Самый северо-восточный регион Италии имеет свою культуру и самобытность, на которую сильно повлияли граничащие с ним Австрия и Словения. Если что и объединяет различные части региона, так это то, насколько они далеки от привычного образа Италии, причем, эта отдаленность усиливается по мере продвижения на восток. Эта область всегда была мостом между средиземноморским миром и центральной Европой - тем туманным многонациональным образованием, которое начинается, по крайней мере в Монфальконе, к северу от Триеста. Фриули лежит вдалеке от привычных туристических маршрутов Италии. Но первозданная природа, спокойствие, безмятежность и, главное, отличная кухня и превосходные вина стоят того, чтобы свернуть с проторенного пути.
Этот регион не так популярен и раскручен, но он достоин внимания и даже отдельного путешествия. Географически Фриули-Венеция-Джулия – это около восьми тысяч квадратных километров Альп, известняковых плато, равнин и шельфовых побережий. Будучи самым северо-восточным регионом Италии, Фриули имеет увлекательную историю, которая выгодно отличает ее от большей части материковой Италии. Как и Сицилия, Сардиния и другие пограничные регионы, Фриули-Венеция-Джулия (или сокращенно Фриули) не всегда была частью Италии, ведь за эти пограничные земли велись войны на протяжении почти 2000 лет. В этот регион со всех сторон беспрестанно вторгались все кому не лень - римляне, гунны, готы, лангобарды, нацисты и даже казаки (если интересно, то можно почитать по ссылке с указанием источников). Венеция в период своего расцвета контролировала побережье и равнину вплоть до Удине; наполеоновская Франция сменила Венецианскую республику, которую в свою очередь вытеснили Габсбурги. Гораздо позже Фриули стал местом самых ожесточенных боев Первой и Второй мировых войн, затем регион был ненадолго присоединен к Югославии и, наконец, в 1954 году стал полуавтономной итальянской провинцией. Единственный период относительной стабильности в бурной истории Фриули пришелся на позднее Средневековье, когда регион процветал под мирным правлением венецианцев и австрийцев - западная часть Фриули принадлежала первым, а восточная - вторым.
Горный север - этнически и лингвистически альпийский; старая крестьянская культура Фриули хотя сейчас и ослабевает, но всё еще придает определенную целостность области к югу от гор; Удине кажется венецианским, а Градо, дремлющий в своих адриатических лагунах, византийско-венецианским; в то время как Аквилея, в нескольких километрах к северу от Градо, все еще хранит отголоски своего римского и раннехристианского прошлого. А сам Триест, столица региона, - это город Габсбургов, развившийся вместе с австрийской столицей, чтобы стать великим южным портом империи. По духу и внешнему виду он является центральноевропейским, больше похожим на Любляну в Словении, чем на любой другой город региона, за исключением Гориции.
Как я ранее писала, каждый приличный регион просто обязан иметь свое сепаратистское движение, здесь оно называется «Лига» и распространилось из Ломбардии. Лига не имеет большого влияния, так что вряд ли этот регион серьезно рассматривает отделение от Рима, тем не менее, у здешних жителей есть свои устои и традиции, способствующие сильному чувству самобытности. Жители Фриули говорят на нескольких языках, начиная от венецианских диалектов на юге, словенского и баварского на севере и заканчивая родным фриульским диалектом, а также на официальном итальянском языке. Местный диалект, фриулано, переживает нечто вроде официального возрождения: многие дорожные знаки написаны на двух языках - итальянском и фриулано, а исследования по истории диалекта и его многочисленным местным вариантам публикуются Филологическим обществом в Удине. Знаменитый режиссер Паоло Пазолини, выросший в Казарсе, недалеко от Порденоне, писал свои ранние стихи на фриулано.
Фриули прекрасна. А как может быть иначе, ведь здесь находятся Доломитовые Альпы. Хотя они настолько величественны, что ни один регион не может вместить их в себя: известные как «бледные горы», Доломиты объединяют Венето, Трентино-Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия.
Города хоть и немногочисленны, но удивительно красивы. Как например, Триест. А еще есть Удине, Гориция, Порденоне.
Фриули-Венеция-Джулия может гордиться не только центральными районами, но и побережьем. Две лагуны - лагуна Марано и лагуна Градо заслуживают внимания.
В Марано ещё остались дома с разноцветными фасадами в венецианском стиле, а в лагуне Градо до сих пор стоят удивительные домики с соломенной крышей – традиционные жилища фриульских рыбаков. И природа в этих местах лучше сохранилась в первозданном виде, чем во многих других регионах. Широкая водная гладь окружена рыбацкими домиками и усеяна зелёными островками. Люди поселились в этих местах вынужденно. В древности здесь располагалась Аквилея (181 год до н. э.), которая была одним из крупнейших и важнейших городов империи, за что получила прозвище «второй Рим». Она была центром прибрежного региона и утопала в роскоши и удовольствиях, равно как и другие торговые города Римской империи.
Местное население доброжелательно отнеслось к первым христианам, и вскоре Аквилея стала одним из оплотов христианства. А когда гунны захватили этот регион и стерли с лица земли Аквилею, значительная часть населения нашла прибежище на островах лагун. Хотя здесь были проблемы с пресной водой, но зато было вдоволь рыбы и птиц. Поначалу поселенцы, расселившиеся по территории рядом с лагунами, питались исключительно рыбой. Кроме того, они не только употребляли рыбий жир в пищу, что и сейчас делают в северной Европе, но и заправляли им лампы, смазывали инструменты и обшивку кораблей. Прекрасная Аквилея ещё долго не могла оправиться от безжалостного разорения и лишь в средние века отчасти вернула былой блеск, став резиденцией патриархов, влияние которых было сравнимо с властью папы римского.
Ну, что же, пора подкрепиться, так что изучим локальную кухню
Бурная история оставила Фриули в качестве наследия одну из самых необычных гастрономических традиций. Философия «мозаичного государства» проявилась в том, что в кулинарные традиции этого края вплетались и свойственные австрийской, венгерской, словенской и хорватской кухне. Можно сказать, что Фриули - это мультикультурный плавильный котел славян, австрийцев и итальянцев. Под сильным влиянием соседей Фриули представляет собой удивительное сплетение кулинарных традиций: гуляш здесь подают с полентой, ньокки готовят с вишней и черносливом, а самым популярным региональным блюдом является jota (йота) - рагу из квашеной капусты, фасоли, картофеля и бекона. Это не та Италия, которую мы знаем, но она все равно великолепна. Давайте посмотрим, как переплелись традиции Фриули с Австрией и Словенией.
Давайте заглянем на рынок в Триесте и посмотрим, что там продают.
Особые, национально признанные сыры, мясо, оливковое масло и многое другое производятся во Фриули-Венеции-Джулии уже от 500 до более чем 2000 лет, а их история уходит корнями в доримскую финикийскую цивилизацию, во времена которой люди посадили оливковые деревья вдоль побережья Адриатического моря. В результате ЕС присвоил некоторым из самых знаковых продуктов региона статус защищенных. Посмотрим на 5 продуктов, которыми по праву гордятся фриульцы.
Немного интересной гастрономической истории
В 17-м веке крестьянам Фриули жилось тяжело. Могущественная Венеция, управлявшая регионом, не проявляла ни малейшего интереса к судьбе этой территории и весь интерес был только в том, чтобы забирать местных мужчин в рекруты для защиты от нападения турок. В деревнях не хватало работников, поля оставались невозделанными и голод был кошмаром фриульцев. Но спасение пришло откуда не ждали – в виде жёлтых початков под названием кукуруза. Великие открытия 15-го 16-го веков не только изменили представление людей о карте мира, но и стали источником кулинарных нововведений. Конечно же, томаты картофель фасоль, а заодно и кукурузу, люди сначала воспринимали скептически. Причём, многие считали их несъедобными и даже ядовитыми. Однако со временем плоды перестали казаться экзотическими, их стали употреблять в пищу. Венецианские купцы начали ввозить кукурузу ещё в 16-м веке, но лишь столетия спустя, когда её посевы стали расширяться, она по-настоящему проникла в местную кухню. Заморские зерна помогли победить голод и нищету, так как крестьяне быстро обнаружили, что новое растение не только приносит доход, но ещё и неприхотливо: ему вовсе не требуется особый уход. Что же касается приготовления блюд из этого злака, то местные хозяйки не мудрили, а просто варили густую кашу из кукурузной муки или зёрен – такую, какую они привыкли делать из бобов и нута. Полента стала настолько популярна, что она заменила каши из других злаков, а в отдельных регионах даже заменила традиционный хлеб.
И нельзя обойти вниманием местные рестораны, прелесть которых не только в великолепной еде или чудесном дизайне, но и в том, что большинство из них были открыты десятки, а то и сотни лет назад, и до сих пор процветают.
Направимся в наш виртуальный кинотеатр и посмотрим афишу - какие фильмы покажут нам этот регион. Увы, предложение очень скромное и на этот раз наш кинотеатр больше похож на деревенский клуб, в котором крутят один и тот же фильм. Хотя сам фильм роскошный. Зато есть долгоиграющий детективный сериал.
← Предыдущее путешествие: Valle d'Aosta, величественная и неприступная
Следующее путешествие: → Трентино и Альто-Адидже, дивный горный край