Найти в Дзене
Меня не обмануть!

Забирают "Госуслуги", деньги и код от домофона: разбираем 3 свежие схемы мошенников

Аферисты приготовили для россиян свежую ловушку: неизвестные от имени управляющих компаний просят назвать код от домофона и после этого получают доступ к учетным записям на портале «Госуслуг». Я разбиралась в тонкостях новой схемы для издания NN.RU — узнала, что делать, если код «от домофона» все-таки назвали, а также собрала несколько новых ловушек телефонных мошенников на коммунальную тему. Автор: Наталья Халезова ▶️ У проекта теперь тоже есть Телеграм-канал "Меня не обмануть!". Подписывайтесь, буду рада! — На днях к нам в ТСЖ позвонила бабушка и спросила, когда она может получить ключи от новой двери в подъезд, — поделилась со мной сотрудница одного из нижегородских товариществ собственников жилья Мария Иванова. — Мы сначала не поняли, в чем дело. Выслушали рассказ жительницы микрорайона, и стало очевидно: бабушку обманули телефонные мошенники. А она ничего не подозревает! Пожилой нижегородке позвонили якобы из управляющей компании: коммунальщики срочно меняют двери, будет новый дом
Оглавление

Аферисты приготовили для россиян свежую ловушку: неизвестные от имени управляющих компаний просят назвать код от домофона и после этого получают доступ к учетным записям на портале «Госуслуг». Я разбиралась в тонкостях новой схемы для издания NN.RU — узнала, что делать, если код «от домофона» все-таки назвали, а также собрала несколько новых ловушек телефонных мошенников на коммунальную тему.

Автор: Наталья Халезова

▶️ У проекта теперь тоже есть Телеграм-канал "Меня не обмануть!". Подписывайтесь, буду рада!
фото создано нейросетью.
фото создано нейросетью.

«Даже не подозревала, что ее обманули»

— На днях к нам в ТСЖ позвонила бабушка и спросила, когда она может получить ключи от новой двери в подъезд, — поделилась со мной сотрудница одного из нижегородских товариществ собственников жилья Мария Иванова. — Мы сначала не поняли, в чем дело. Выслушали рассказ жительницы микрорайона, и стало очевидно: бабушку обманули телефонные мошенники. А она ничего не подозревает!

Пожилой нижегородке позвонили якобы из управляющей компании: коммунальщики срочно меняют двери, будет новый домофон. Собеседники уточнили, сколько электронных ключей жительнице заказать, как и когда она их заберет. По словам женщины, звонившие были убедительны, объяснили, что теперь у каждой квартиры будет свой код от домофона, так как «общий код на весь дом противоречит политике безопасности». Бабушке отправили «код активации» на телефон и попросили ее назвать цифры.

Как уточнили в Киберполиции России, в этой схеме жертве приходит код для восстановления учетной записи к личным аккаунтам — например, на сайте «Госуслуг». Также могут предложить установить приложение «для защиты аккаунтов», которое окажется программой удаленного доступа к вашему гаджету. Благодаря такому шагу один потерпевший лишился 1 млн рублей. Аферисты беспрепятственно списали деньги с его счета.

Еще по теме:

Мошенники создали клон жертвы и набрали кредитов

Несанкционированный доступ к аккаунту на «Госуслугах» приводит к очень неприятным вещам. Юрист Елена Никоненкова объясняет, что мошенники могут создать клон человека — подтвердить личность и оформить мобильные номера, электронные подписи, взять займы, совершить сделки. Новые сим-карты используются для вывода криминальных денег. А с помощью электронной цифровой подписи можно переоформить или продать недвижимость, оформить кредит, сдать поддельную отчетность в налоговую, чтобы получить возмещение, зарегистрировать сомнительное юрлицо.

Эксперт напоминает: аккаунт на «Госуслугах» — это полный набор юридических сведений о человеке, который дает возможность удостоверить значимые действия (подписать документы, дать свое согласие или открыть доступ). Поэтому к его сохранности нужно относиться особенно внимательно и никому не сообщать код для восстановления доступа к учетной записи «Госуслуг» из смс.

Если вы все-таки назвали заветные цифры, в нижегородской полиции советуют выполнить следующие действия.

✅Восстановите доступ к учетной записи:

  • онлайн на «Госуслугах» (если есть доступ к телефону и почте из личного кабинета),
  • через банк,
  • в МФЦ.

✅Проверьте, ваши ли номер телефона и почта указаны в личном кабинете.

✅Определите, где использовалась учетная запись:

  • В личном кабинете проверьте, не было ли подозрительных действий.
  • Обратитесь в службу поддержки «Госуслуг» или стороннего ресурса, если учетная запись была использована на другом сайте.
  • Выйдите из приложений, в которые вы не заходили.
  • Отзовите разрешения, которые вы не давали.

✅Проверьте поданные заявления. Это поможет выявить, какие действия хотели совершить мошенники от вашего имени.

✅Защитите аккаунт — задайте контрольный вопрос для входа.

Зачем мошенникам ваши Госуслуги, читайте в этой статье:

Опасный QR-код

фото https://46tv.ru
фото https://46tv.ru

Произошедшая с пожилой нижегородкой ситуация — это новый вариант старой схемы развода, которую активно использовали в 2023 году. Тогда аферисты расклеивали в подъездах многоэтажек фейковые объявления о продаже ключей от домофонов. Жители были уверены, что их разместила управляющая компания, и смело переходили на сайт. На опасном интернет-ресурсе нужно было внести данные карты, включая CVV-код, код из смс и оплатить получение электронных ключей за 300 рублей. Правда, после посещения такого фишингового сайта люди теряли все деньги с банковского счета.

В феврале 2025 года в подъездах тоже появились странные объявления с QR-кодом. На этот раз мошенники от имени ДУКа приглашают жителей многоквартирных домов в домовые чаты. Отсканировав QR-код, нижегородцы попадали в липовый мессенджер Telegram, где их просили ввести логин и пароль для входа в новый чат дом. Вводя свои данные, люди теряли доступ к своему аккаунту, которым начинали владеть мошенники.

— Это квишинг, специфическая форма фишинга, при которой мошенники используют QR-коды для обмана граждан и кражи их конфиденциальных данных. В QR-код может быть интегрирована любая информация, например, ссылка на мошеннический сайт или на скачивание вредоносного программного обеспечения. В распространении квишинга злоумышленники могут быть весьма изобретательны: распространяют их по электронной почте, через объявления в подъездах, поддельные квитанции, наклейки на электросамокатах, — сообщили в Киберполиции России.

Еще по теме:

Поверка счетчиков оставила без миллионов

Поверка или замена счетчиков — еще одна популярная легенда мошенников, которая и в 2025 году приносит аферистам миллионы рублей. Так, недавно 68-летней нижегородке позвонил лжесотрудник ресурсной компании и сообщил о необходимости обновить электрический счетчик. Он потребовал установить мобильное приложение для «автоматической передачи показаний».

Следующий акт криминального спектакля начался со звонков «полицейских», которые пугали мошенническими списаниями с ее банковских счетов, так как ранее она общалась с преступниками. Злоумышленники уговорили нижегородку перевести сбережения на «безопасные» счета — так она лишилась более 1,7 млн рублей, сообщили в пресс-службе УМВД России по Нижнему Новгороду.

Кстати, с поверкой счетчиков связана новая многоходовка мошенников, которую зафиксировала столичная прокуратура в феврале 2025 года. 71-летней пенсионерке позвонил лжесотрудник коммунальной организации, попросил для поверки приборов учета электроэнергии продиктовать код от «Госуслуг». Затем ее напугали сообщениями о мошеннических кредитах «под залог квартиры». Она перезвонила по телефону из смс, попала сначала в Роскомнадзор, потом в Росфинмониторинг.

Мошенники убедили пенсионерку передать курьеру банковскую карту, так как она «скомпрометирована». Так москвичка потеряла 2 млн рублей со счета. Кроме того, аферисты могли вовлечь пожилую даму в дропперскую схему вывода криминальных денег. Вероятно, скоро эта схема дойдет и до Нижнего Новгорода.