В свое время я хотела обосноваться в Италии и сначала выбрала Ломбардию и озеро Комо. Но спустя два года изменила свое мнение и начала новый поиск. Мой выбор пал на Трентино-Альто-Адидже – один из самых ярких регионов Италии, с Венето и Ломбардией на юге, Австрией на севере и великолепными Доломитовыми Альпами посередине. Ледниковые вершины в долине Аурина, космополитичный Больцано и его окрестности, волшебство Мерано, красота долины Пустерия (Val Pusteria), величественные горные цепи долины Изарко, не говоря уже о несравненной красоте Доломитовых Альп, признанных объектом природного наследия, и долины Веноста, знаменитой своими фруктовыми садами. Увы, человек предполагает, а Бог располагает, и я поняла, что Италия для меня - это место для путешествий, но не для жизни. Но Трентино очень люблю и хочется показать регион во всей красе.
Вообще-то, этот регион можно назвать своего рода аномалией: это немецко-итальянский регион, большая часть которого является частью Италии только с 1919 года. До этого Альто-Адидже был известен как Южный Тироль и входил в состав Австрии. В конце Первой мировой войны Австрия уступила эту область Италии. Муссоллини изменил название, назвав её в честь верховьев реки Адидже, которая пересекает регион. Многие тирольцы предпочли переселиться в Германию, но те, кто остался, упорно держатся за свой язык, культуру и традиции. В Альто-Адидже легко увидеть немецкий характер региона - готические церкви, уличные указатели написаны на немецком, а в меню есть квашеная капуста и штрудель. В отличие от этого Трентино на 98 % состоит из италоязычных жителей, а еда и архитектура относятся, скорее, к средиземноморскому миру. Но в этом насильственном союзе есть и польза, поскольку, стремясь снизить этническую напряженность, Рим выделяет солидную помощь и поэтому в регионе один из самых высоких уровней жизни в Италии.
Здесь говорят на трёх официальных языках: итальянском, немецком и ладинском. Это позволяет 40 000 жителям, говорящим на ладинском, спасти от забвения свой язык и культуру. Ладины были первыми ретро-романским населением данного региона. Когда римляне захватили эти земли, ладины, отчаянно защищая свой язык, сумели избежать общей романизации, хотя без латинских заимствований все же не обошлось. Ладинской является родственником романскому, на котором говорят в Швейцарии, и фриульскому, распространённому на северо-востоке Италии.
Доломитовые Альпы считаются одними из самых красивых гор в мире. Для них характерна особая горная порода – светлый минерал доломит. Благодаря ему горы кажутся белыми, как будто покрыты снегом, а в лучах рассветного или закатного солнца приобретают розоватый оттенок. У этого эффекта даже есть особое название – «энросадира», отблеск солнца на вершинах гор. Миллионы лет назад эти величественные горы были на дне океана Тетиса – они состоят из окаменелых водорослей и коралловых рифов. Когда уровень воды древнего океана опустился, показались эти вершины. Поэтому здесь до сих пор находят ракушки и окаменелости. Самая высокая гора района – Мармолада, высотой 3342 метра. Это единственная вершина здесь, которая даже летом покрыта снегом. Именно окрестности Мармолады считаются центром ладинов.
Доломитовые Альпы – родные края великого альпиниста Рейнхарда Месснера
А теперь прогуляемся по городку, куда я собиралась переехать, но не случилось. Это Больцано
Путешественник, преодолевший перевал Бреннер, сочтет Больцано практически южным городом. И будет прав: здесь почти круглый год стоит тёплая средиземноморская погода – холодает только зимой. На рыночной площади, где располагается знаменитый рынок, торгуются и спорят с тем же пылом, что и 700 лет назад, когда город стал играть роль торгового посредника между Ломбардией и югом Германии. Здесь царит буйство красок и бурная жизнь, которые можно считать характерным признаком юга. В действительности, нынешний образ Больцано сложился чуть менее 80 лет назад. Раньше это был сонный городок с населением, говорящем на немецком языке. Императоры Австро-Венгерской империи Габсбургов, управлявшие из Вены, не слишком интересовались Больцано. А движение в сторону итальянской культуры началось только после парижской мирной конференции 1919 г. Так что Больцано теперь живет двойной жизнью – здесь и немецкий порядок, и безалаберная веселая атмосфера.
Давайте же теперь посмотрим, чем славится регион из продуктов? Сыры! Вот где раздолье любителям
Человека, который ожидает встретить в Трентино классические итальянские блюда, может быть разочарован, поскольку кухня региона весьма самобытна. Итальянское и германское наследие соседствуют в меню – тушеные овощи подаются с полентой, пельмени и макароны с начинкой чередуются в сытных бульонах, а паста часто подается в виде шпецле – свежей яичной пасты со средневековыми немецкими корнями.
Чем вас будут угощать в любом доме или ресторане? На последнем фото в галерее рецепт типичного ладинского блюда Странголапрети (Strangolapreti, "поп подавился")
Кстати, о карнавалах. В их основе лежат вполне серьезные причины. До прихода римлян здесь царили языческие культы, поскольку условия жизни были суровые. Зима была очень тяжелой для жителей этих мест: было холодно, иногда не хватало еды, а в темноте ночи людям мерещились злые духи и демоны. Чтобы прогнать зиму, жители деревень и в Австрии, и в Германии устраивали карнавальные шествия. Они наряжались в фантастические маски, которые, по их мнению, были способны прогнать холод, голод и темноту. Также люди взывали к духам природы, чтобы они в будущем давали хороший урожай. И сегодня во многих южнотирольских деревнях сохранились традиционные карнавальные шествия.
Или, например, карнавал Krampus
Не все карнавалы такие страшные, есть много жизнерадостных и веселых.
Традиции вещь великая, но и нововведений здесь тоже много. Девятнадцать ресторанов имеют двадцать три звезды Мишлен, и это говорит, что регион не замыкается только на традиционной кухне.
Пришло время отправиться в кинотеатр и посмотреть фильмы, в которых можно увидеть Трентино и Альто-Адидже.
Вот он какой интересный и красивый, этот регион.
← Предыдущее путешествие: Фриули-Венеция-Джулия - мозаика разных культур
Следующее путешествие: Пьемонт →