Найти в Дзене
Александр Долгих

Извозчик, ямщик и кучер: в чём разница?

Оглавление

История транспорта до появления автомобилей полна колоритных профессий, связанных с лошадьми и повозками. Три термина — извозчик, ямщик и кучер — часто вызывают путаницу. Кто эти люди, чем они занимались и как их различить?

Извозчик — таксист

Извозчик — это частный перевозчик, работавший в городах. Если по-современному, то это таксист. В XIX веке извозчики были неотъемлемой частью городского пейзажа Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Они стояли на специальных стоянках или ездили в поисках пассажиров, крича: «Извозчик! Куда прикажете?».

Особенности:

  • Работа за плату: Пассажир нанимал извозчика для поездки по городу, стоимость зависела от расстояния.
  • Знание улиц: Хороший извозчик ориентировался в городе как современный навигатор.
  • Социальный статус: Часто выходцы из низших сословий, крестьяне, перебравшиеся в город.
  • Тип повозки: Лёгкие экипажи — пролётки, дрожки, сани зимой.

Извозчики делились на «ванек» (дешёвые), «лихачей» (скоростные, с лучшими лошадьми) и «голубчиков» (элитные, с коврами и подушками).

Ямщик — дальнобойщик

Ямщик — ключевая фигура в системе ямской гоньбы, государственной почтово-транспортной службы, существовавшей с XV века. Они обеспечивали связь между городами, перевозили почту, казённые грузы и пассажиров.

-2

Особенности:

  • Государственная служба: Ямщики работали на казну, получали жалованье и льготы (например, освобождение от налогов).
  • Станции (ямы): На пути следования были ямы — пункты смены лошадей. Ямщик мог менять упряжку каждые 20–30 вёрст, чтобы сохранить скорость.
  • Дальние маршруты: Ездили между городами, часто в любую погоду.
  • Культурный след: Их образ запечатлён в песнях («Степь да степь кругом») и литературе, например, у Пушкина, Гоголя.

Ямская служба исчезла с развитием железных дорог в конце XIX века, но ямщики остались символом русской дорожной романтики.

Кучер — персональный водитель

Кучер — это возница, управлявший частным экипажем. В отличие от извозчика, он не искал клиентов, а служил конкретному хозяину: дворянину, купцу или чиновнику.

-3

Особенности:

  • Личный слуга: Часто крепостной или наёмный работник, знавший привычки господ.
  • Роскошь и статус: У богатых домов кучера носили ливреи, а экипажи украшались гербами.
  • Универсальность: Работал и в городе, и в усадьбе, мог сопровождать барина в долгих поездках.
  • Искусство управления: Виртуозно владел кнутом и вожжами, чтобы лошади шли «как по нитке».

Кучер не получал плату за каждую поездку, потому он был на содержании хозяина или, как б сейчас сказали, на окладе.

Если подытоживать, то извозчик занимался коммерческими перевозками в городе и был самозанятым; ямщик был госслужащим на окладе с привилегиями, ездил в основном по трассам (трактам) между городами; кучер же — это наёмный рабочий с ненормированным рабочим днём, работающий на хозяина, когда и где тот скажет,

Каждый внёс вклад в историю доавтомобильного транспорта: ямщики связали страну почтовыми трактами, извозчики стали символом городской жизни, а кучера олицетворяли сословную роскошь. Их профессии исчезли, но остались в пословицах, песнях и книгах, напоминая о времени, когда дороги измерялись копытами и колёсами.

Если теперь всё стало понятно, ставь лайк и подписывайся на мой Телеграм, чтобы не пропустить то, что исчезает в чертогах Дзена, не доходя до подписчиков. А ниже ещё кое-что интересное: