Найти в Дзене

Антирецензия: "Большой куш", или Ода криминальному балагану

"Большой куш" Гая Ричи... Культовый, говорят. Шедевр, мол. Вершина жанра. Ну-ну. Давайте-ка приглядимся к этому "шедевру" поближе, вооружившись не ведром попкорна, а скальпелем настоящего кинокритика. Готовьтесь, будет больно.

Сюжет, сотканный из клише и совпадений:

Сюжет "Куша" – это гремучая смесь избитых криминальных тропов, сдобренная щепоткой "случайных" совпадений, которые настолько натянуты, что скрипят, как телега по булыжнику. Украденный бриллиант, куча разношерстных бандитов, каждый из которых мечтает сорвать куш, и цепочка нелепых событий, связывающих их всех вместе. Где-то мы это уже видели, не правда ли? От "Криминального чтива" Тарантино до "Карты, деньги, два ствола" самого Ричи – все эти сюжетные ходы перекочевывают из фильма в фильм, как старые чемоданы с барахолки. Только у Тарантино это было остроумно и свежо, а у Ричи превратилось в самопародию.

Вся эта история с бриллиантом, путешествующим из рук в руки, напоминает скорее не криминальную драму, а плохонький фарс. Персонажи действуют настолько нелогично и глупо, что диву даешься, как они вообще дожили до своих лет. Складывается впечатление, что Ричи просто набросал на бумаге десяток-другой колоритных типажей, а потом связал их между собой случайными линиями, надеясь, что "и так сойдет". И, к сожалению, для многих "сошло".

Персонажи – парад карикатур:

Персонажи "Большого куша" – это не живые люди, а ходячие карикатуры, списанные с криминальных стереотипов. Тут вам и русский бандит-алкоголик (куда же без клюквы?), и туповатые грабители-неудачники, и жестокий, но "с понятиями" мафиози. Все они настолько утрированы, что перестают вызывать хоть какое-то сопереживание. Брэд Питт в роли цыгана Микки, конечно, старается изо всех сил, но даже его харизма не спасает ситуацию. Его персонаж – это просто набор кривляний и невнятного бормотания, призванный, видимо, добавить фильму "экзотики".

Отдельного упоминания заслуживает "фирменный" ричевский монтаж – быстрый, клиповый, призванный создать ощущение драйва и динамики. Но на деле он чаще всего только утомляет и отвлекает от убогого сюжета. Кажется, что Ричи пытается скрыть пустоту содержания за внешней формой, как фокусник, отвлекающий внимание зрителей блестящими платками.

Вердикт:

"Большой куш" – это не шедевр криминального кино, а скорее удачная компиляция избитых штампов, поданная под соусом "стильного" монтажа и "колоритных" персонажей. Это попкорн-муви в чистом виде, рассчитанный на непритязательного зрителя, готового проглотить любую "клюкву" и поверить в любую нелепость.