40 фильмов, которые можно смотреть всей семьей.
Сразу к делу: надеемся, мы собрали самый полный в сети список существующих экранизаций Кира Булычева. В него не вошли картины, которые невозможно найти в сети (их иногда включают в подобные статьи). Для каждого фильма мы указали режиссера и произведение-первоисточник (за редким исключением, когда Булычев выступал сценаристом). Если вы знаете экранизации, которых нет в списке — добро пожаловать в комментарии.
1976, «Бросок, или Всё началось в субботу»
Режиссер: Серик Райбаев
Литературная основа: рассказ «Умение кидать мяч»
Этот телефильм — первая экранизация Булычева. По сюжету человек, никогда не отличавшийся тягой к спорту, получает способность абсолютно точно попадать мячом в кольцо. Об этом узнает местный баскетбольный тренер и берет его в команду. Новоиспеченный спортсмен становится звездой, но способность, полученная задарма, не приносит счастья.
Кстати, музыку к фильму написал Александр Зацепин, тот самый, который сделал саундтрек к «Тайне третьей планеты». А снимали картину на студии «Казахфильм».
1979, «Что-то с телефоном»
Режиссер: Константин Осин
Литературная основа: рассказ «Можно пригласить Нину?»
Новый год. В московской квартире Вадима собрались гости, нет только главного человека — Нины. Вадим звонит ей, трубку берет какая-то девочка. Кажется, ошибся. Вадим снова набирает — трубку берет та же девочка. Так повторяется несколько раз. У них завязывается странный диалог, в ходе которого выясняется, что на календаре девочки 1942 год.
1980, «Этот фантастический мир» №4
Режиссер: Тамара Павлюченко
Литературная основа: рассказ «Снегурочка»
«Этот фантастический мир» — программа, которая выходила с 1979 по 1990 год. Каждый выпуск состоял из телеспектаклей, снятых по мотивам фантастических произведений и объединенных одной темой. Кроме того, в программу приглашали гостей, чаще всего — советских писателей-фантастов. С ними в перерывах между телеспектаклями общался ведущий, космонавт Георгий Гречко.
Четвертый выпуск программы посвящен контактам с внеземными цивилизациями. И эпизод по рассказу Булычева, пожалуй, самый трогательный. По сюжету инопланетная девушка попадает на корабль землян. Она и молодой инженер влюбляются, но не могут даже прикоснуться друг к другу: она может заморозить его, а он — сжечь ее (в самом буквальном смысле слова).
1980, «Через тернии к звездам»
Режиссер: Ричард Викторов
Снято по сценарию Булычева
Действие происходит в XXIII веке. Земной звездолет обнаруживает инопланетный корабль — весь экипаж мертв, но в полуживом состоянии находится искусственный человек по имени Нийя. Ее забирают на Землю, где выясняется, что Нийя может мгновенно перемещаться в пространстве, долго не дышать и силой мысли отбрасывать предметы. Земные ученые начинают изучать ее и возникает множество вопросов. Прежде всего — к самим себе.
Фильм безумно красивый: пейзажные съемки проходили в локациях, где «Тарковский изначально планировал снимать «Сталкера». Визуальный ряд прекрасно дополняет музыка Алексея Рыбникова.
В 2001 году вышла обновленная версия фильма: вырезали несколько затянутых эпизодов и заменили саундтрек (новую музыку написал сын Алексея Рыбникова — Виктор).
1981, «Тайна третьей планеты»
Режиссер: Роман Качанов
Литературная основа: повесть «Путешествие Алисы»
Кажется, этот мультфильм не требует представления. Но если вы вдруг не видели его, то завязка такая: профессор Селезнев со своей дочерью Алисой отправляется на поиски новых животных для космического зоопарка; на одной из планет они покупают птицу Говоруна, которая передает сообщение от важного человека — и начинается настоящий космический детектив.
Интересно, что мультфильм прокатывали и в США, причем дважды: в 1987 и в 1997 году. В первый раз локализаторы изменили все имена, добавили голос рассказчика и насыпали в перевод много отсебятины — фильм провалился. Второй раз был более успешным: перевод стал ближе к оригиналу, но зато заменили саундтрек. Кстати, Алису озвучила Кирстен Данст, а Говоруна — Джеймс Белуши.
1981, «Похищение чародея»
Режиссер: Глеб Селянин
Литературная основа: одноименная повесть
Аспирантка Анна приезжает в деревенский дом своей тети, чтобы спокойно работать над диссертацией, и обнаруживает здесь двух незнакомцев. Они говорят, что сняли дом на две недели. Через какое-то время выясняется, что незнакомцы прибыли из будущего, а дом для них — это точка, из которой они попадут в XIII век, чтобы похитить колдуна… Но пока они лишь наблюдают за прошлым «онлайн».
1982, «Слезы капали»
Режиссер: Георгий Данелия
Сценарий Георгия Данелии, Александра Володина и Кира Булычева
Описание сюжета из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна»:
«Злой волшебник смастерил зеркало, в котором все доброе исчезало, а все плохое выглядело еще отвратительнее. … его ученики были в восторге от этого зеркала.
— Только теперь, — говорили они, — можно увидеть людей такими, какие они есть на самом деле.
И начали ученики злого волшебника таскать зеркало по всей земле и немало натворили зла. А потом им захотелось добраться и до неба. Чтобы посмеяться и там. Но зеркало выпало из их рук, упало на землю и разбилось. Оно разбилось на бесчисленное множество осколков. И осколки разлетелись по белу свету. Тот, кому такой осколок попадал в глаз, начинал видеть во всем только дурное. И жить ему становилось тошно. В сказке этот осколок попадает в глаз мальчику Каю, а у нас — завотделом райисполкома (исполнительный комитет района — орган власти) Павлу Павловичу Васину».
1983, «Комета»
Режиссер: Ричард Викторов
Сценарий Ричард Викторова, Юрия Чулюкина и Кира Булычева
В курортном городке со скоростью света разносится слух о том, что скоро здесь упадет комета и вызовет цунами. Начинается паника, некоторые решают спастись от катастрофы на корабле, где происходят очень странные события.
Во время съемок этого фильма режиссер скончался, поэтому монтаж проходил уже без него. К тому же картина подверглась цензуре — Булычеву даже пришлось переписывать реплики во время озвучания. Все это не пошло фильму на пользу, о чем говорят очень низкие оценки на всех агрегаторах, от «Кинопоиска» до IMDB.
1981, «Золотые рыбки»
Режиссер: Александр Майоров
Литературная основа: рассказ «Поступили в продажу золотые рыбки» из гуслярского цикла
В зоомагазин городка Великий Гусляр завозят золотых рыбок, но не простых, а исполняющих желания. Благодаря им местные жители начинают понимать, что такое искушение, конкуренция и раскаяние. Кир Булычев считал эту короткометражку одной из лучших экранизаций своих произведений.
1984, «Гостья из будущего»
Режиссер: Павел Арсенов
Литературная основа: повесть «Сто лет тому вперед»
Хит среди всех подростков 80-х. Шестиклассник Коля вступил в борьбу против космических пиратов, познакомился с прибывшей из будущего девочкой Алисой Селезневой и сам стал путешественником во времени. А началось все с того, что он просто вышел за кефиром.
1984, «Шанс»
Режиссер: Александр Майоров
Литературная основа: рассказ «Марсианское зелье» из цикла «Великий гусляр»
В XVII веке инопланетянин высадился на русскую землю и попал в лапы к медведю. Его спас от зверя казак. В благодарность инопланетный товарищ одарил его эликсиром вечной молодости, к которому казак со своей подругой регулярно прикладывались — так и дожили они до XX века. Но в один прекрасный момент эликсир перестал быть тайной — и понеслась…
1985, «Два билета в Индию»
Режиссер: Роман Качанов
Литературная основа: рассказ «Два билета в Индию»
Пришелец в облике тигра оказывается в подмосковном пионерском лагере. Ему везет: он умеет говорить, а пионеры Юля и Дима готовы выслушать тигра и не вызвать службу отлова животных или психиатров. Во время разговора выясняется, что для возвращения на свой корабль пришельцу нужно попасть в Индию. Пионеры берутся за эту задачку.
После успеха «Тайны третьей планеты», также снятой Качановым, от этой картины ждали прорыва, но получился просто добротный мультфильм.
1986, «Родимое пятно»
Режиссер: Леонид Горовец
Литературная основа: рассказ «Родимые пятна» из гуслярского цикла
Когда товарищ Семенский вернулся с работы, дом вместе с тещей, женой и дочкой исчез — осталось лишь яма от фундамента. Соседи говорят, что дом и его обитателей похитили инопланетяне. Начинается расследование.
1987, «Разновидность контактов»
Режиссер: Валерий Обогрелов
Литературная основа: рассказ «Можно попросить Нину?»
Еще одна экранизация безумно трогательного рассказа. На этот раз в кадре всего лишь один актер. Интересно, что создатели фильма решили продемонстрировать банку 7up, персональный компьютер и советский аналог игры Pong.
1987, «Лиловый шар»
Режиссер: Павел Арсенов
Литературная основа: повесть «Лиловый шар»
Еще один фильм про Алису Селезневу. Ее здесь играет та же актриса, что и в «Гостье из будущего» — Наталья Гусева. Тем не менее картина не является продолжением легендарного сериала.
Действие происходит в 2087 году. Алиса со своим отцом во время космической экспедиции находит корабль, где хранится лиловый шар. В нем содержится вирус вражды, который заставляет любых существ убивать друг друга. Оказывается, такой же шар находится где-то на Земле и должен взорваться в определенное время. Теперь герои должны спасти планету.
1988, «Этот фантастический мир» № 14
Режиссер: Виктор Спиридонов
Литературная основа: рассказ «Умение кидать мяч»
Еще один выпуск этой передачи и еще одна экранизация этого рассказа (спойлер — не последняя). Кстати, в качестве гостя здесь сам Кир Булычев — он разговаривает с ведущим о том, что такое счастье и выбор.
1988, «В одной знакомой улице»
Режиссер: Александр Козьменко
Литературная основа: рассказ Леонида Андреева «Иван Иванович»
Адаптацию этого рассказа для кино делал Кир Булычев, поэтому картина в нашем списке.
Действие происходит во время революции 1905 года. Протестующие ловят жандарма, отнимают у него пистолет и ведут на расстрел. В решающий момент один из протестующих отговаривает товарищей от казни, но такой гуманистический поступок в будущем не принесет ему ничего хорошего...
1988, «Узники "Ямагири-Мару"»
Режиссер: Алексей Соловьев
Литературная основа: повесть «Узники "Ямагири-Мару"»
Еще одна экранизация приключений про Алису Селезневу. На этот раз девочка со своим одноклассником отправляется на подводное кладбище японских кораблей, потопленных во время Второй мировой войны. Со времен войны прошло 150 лет и корабли превратились в рифы — их и должны изучать герои. Но в окрестностях рифов происходят странные вещи, удержаться от исследования которых ребята не могут. И правда, как можно удержаться, например, от того, чтобы узнать, кто съел целого кашалота в один присест?
1988, «Поляна сказок»
Режиссер: Леонид Горовец, Николай Засеев-Руденко
Литературная основа: рассказ «Недостойный богатырь» из гулсярского цикла
Главный герой находит в пещере спящую царевну и целует ее. Та, конечно, пробуждается — и они влюбляются друг в друга. Любовь открывает в герое дар резчика по дереву. Он украшает лесную поляну резными фигурками и строит здесь же хижину, в которой собирается жить с царевной. Местный чиновник находит поляну и предлагает использовать ее для культурно-массовых мероприятий, а взамен обещает молодым квартиру. Сделка неплохая, но только на первый взгляд… В реальности цена за нее намного выше.
Говорят, Булычев пытался убрать свое имя из титров этого фильма (уж слишком вольно обошлись с первоисточником), но не получилось.
1988, «Перевал»
Режиссер: Владимир Тарасов
Литературная основа: повесть «Перевал», впоследствии ставшая частью романа «Поселок»
Исследовательский корабль потерпел крушение — экипаж вынужден покинуть его и много лет жить на довольно враждебной планете. Они регулярно предпринимают попытки добраться до корабля, чтобы послать сигнал SOS, но безуспешно. С каждым годом шансов все меньше. И вот в поход выдвигаются их дети, уже ставшие подростками — те, кто знает о Земле только по рассказам взрослых.
Пожалуй самая стильная и пронзительная экранизация Булычева.
1988, «Остров ржавого генерала»
Режиссер: Валентин Ховенко
Литературная основа: повесть «Остров ржавого лейтенанта»
Еще одна картина про Алиса Селезневу. Девочка едет на съемки фильма (ее взяли на роль Красной Шапочки). Недалеко от места съемок проходили раскопки, во время которых нашли древних боевых роботов. Оказалось, машины еще на ходу и вполне готовы сражаться, причем со всем человечеством. Алиса попадет к ним в плен. Теперь девочке нужно выбраться, а заодно всех спасти.
В отличие от предыдущих фильмов роль Алисы здесь сыграла Катя Прижбиляк, а не Наташа Гусева. Кир Булычев раскритиковал фильм за выбор актрисы. По этой причине с картиной отказался работать и режиссер Павел Арсенов, снявший «Гостью из будущего» и «Лиловый шар».
1988—1991, цикл «Чудеса в Гусляре»
Режиссер: Александр Полушкин
Литературная основа: рассказы из гуслярского цикла
Мы уже не раз упоминали гуслярский цикл. В него входит несколько сборников рассказов, которые объединены местом действия: вымышленным городом Великий Гусляр, где живут обычные люди и происходят необычные события. В альманах вошли 6 экранизаций, в которых фигурируют одни и те же персонажи.
1988, «Чудеса в Гусляре» (по рассказу «Паровоз для царя»)
1989, «Яблоня» (по одноименному рассказу)
Ученый изобретает препарат, который многократно ускоряет рост растений. Его попробовали на яблоне — сработало великолепно. Но не учли лишь один нюанс…
1989, «Копилка»
Никому не нравится ждать. Это понял пришелец, попавший в Великий Гусляр, и предложил забирать у жителей время, которое они тратят на ожидание. Те с радостью согласились, но вскоре оказалось, что отдавать свое время (даже не лучшее) — так себе идея..
1990, «Спутник икры» (по одноименному рассказу)
Гуслярский ученый создал машину времени и отправил группу инициативных горожан прямиком в 1948 год. Там их заподозрил в совершении преступления молодой и очень бдительный милиционер Ложкин. Спасти гсулярцев от тюремного срока может только уже немолодой, но все еще очень бдительный пенсионер Ложкин из будущего.
1990, «Свободный тиран» (по одноименному рассказу)
Гуслярец попадает на планету, где все население, кроме правителя, сидит в тюрьме.
1991, «Кладезь мудрости» (по одноименному рассказу)
Корнелий Удалов получает от пришельцев уникальный дар и становится самым удивительным и важным человеком в городе. Ничем хорошим это не заканчивается.
1989, «Похищение чародея»
Режиссер: Виктор Кобзев
Литературная основа: повесть «Похищение чародея»
Еще одна экранизация повести. В этом варианте больше жестких сцен (в частности в изображении битв) и более интересные декорации.
1989, «Районные соревнования по домино»
Режиссер: Михаил Борщевский
Литературная основа: одноименный рассказ из гуслярского цикла
Безумный короткометражный мюзикл на стихи Ильи Кормильцева, писавшего тексты для Nautilus Pompilius.
Третья мировая война. Апокалипсис не за горами. Но в Великом Гусляре ничто не помешает провести районные соревнования по домино!
1990, «Подземелье ведьм»
Режиссер: Юрий Мороз
Литературная основа: одноименная повесть
Чехословацко-советская экранизация. Исследователи высаживаются на странной планете: здесь люди из каменного века соседствуют с динозаврами. Выясняется, что все это результат эксперимента, который проводят некие пришельцы: они создали здесь жизнь и разогнали эволюцию до неприличных скоростей. Вот только люди, которых, они создали, взяли в руки оружие и уничтожили своих творцов. Теперь такая же опасность грозит недавно прибывшим землянам.
1993, «Осечка» (ТВ)
Режиссер: Виктор Макаров
Литературная основа: повесть «Осечка-67»
1967 год. По всему СССР празднуют 50-ю годовщину Октябрьской революции. Высшее руководство страны решило реконструировать события 1917 года. Весь Ленинград становится декорацией, даже пушку знаменитой «Авроры» готовят к выстрелу, но все пошло не по плану.
2001, «Умение кидать мяч»
Режиссер: Ярослав Жамойда
Литературная основа: одноименный рассказ
Польская экранизация. Томек работает в престижной юридической компании, ездит на дорогом автомобиле, встречается с красавицами. Но однажды влюбляется в девушку по имени Юстына. Ее отец — директор почти обанкротившегося завода, который спонсирует баскетбольную команду. Томек решает как-то ему помочь, но теряет работу и все свои возможности. Тогда-то он и знакомится с доктором Девильским, которые представляют фирму, создающую идеальных людей. Тот предлагает испытать на себе новый препарат, который позволит стать звездой баскетбола.
2009, «День рождения Алисы»
Режиссер: Сергей Серегин
Литературная основа: одноименная повесть
Алиса с Громозекой прибыли с экспедицией на мертвую планету Колеида. С помощью машины времени они изучают ее прошлое и выясняют, что цивилизация Колеиды когда-то была на уровне Земли середины XX века, но все погубил вирус. Алиса и Громозека решают исправить ситуацию: вернуться в прошлое и применить вакцину против вируса.
2012, «Алиса знает, что делать!»
Сериал, состоящий из 24-х серий. Прямой связи с определенными произведениями Булычева нет, но создатели используют знакомых всем персонажей и активно вводят новых. Кстати, о создателях: над сериалом трудились десятки режиссеров и шесть сценаристов. Получилось не так уж плохо, хотя и совсем не канонично.
2015, «Можно попросить Нину?»
Режиссер: Полина Беляева
Литературная основа: одноименный рассказ
Еще одна экранизация знаменитого рассказа: Вадим звонит своей знакомой Нине, а трубку берет девочка, которая живет в Москве в 1942 году. Несмотря на то, что фильм вышел в 2015-м, создатели попытались передать атмосферу 1972 года — именно тогда герой рассказа совершает звонок.
2020—2022, альманах «Хронос»
Вышел в 2022 году. Собран из трех короткометражек, снятых двумя российскими режиссерами.
2020, «Временная связь»
Режиссер: Дмитрий Аболмасов
Литературная основа: рассказ «Можно попросить Нину?»
Режиссер перенес действие в наши дни: мужчина говорит по мобильному, передвигается по Москве, тусит со своими друзьями (довольно состоятельными людьми). Но звонит он все той же Нине, а трубку берет девочка из Москвы 1942 года.
2022, «Поломка на линии»
Режиссер: Роман Просвирнин
Литературная основа: одноименный рассказ
Молодой человек, живущий в современной квартире со всеми удобствами, обнаруживает портал, по которому можно отправлять посылки в прошлое. И он решает отправить еды в блокадный Ленинград, чтобы выжил писатель, который не закончил его любимую книгу.
2022, «Шум за стеной»
Режиссер: Роман Просвирнин
Литературная основа: одноименный рассказ
Послевоенное время. Москва. В коммуналке живет женщина с сыном. Однажды мальчик забегает в комнату к соседу и обнаруживает там портал, ведущий к морю.
2024, «Сто лет тому вперед»
Режиссер: Александр Андрющенко
Литературная основа: по мотивам одноименной повести
Новая экранизация повести, по которой сняли «Гостью из будущего». Ничего общего, кроме имен героев, у этих двух картин нет. В «Сто лет тому вперед» подростки на фоне борьбы с космическими пиратами решают свои проблемы: пытаются справится с травлей в школе, вырваться из-под опеки родителей, преодолеть апатию. Космические пираты — это не нелепые ребята, а вполне себе опасные преступники агрессивного вида. Вместо ламповых декораций и человекоподобного робота Вертера — современный хром, отражающий неоновый свет. В общем, сай-фай во всей красе.
2024, «Очевидное невероятное»
Режиссер: Александр Войтинский
Литературная основа: гуслярский цикл
Сериал из десяти эпизодов. Пожалуй, самая масштабная попытка перенести гуслярский цикл на экран. Действие происходит в наши дни, но жители Великого Гусляра добровольно остались в 1970-х: не пользуются смартфонами, ездят на тех самых «Москвичах» и даже предпочитают одежду по моде тех лет. При этом живут бок о бок с пришельцами и никак не выносят эту информацию во внешний мир. Но тут в город приезжает новый мэр, который пытается рассказать о гуслярских чудесах всему свету. Местным это категорически не нравится.
__________________________________________________
Надеемся, материал был интересным и полезным. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.
А это Fplus* T800 — компактный планшет отечественного производителя. Купить можно в официальном магазине Fplus за 6990 рублей. До 10 марта по промокоду ALL10 можно получить скидку 10% на все товары Fplus.
- IPS-экран 8 дюймов с разрешением Full HD
- Аккумулятор 5 300 мАч
- Восьмиядерный процессор 2 ГГц
- RAM 4/8 Гб и встроенная память 64/128 Гб
- Камера: основная — 13 МП с автофокусом, Фронтальная — 5 МП
- Android 11 HMS
*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Accesstyle.АЛ