Вот и подходит к концу масленичная неделя "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".
Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских — блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев — вареники, сырники. Целую неделю русский люд вкушал блины и готовился к предстоящему Великому Посту. У православных эта неделя называется мясопустная то есть без мяса.
История и традиции праздника
Сколько себя помню, в семье этот праздник всегда праздновали, гулянья, гости, застоялья. Ведь Масленица — славянский, русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами: различные обрядные действа, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Одним из атрибутов масленичных гуляний был славянский обряд колодка — обряд, приуроченный к Масленице, в котором девушкам и холостым парням привязывали к ноге деревянную колоду или другой предмет в знак осуждения или наказания за то, что они не вступили в брак в положенное время.
Привязывание колоды холостым парням и девушкам символизирует брак, поэтому и сам ритуал интерпретируется как способ побуждения молодёжи к супружеству и ритуальное провоцирование последнего. Представление о сакрализации полного жизненного цикла, равного «веку», «доле» человека, требовало восполнения всех пропущенных отдельным человеком этапов жизни, в том числе и символически — средствами ритуала. Ритуалы типа «колодки» в большинстве случаев носили игровой характер, заметно усилившийся в конце XIX — начале XX в.
Масленица в изобразительном искусстве
Тема "Масленицы" находит свое отражение в многочисленных полотнах русских художников. Но чаще других к ней возвращался Борис Кустодиев. Его первая картина с изображением гуляний на масленице была написана в 1916 году, затем неоднократно возвращался к этой теме вплоть до 1922 года. И такая любовь не случайна, ведь Кустодиев родился на масленицу.
Каждый день Масленицы уникален и имеет свое назначение
Вся Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица.
Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда
Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
В народе каждый день Масленицы имел своё название.
Понедельник — первый день масленичной недели, получивший название «Встреча». В этот день завершались работы по подготовке к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и т.п. Многие уже начинали печь блины. Первый блин, кстати, по масленичной традиции нужно отдать нищему, чтобы помянуть усопших.
Вторник — второй день Масленицы под названием «Заигрыши». Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.
Среда — третий день Масленицы под названием «Лакомки». Теща приглашала зятя на блины.
Четверг — четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул». С этого дня начинались настоящие гулянья в честь Масленицы: люди катались с горок и на качелях, устраивали веселые поездки на лошадях, шумно пировали, организовывали карнавалы и кулачные бои среди мужчин.
Пятница — пятый день Масленицы под названием «тещины вечерки». В этот день зятья устраивали «ответки» — то есть приглашали тещу к себе на блины.
Суббота — предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки». Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке подарок. Золовка — это сестра мужа, а невестка — жена брата.
Воскресенье — последний день Масленицы. Его называют «Прощеным воскресеньем». Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланяются.
Вот так весело и с любовью донесли до наших дней эти древние традиционные гулянья, проводы зимы.
Когда я думаю о масленице, мне всегда на ум приходят ослепительные белые пионы с простой формой и яркой желтой, как у яйца серединкой, у меня они ассоциируются с масленицей. Может потому что так похожи на круглый блин с растекающимся шариком сливочного масла. Или может на яркий белый снег с упавшим на него блином?
Итак в честь Широкой Масленицы хочу познакомить вас с моим любимыми белыми "яичницами". Начну по старшинству сортов.
- "Krinkled White" (Кринклд Уайт) – сорт пиона молочноцветкового зарегистрирован в 1928 году, автор - Бранд.
Цветок крупный, 20+ см, чисто-белый, ослепительный, напоминает в начале цветения распустившуюся гвоздику. Лепестки волнистые и гофрированные как креповая бумага. Помните в советские годы из нее всегда делали искусственные цветы.
Центр из коротких жёлтых тычинок. Высота куста 90 см. Стебли прямые тонкие, но сильные, не падают во время дождя. Листья чисто-зелёные. Прекрасно подходит для срезки. Один из лучших старых американских сортов с простой формой цветка.
Вот что селекционер писал о своем творении в каталоге 1968 года, то есть спустя 40 лет после регистрации сорта:
Самый красивый из всех белых одиночных — крупные цветы, напоминающие гофрированную бумагу. Высокий и крепкий. Постоянный победитель шоу.
От себя могу сказать, что несмотря на солидный возраст, а сорту через 3 года исполнится 100 лет он прелестно смотрится в саду и радует своим обильным цветением и яркими ослепительно белыми цветами на фоне темно-зеленой листвы в средние сроки, когда сад полон махровых пионов всех мастей. Этот сорт радует своей элегантностью и простой красотой.
Кто-то скажет, что полно более интересных новых сортов, а это старье. А я скажу, что это весьма актуально декоративный для сада пион, неприхотливый и проверенный временем, устойчивый к ботритису и погодным проблемам, с превосходной формой куста. Что немаловажно в саду. В цвету он яркий и нарядный, а после цветения его аккуратный веерообразный куст станет превосходным фоном для других цветов.
В саду Светланы Поперечной, где фотография сделана на фоне теплого заходящего солнца, он и вовсе напоминает настоящий круженой блинчик с маслицем. Согласны?
- Jan van Leeuwen (Ян ван Леувен) – еще один весьма старый сорт, полученный в Европе в 1928 году, автор Леонард Ван Леувен, Нидерланды.
Цветы 18 см диаметра, японской формы. Демонстрирует прекрасные красиво сложенные цветки с лепестками плотной фактуры. В самом начале цветения белый с оттенком слоновой кости, позже чисто-белый, с яркой начинкой из золотисто-желтых стаминодий. Куст красивой формы, компактный устойчивый, не превысит в высоту 70 см. Стебли крепкие, прямые. Листья широкие, светло - зелёные, с четким рельефным жилкованием. Сама листва станет украшением любого цветника. Прекрасный сорт для ландшафтного оформления сада. Цветет этот сорт в поздние сроки, когда вокруг в основном позние махровые сорта.
Мне нравится, что этот "блинчик" никогда не раскрывается полностью, а до самого конца цветения сохраняет свою чашевидную форму, а серединка составлена из аккуратно сложенных в плотный шарик достаточно коротких стаминодий. Согласитесь, что это смотрится красиво, особенно в массовое цветение.
А вот при удачном освещении цветок смотрится и вовсе как взбитые сливки с маслом или как настоящая глазунья! А может это и работа фотошопа, потому что бутон слишком светлой окраски под цветком.
А вот у Светланы Поперечной без фотошопа, просто освещение и цветопередача аппаратуры, в саду этот сорт выглядел вот таким, как на фото ниже. С моей точки зрения цветок немного отличается от цветка сорта "Jan van Leeuwen". Посмотрите внимательно на его лепестки, на их форму - слишком разрезные. У сорта округлые лепестки с достаточно четко очерченной аккуратной формой. Может это и не он, а может и сорт выдал вот такой шедевр разок. Это останется загадкой.
Все же это сорт с белой окраской или в начале немного айвори - слоновая кость. Не стоит ожидать от него иной окраски. Сорту тоже через 3 году исполнится 100 лет! Это не шутка, он до сих пор служит достойным украшением цветников и на выставках отмечается не только судейской комиссией, но и привлекает внимание посетителей. Не болеет, хорошо разрастается, устойчив к катаклизмам нашей погоды (то снег, то дождь, то заморозки). Я его обожаю. Он может расти на солнце и выдерживает затенение. Стоит как стойкий "оловянный" солдатик без подпорок и поддержек.
А вот следующему моему любимцу непросто удержать форму в полном цвету, обилие боковушек, срезочные стебли и огромные цветы тому причиной.
- "Bu-Te" (Бу-Ти) - получен в США в 1954 году Чарльзом Вассенбергом (Wassenberg).
Сорт получен в результате скрещивания можно сказать на данный момент почти утраченных японских сортов Tamate-bako x Isami Jishi. Оба родителя с японской формой цветка, первый розовый, второй белый.
Сорт очень душистый, с приятным розовым ароматом, что крайне редко для японцев. Цветок плотный высокой формы, крупный 18 см диаметром, при открытии имеет легкий розоватый оттенок, позднее чисто белый, стаминодии длинные, жёлтые. Куст высотой 90 см. Стебли прямые. Листья крупные, зелёные, без блеска.
В полном цвету желательно подвязать. Имеет награды Американского общества пионов: Золотая медаль в Kingwood Center, Mansfield, Ohio, 1975.
Обратите внимание как искрятся теплом и светом его цветы на солнышке в саду.
Особую элегантность придает салатовой окраске пестиков окраска рыльцев в тон стаминодиям. Совершенная элегантность. Тон в тон.
Обращаю внимание, что у этого сорта куст олее высокий и имеет раскидистую форму. Цветы располагаются на "срезочных" цветоносах, возвышающихся над кустом. Без подвязки куст имеет полу-шаровидную форму и цветы по периметру. Если растет в гордом одиночестве.
А если его посадить в компанию, то смотреться будет по другому. Без подвязки. Цветы ориентированы к солнышку.
Сорт старый, но устойчивый, декоративный и в цвету эффектный. Обильно цветет, хорошо разрастается, не доставляет хлопот. Если нравятся цветы снопиком, то его можно подвязать. Если вам милее природный стиль, оставьте его на воле и он вас не разочарует.
И еще один прелестный пион 1954 года селекции, цветущий в ранние сроки, потрясающе нежный и элегантный.
- «Claire De Lune» (Клер Де Люн) - гибрид, зарегистрирован в 1954 году фирмой " Wild & Son" в США. Радует своим ранним цветением в саду, один из самых ранних гибридов.
Сорт получен путем скрещивания Пиона молочноцветкогового (P. Albiflora) старинного сорта Mons. Jules Elie c видовым пионом Молокосевича (P. Mlokosewitschi). Первый махровый, розовый, обладающий чарующим ароматом, второй - видовой с желтой окраской цветов. В результате расщепления признаков получилось кремовое чудо, обладающее приятным ароматом.
Цветок диаметром 15-16 см. Простой, чашевидный: 2 ряда слегка волнистых лепестков плотной фактуры, от очень бледно-жёлтого до цвета слоновой кости. Тычинки короткие, лимонно-жёлтые, пыльники светло-жёлтые. Пестики зелёные, рыльца сердечком, кремовые. Куст невысокий 70 см, немного раскидистый с прочными стеблями. Листья зеленые, красивые, продолговато-овальные. Очень нарядное растение для весеннего сада.
Потрясающий пионы, который по окраске можно отнести к бледно-желтым, таким он зацветает, но затем постепенно становится бледнее, ближе к слоновой кости. Куст очень эффектный, аккуратный, прекрасно сам себя держит, как большинство американских гибридов, с характерной крупной листвой.
Лепестки у этого сорта гофрированные, особенно это заметно в сазе на выставке, когда цветок перезрел и попал в тепло при отсутствии солнечного света.
В саду он сохраняет свою чашевидндую форму, раскрываясь утром, даря аромат днем и закрываясь к вечеру.
Наличие боковушек продлевает цветение. Но не буду обманывать чудес не бывает. Неделя, при прохладной погоде полторы, но наполненные элегантной красотой. На видео Клер де Лун в первых рядах!
У нас на Родине традиционно в моде махровые сорта. Чем гуще - тем краше. Уж не знаю, возможно это наследие, может нашей древне-русской природы, когда и барышни были в чести не тощие, а округлые пышные "кустодиевские" или у Константина Маковского на картине "Боярышня за чаем" - бабушка говорила про таких "кровь с молоком" - и румяна и бела и округла. Какие уж тут утонченные изыски простых форм!
Гармония важна везде в душе, в семье, в саду. Сад - всегда отражение хозяев, их вкусов и предпочтений. У нас в семье предпочтения делятся: кто-то любит махру, кто-то любит простые четкие формы, кому-то важен цвет и аромат, а кому-то форма куста и его вид в цветнике. И это замечательно. На мои эксперименты домашние смотрят со снисходительной любовью и очень радуются, если рада я. За что я всем им безмерно благодарна. Я очень люблю простые и полумахровые формы, изысканную простоту их цветов. И меня мало волнует "новизна" и "нелюбовь", невостребованность их цветоводами. Многие сорта растут в саду для меня, а не для деления. Я могу себе это позволить.
Дай Бог, чтобы в ваше семье царила гармония, взаимопонимание и душевное равновесие. С широкой масленицей всех!