Найти в Дзене
Сидорова козЪя

Откуда у африканок «необычная» красота без ботокса и филлеров?

Оглавление

Может инопланетяне?

Африканские женщины вдохновляли и вдохновляют художников, фотографов и учёных своей необычной эстетикой. Их черты — от выразительных скул народа йоруба до изящных силуэтов женщин фулани — кажутся воплощением природной гармонии.

Восхищение вызывают прежде всего «неиссякаемая молодость», выразительные черты лица и густые волосы. В наших глазах их красота воспринимается как «естественная», не требующая ботокса, филлеров или косметологов. И во многом это, правда, так. Разберемся, какие факторы формируют этот феномен, и чем африканки «платят» за свою эффектность.

  1. Генетика: основа юной внешности

Плотная кожа и медленное старение. У многих африканских народов кожа содержит больше меланина и плотнее по структуре, что замедляет появление морщин. Коллагеновые волокна разрушаются медленнее, а УФ-лучи, главный враг молодости, частично блокируются природным пигментом.

Плюс исторические особенности формирования народностей. Например, народ фулани, кочевой этнос Западной Африки, поражает симметрией черт: узкие носы, высокие скулы и гладкая кожа с золотистым оттенком. Эти особенности — результат многовековой кочевнической жизни и смешения с североафриканскими народами.

-2

Выразительные черты лица. Широкие скулы, полные губы, большие глаза — эти черты, генетически закрепленные у многих этнических групп (например, у народа йоруба в Нигерии), соответствуют современным стандартам красоты, но возникли как адаптация к климату (например, широкий нос улучшает дыхание в жарком влажном воздухе, а густые ресницы защищают глаза от песка).

Но, генетика — не гарантия «цветущей юности». В регионах с экстремальным солнцем (например, в Сахеле) кожа быстрее теряет влагу, а риск гиперпигментации выше. У народа динка (Южный Судан) из-за тонкой кожи рано проявляются морщины, несмотря на «модельную» внешность.

Красота как отражение характера

Женщины большинства африканских народов любят ярко одеваться и использовать многочисленные украшения. Это как самовыражение, отражение окружающего тепла и яркости красок вокруг. Но вместе с тем – естественный результат врожденного веселого, легкого нрава и общительности.

Традиционная косметика: природа вместо химии

Африканские женщины веками использовали натуральные средства, которые сегодня многие называют «экобьюти-трендами»:

· Маски из глины и растительных масел (карите, баобаба, аргании) увлажняют и защищают кожу от солнца.

· Хна и индигофера укрепляют волосы, предотвращая их выпадение без агрессивных процедур.

· Скрабы на основе кофе, песка или коры отшелушивают кожу, стимулируя обновление клеток.

Но: многие (да почти все) из этих практик связаны не с эстетикой, а с выживанием. Например, глиняные маски в племени химба (Намибия) защищают кожу от палящего солнца и насекомых. Химба (Намибия) покрывают тело смесью охры и жира, защищаясь от солнца и насекомых.

Образ жизни: движение и питание

-3

В сельских районах женщины много ходят, носят тяжести, таскают питьевую воду для семьи, работают на земле — это поддерживает мышечный тонус и стройность.

Рацион – с низким содержанием сахара. Традиционная пища африканских женщин (зерновые, овощи, бобовые, рыба) богата антиоксидантами и витаминами, замедляющими старение.

Минимализм в уходе. Отсутствие доступа к дорогой косметике вынуждает полагаться на простые натуральные средства, не перегружающие кожу.

Но: «Естественность» часто связана с бедностью. Например, в сельских районах Эфиопии женщины не могут позволить себе даже базовый уход за кожей, что приводит к раннему старению из-за тяжелого труда. Весь «тайный» секрет в том, что женщины многих бедных народов не живут долго, они просто не доживают до старости.

Культурный код: красота как социальный капитал

Во многих африканских обществах внешность женщины — не личный выбор, а часть её социальной роли Женщины и там неизбежно подвергаются социальному давлению и не имеют свободы выбора в отношении своей внешности и здоровья.

Сложные прически (дреды, афрокосички) у народов вроде масаев или зулусов символизируют статус, возраст, семейное положение. У йоруба (Нигерия) стиль кос указывает на возраст и семейное положение. Дреды народа масаи ещё и символизируют связь с предками.

Шрамы и татуировки (например, у народа сурма в Эфиопии) считаются украшением, но их нанесение болезненно и рискованно.

В племени сурма (Эфиопия) для украшения используют минеральные пигменты, создавая узоры, символизирующие статус.

Ожидание «идеального тела»

В Нигерии или Гане пышные формы исторически ассоциировались с богатством и здоровьем, но сегодня это приводит к стигматизации худых девушек.

Плата за соответствие:

Женщины вынуждены подчиняться строгим стандартам. Например, в некоторых культурах девушкам вытягивают шею кольцами (племя падаунг) или вставляют диски в губы (племя мурси), что калечит тело ради «красоты». Татуировки сурма наносятся через разрезы, что грозит инфекциями. В некоторых африканских племенах существуют такие традиции, как шрамирование, растягивание мочек ушей, деформация груди и женское обрезание, которые могут вызывать страдания на всю жизнь.

Чем «платят» африканки за свою красоту?

Их «эффектность» — не только подарок природы, но и установившийся результат:

тяжелого труда (например, многочасовое плетение кос);

социального давления (быть красивой = быть успешной женой/матерью);

рисков для здоровья (от народной косметики с тяжёлыми металлами до опасных пластических операций).

Девушек фулани с детства учат сохранять грацию и молчаливость, чтобы только выдать замуж, а в Эфиопии девочкам из народа каро наносят шрамы, чтобы повысить их «стоимость» при замужестве.

Так неужели же нет «бесплатной» красоты?

В Нигерии наблюдается "демографический взрыв" на фоне низкого уровня жизни, бедности и безработицы. Женщины часто лишены возможности работать и не получают достаточной поддержки от мужей.

Не стоит обольщаться и «крепким здоровьем»: внешность здесь тоже обманчива. Эпидемии, принесённые из Европы, такие как оспа, холера и грипп, оказали катастрофическое воздействие на местное население, ослабив иммунитет на поколения. Малярия также является серьёзной проблемой.

Африканские женщины обладают магической молодостью — но их внешность во многом формируют генетика, традиции и труд. За образом статной темнокожей красавицы с гладким лицом и чувственными губами часто скрываются страдания, измученное многочисленными родами и тяжелой работой тело.

Ведь восхищаясь «африканской естественностью», мы игнорируем тот факт, что африканские женщины тоже недовольны своей внешностью! Европейские стандарты красоты и колониальное наследие навязали многим из них стыд за их природные черты. Сегодня многие девушки отбеливают кожу (рынок отбеливающих кремов в Африке достигает $20 млрд) или выпрямляют волосы, рискуя их здоровьем.

Соцсети и голливудские эталоны меняют представления о красоте по всему миру без исключений. В Лагосе или Найроби растет спрос на ботокс и липофилинг, а молодёжь всё чаще копирует западные тренды.

Не стоит забывать и о том, что многие «экзотические» фото африканок в соцсетях — постановка. Например, знаменитые портреты женщин сурма часто снимают за деньги, превращая их жизнь в туристический аттракцион.

Пожалуй, совершенство не бывает совсем беззаботным. А красота не абсолютна – пока она зависима от социальных факторов.