. Когда идет осуждение. Когда себя жалко. Это трудно все передать. Понимаете, это как живой труп. Это было до 2016 года примерно. Я целый год по ночам молился, и бог освободил меня, он меня помиловал и простил", - вспоминает собеседник.
Это время Язепс называет духовным хлебом, а физическим - хлеб реальный, который он начал печь в Риге после этого - уже как предприниматель. Его мама всю жизнь работала в пекарне, и он с детства был знаком с процессом, помогал ей. Как и его многочисленные братья и сестры. Сам Язепс работал в семи пекарнях, а после освобождения от игромании понял, что это и есть его предназначение. И начал печь хлеб как индивидуальный предприниматель.
"Конечно, для многих это было удивление (отъезд именно в Россию - ред.), но для меня это было понятно, меня-то бог спас. Мы же в такие моменты что говорим: что сделаем все, что он скажет. И Бог в 2022 году дал мне импульс - надо ехать в Россию. В том году мы взяли и уехали. И очень много друзей отвернулось от нас, даже в церкви некоторые не здоровались больше. Как будто Иисус Христос умер только за украинцев и за американцев. Иисус умер за всех. И за латышей, и за русских. И самое ценное, что есть на земле, это люди, это живые люди", - уверен Язепс.
Во сне увидел мост между Латвией и Россией
Странно, но уже непривычно слышать от латыша осуждение немцев, перечисление зверств, которые они устраивали во время Великой Отечественной войны. А Язепс прямо с ненавистью говорит о геноциде советского народа, уничтожении людей, который устроили нацисты и их пособники в том числе из республик Прибалтики. И осуждает тех прибалтов, кто оскорбляет и унижает русских.
Язепс говорит, что никогда не понимал сограждан, которые слепо верят СМИ и поддаются моде. То маски надевают, то вакцинируются, а когда стало модно русских обзывать, снова оказались в первых рядах. А еще перед тем, как уехать в Россию, он увидел, как считает, вещий сон.
"В Юрмале есть такое место, где траву выращивают и продают рулонами. И вот во сне я увидел, что всю почву Латвии скрутили и убрали, а новую почву раскрутили. А между Латвией и Россией в это время было такое глубокое ущелье. И представляете, в один момент там появился мост - такой крепкий, бетонный, стабильный такой мост. И меня спросили, как долго он там будет? И тут же на нем выросли огромные деревья. То есть сон мне сказал, что такой мост будет. И мы уехали", - вспоминает Язепс.
И добавляет, что похожий сон он видел накануне пандемии коронавируса, и тогда все увиденное сбылось.
Если бы в Латвии не наступила эпоха человеконенавистничества, Язепс никуда бы и не поехал. Он признается, что на момент отъезда в Латвии с материальной точки зрения у него все было хорошо. Крепкая семья, свой частный дом и пекарня, у которой был круг постоянных покупателей. И планы на дальнейшее развитие.
"Я поехал из-за того, что у меня был этот импульс. И я еще раз повторюсь, когда мне было плохо, никто мне не помог, кроме бога. И если бог давал такие импульсы, глупо было бы его не послушать. Когда я приехал сюда (в Псков - ред.), стало ясно, что я буду заниматься хлебом. У нас пока нет своей пекарни, мы арендуем небольшой ремесленный домик, я открыл свое ИП (получил статус индивидуального предпринимателя - ред.). И мы без кредитов мало-помалу что-то подкупили - рабочий стол, одну печку, вторую... И там работаем, делаем хлебушек. Каждый день стараюсь делать какой-то новый хлеб, чтобы было разнообразие. И черный, и кисло-сладкий, и белый", - делится Язепс.
Все хочется делать нормально
При этом, за ГОСТ он берет не сегодняшние нормативы, а еще советские. Так, например, добавляет в хлеб не молочный порошок, а именно молоко. Закупает его у фермеров, самое свежее. И если называет хлеб молочным, то нисколько не обманывает покупателя.
"Я молоко заказываю, из деревни его привозят, и именно из него делаем белый хлебушек. Он такой как тортик больше получается. Очень вкусный, долго хранится. Потом, конечно, много чего хочется делать из хлеба - тот же хлебный суп или мороженое. Хочется постоянно развиваться. Еще вчера думал, что пирожки со шпеком надо бы начать делать, а вот сегодня уже делаем их на заказ. И еще печенье с тмином печем. Конечно, это очень объемный труд, тяжелая работа, но все хочется делать нормально, по-настоящему. Это большая ответственность", - считает пекарь.
Он говорит, что пришло время расширяться - сейчас идут переговоры насчет помещения. Тогда можно будет расширить и ассортимент. Сейчас за день семья Юстс успеет выпекать в среднем 40 буханок хлеба. Обычно стараются работать под заказ - про пекарню местные жители, многие из которых переехали в Псков из Латвии, Литвы и Эстонии, узнали давно, вот и стали постоянными клиентами. Любимый вкус настоящего хлеба находят именно у Язепса.
40 буханок это, конечно, немного, но и пекарня семейная, пока совсем небольшая. Помимо Язепса и супруги Юлии в пекарне в свободное от учебы время работают 14-летний сын Кристиан и 19-летняя дочь Стейси Юлия. Правда, дочь в этом году будет поступать - хочет стать актрисой. Поэтому непонятно, в каком составе семья продолжит печь хлеб. К слову, у всех членов семьи в России вид на жительство - до российского гражданства они пока не дошли.
Хотя не только на Псковщине продается хлеб Язепса. Заказы приходят со всей России, и он с удовольствием отправляет буханки по почте - благо, вариантов сейчас много.
А секрет такого успеха прост, считает пекарь.
"Мой хлеб своеобразный, конечно, отличается от магазинного, потому что я делаю его по-своему. Не добавляю кислоту, усилители вкуса и прочее. Стараюсь все делать натуральным образом. Зерно можно поджарить, можно его как-то помолоть, можно его сварить и сделать цвет, вкус, запах. Много есть рецептов, как выпечь хлеб без всяких добавок, но так, чтобы он был съедобный, вкусный, не было изжоги у людей. И чтобы его все любили - и взрослые, и дети - маленькие и большие. В принципе, все любят мой хлеб, слава богу. Потому что именно он меня помиловал и подарил мне этот дар", - заключает Язепс Юстс.
Истории других переселенцев в Россию мы собрали здесь >>