Вы когда-нибудь задумывались о том, как наши логические ошибки приводят к нашим же неожиданным и нелогичным просчетам и провалам в бизнесе? Где они встречаются чаще всего и как их минимизировать – расскажу в этой статье.
"Карта и территория" в бизнесе
Все мы знаем знаменитое выражение Альфреда Коржибски «карта не есть территория». Звучит оно повсеместно и так же повсеместно используется для объяснения многих причин и явлений. Ее «универсальность» в том, что раскрывает основную логическую ошибку, когда мы путаем семантическое значение какого-то термина или определения с действительным.
Большинству это очевидно в формате:
«в реальности то, как я себе что-то представляю, может выглядеть иначе».
Мы строим планы, генерируем идеи, прокладываем маршруты, рассматриваем варианты, формируем ожидания и даже – отправляясь в отпуск, набиваем чемоданы под час ненужными вещами и предметами подсознательно руководствуясь этим «правилом».
Психологи лучше меня расскажут как люди вступают в браки, совершают дорогостоящие покупки, наконец получают работу или делают карьеру о которой они до этого долго мечтали, а потом – приходят к ним с паническими атаками и тревожными расстройствами.
Мы – существа социальные. В нашей повседневной жизни эта ошибка проявляется постоянно, например:
Когда люди о чем-то договариваются, но каждая из сторон договаривается о своем.
То есть, то, как может быть описан результат совместных действий, для участников процесса выглядит по разному.
В бизнесе, как и в жизни происходит все то же самое и так же – чаще всего неосознанно. Парадоксально же то, что даже зная об этом правиле, мы периодически на нем попадаемся (или - попадаем).
Так, работая над одним проектом сплоченной командой можно по-разному видеть карту и по-разному накладывая ее на территорию.
Где нас подстерегают логические ошибки в бизнесе чаще всего?
1. Термины и их определения
Вовсе не случайно этот «пункт» имеет практически любой Договор между контрагентами. Юристы – люди конкретные и корректные. Глупостей не посоветуют. Если говорят, что нужно так, лучше – поверить им на слово. Это – в общем, а в частности:
Например, пока многие были увлечены спорами о том, на какой слог в слове «маркетинг» ставить ударение и о роли этого «ударения» в деятельности компаний, бизнес стратегия и маркетинговая стратегия – стали, по сути, одним и тем же. Все начинается с сущности предложения и далее следует вниз по цепочке от главного – к второстепенному, но имеющему все такое же важное значение, не смотря на позицию в иерархии.
Другими словами: используя бизнес-модель Остервальдера или любую другую Вами любимую, Вы все еще занимаетесь маркетингом, а не чем-то, что имеет более сакральное значение.
Договорившись только в этом пункте, можно сэкономить много времени, сил и нервов на сравнении, расстановке приоритетов, слаженности и последовательности действий, формировании команды, определении необходимых для решения задач ресурсов.
Раз уж я начал с маркетинга, следующим пунктом:
2. Поиск профессионалов для решения бизнес-задач
Когда нанимаете специалиста на работу Вы точно знаете чего от него хотите? А он это понимает и представляет себе это так же?
Допустим Вы не хотите сами вникать в хитросплетениях маркетинга и приняли решение нанять специалиста на позицию руководителя данного направления.
С этого момента начнется Ваш «путь самурая» полный разочарования и боли. Почему? Давайте посмотрим на то противоречие, с которыми Вы столкнётесь в первую очередь.
Вам нужен маркетолог или маркетёр?
Чувствуете разницу?
А она колоссальна!
Первые – анализируют, систематизируют, позиционируют, планируют, прогнозируют, определяют, объясняют. В результате своей работы ставят задачи всем функциональным подразделениям, включая производственные. Ценность их решений не только в графиках и цифрах (я бы даже сказал, что не столько в графиках и цифрах), а в способности «видеть другими невидимое», «слышать другими неслышимое». То есть, творят и созидают, опираясь на образованность (в широком смысле) и системное мышление. Они не определяются форматами «скиллс» и не имеют для всех случаев копи-паст решений, каждый раз придумывают все «с нуля». В качестве примера их действий: скажут Вам нужно ли тратить деньги на рекламу или есть другие способы добиться того же результата.
Вторые – практики по сути своей. Добиваются результата в действиях на том, что уже кто-то проанализировал, систематизировал, позиционировал, спланировал, …поставил им задачу и указал «куда бежать и чего хотеть». Хорошо разбираются в цифрах и графиках, каналах и инструментах. Добиваются результата благодаря образованию (в узком смысле) и аналитическому мышлению. Обладают отточенными навыками и десятком – другим заранее заготовленных стратегий. Они не смогут придумать «что», но найдут решение «как». В качестве примера их действий: эффективно потратят рекламный бюджет, если Вы скажете им сделать это.
Безусловно, я гиперболизирую образы специалистов в описании, но лишь для того, чтобы продемонстрировать разницу, которая скрывается в определении «маркетолог».
Далее – о том, что всем кажется сделать легко, но на практике эта «легкость» оказывается одной из самых сложных.
3. Постановка целей и задач в бизнесе
Они могут быть сформулированы по-разному, но в них точно заложена карта того мира, который нарисовал себе владелец или руководитель организации. И понять то, что он имеет в виду под шаблонными определениями «уникальная идея», «традиционные ценности», «стильный дизайн», «масштабирование бизнеса», «здоровье бренда», … бывает очень непросто.
Один мой клиент, обсуждая создание своего бренда, сказал, что хочет чтоб все было так, как у Apple. Это может показаться странным и даже смешным, но я в точности понял что нужно заказчику только после того, как он произнес это его «хочу». Клиент остался доволен совместно проделанной работой, несмотря на то, что в результате его бренд даже не напоминал творение Джобса ни идей, ни ценностями, ни стилем, ни дизайном, ни характером.
То же самое касается «хочу больше денег». Вот уж, действительно, самое «неопределенное определение»! «Больше денег» - это как?
– Больше оборот?
– Больше выручка?
– Больше рентабельность?
Одни только эти 3 «хочу» достигаются решением совершенно разных задач и разными методами.
А бывает и так, что «говорю одно, подразумеваю совсем другое».
Знакомый предприниматель почувствовал себя по-настоящему счастливым только после того, как перестал заниматься достаточно доходными агентскими операциями и занялся новым для себя и не связанным с прежним делом.
«Хочу больше зарабатывать»
- говорил он, отвечая на вопрос удивленных «товарищей по цеху».
Когда через несколько лет после старта, по его просьбе я посчитал его деятельность в цифрах и оказалось, что рентабельность бизнеса не превышает 5%, он нисколько не расстроился. В агентском бизнесе было более 15%. Банковские вклады сейчас предлагают по 18-20%, а он на своих деньгах зарабатывает 5% и счастлив. Его бизнес – это точно про деньги?
Как понизить число ошибок в бизнес процессе
Наверняка, многие из дочитавших статью до этих строк уже поняли о каком «универсальном» способе минимизировать логические ошибки в бизнесе и понизить риски я говорю:
- Задавайте вопросы. Много вопросов. Сначала себе. Потом вашим партнерам, клиентам, работодателям, подчиненным, …Столько, сколько потребуется для того, чтобы ваши карты совпадали как можно точнее. Это не застрахует вас от возможных неудач и провалов (как минимум потому, что «Черных лебедей» никто не отменял), но существенно снизит риски совершить ненужные ошибки.
Вы, действительно, думаете и делаете то, что говорите? Слова имеют значения.