Самосожжению, как реакции на преследования властей.
К самосожжению, как реакции на преследования властей прибегали в IV веке представители религиозных движений донатистов и циркумцеллионов, ссылаясь при этом на слова апостола Павла «предам тело мое, во еже сжещи е». В России до Большого Московского Собора 1666-1667 годов такого явления отмечено не было, единичные случаи психопатов и идиотов, если они и были, в расчет не берем «это науке неизвестно».
И как всё интересно получается, только церковь начинает гонения на раскольников и применяет к ним в виде наказания «сожжение в срубе», как сами раскольники, видимо, чтоб не сильно утруждать церковь и власть, сами себя начинают сжигать и непременно «в срубе». Нет, нет, вы не подумайте только, что власть их сжигает, соврем наоборот, отправляются войска и никонианский поп, чтоб не допустить самосожжения. Как они об этом так узнают, что и солдат успевают отправить, да ещё и попа прихватить, не иначе по WhatsApp им сами раскольники заранее сообщали.
Как объясняли самосожжение.
Романовские историки даже термин придумали для таких массовых самосожжений – «гари». Но просто так ведь не получается, надо как-то объяснить почему раскольники сами себя сжигают. И тут предлагают красивую сказку о невежестве старообрядцев, которые дескать считают, что таким образом они пытаются не допустить своего осквернения новым обрядом, который идет от антихриста. И эти фанатики предавая себя, свои семьи и близких огню якобы делают это для очищения души, чтоб через «огненное крещение» вознестись чистыми к Богу.
И всё, так называемые «массовые самосожжения» происходят строго в старообрядческих селениях и пустошах. То есть люди семьями переселяются на новое место, подальше от «никоновских новин», обустраиваются, обзаводятся хозяйством, строят свои церкви, рожают и воспитывают детей, по своим правилам справляют церковные обряды и ритуалы, но тут на них морок находит.
Видят царские войска во главе с никонианским попом и все, как по команде бегут в сарай, ставят свечку на край стола и когда солдаты врываются в помещение, чтоб конечно же спасти обезумевших фанатиков, свечка падает на сено или солому, которые моментально вспыхивают, все раскольники тут же сгорают, и солдаты никого спасти не успевают «стрельцы бросились было рубить избы, но старообрядцы сами зажглись в них и сгорели». Стрельцам во главе с никонианским попом остается лишь перекреститься тремя перстами и идти дальше искать желающих сгореть заживо.
Кто призывал к самосожжению.
Но люди ведь не сами придумали себя сжигать и нужны авторитеты от старообрядцев, которые бы призывали и как-то бы оправдывали самосожжение. Зачем долго искать? Вот был старец Капитон, противник новых обрядов и постник, а раз призывал поститься, значит призывал к «самоуморению с помощью поста до смерти», ну а там уже рукой подать и до самосожжения. Сам старец Капитон мирно отошёл к Богу ещё в конце 50 – начале 60-х годы XVII века, то есть до Собора 1666-1667 годов, когда было принято решение казнить раскольников через сожжение. Нет ни одного письменного документа, призывающего к самоуничтожению ни с помощью поста, ни тем более с помощью самосожжения, неизвестен ни один случай среди учеников Капитона смерти от поста или от самосожжения. Ничего страшного, написать ведь всё можно «бумага всё стерпит».
Вам Капитона мало? Так вот вам протопоп Аввакум, который одобряет и даже восхищается самосожжением. И ничего страшного, что он об этом ни в «Житие протопопа Аввакума», ни в других сочинениях ничего подобного не писал. Раз он писал о казнях старообрядцев и одобрял мученическую смерть за веру, когда старообрядца сжигают, значит и к самосожжению призывал. Как же так, 14 лет бедный мучился по острогам и ссылкам и сам не воспользовался «огненным крещением», чтоб вознестись чистыми к Богу? Ну не сложилось, слишком видная фигура, сжечь то сожгли в итоге в срубе, вместе с Лазарем, Епифанием и Никифором, но списать это на самосожжение не вышло, свидетелей много было, «чтоб ему пусто было» этому Пустозерску.
В 1687 году в Палеостровском монастыре, в северной части Онежского озера, Игнатий, бывший монах соловецкий якобы призывал и организовал сожжение себя и 2700 раскольников на глазах явившихся за ними властей. Тут правда тоже есть неувязка, последними словами его были «Скончевайте скорее всех нас в истине Христовой!», к кому он обращался?
Никто не видел этих самосожжений.
Не менее интересно, что основные массовые «самосожжения» целыми пустошами, селениями, острогами, монастырями, а иногда даже городами начинаются после Московского собора 1681 – 1682 годов, где патриарх Московский Иоаким, яростный гонитель раскольников предложил сжигать их в срубах, целиком с селениями и пустошами, куда они уходят. Вскоре вышли «Двенадцать статей» царевны Софьи, одним из пунктов которых был: «Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают… по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять».
Феномен самосожжения описан подробно у многих, но даже такие маститые ученые, как Д. И. Сапожников "Самосожжение в русском расколе", 1891 года и М. В. Пулькин "Самосожжения старообрядцев", 2012 года с недоумением задаются вопросами на который у них нет ответов. Как так получалось, что при «самосожжении» свидетелями этого действа всегда были лишь солдаты и обязательно никонианский поп? Как они заранее узнавали, вовремя появлялись и никогда никого не спасли? И самое главное, почему кроме них никогда не оставалось сторонних свидетелей, хотя количество людей, участвующих в самосожжении исчислялось сотнями, а иногда и тысячами? Как с Аввакумом, свидетели были и весь город Пустозерск пустить под огонь не рискнули, поэтому пришлось на себя взять. А вот городу Романову не повезло так и не менее 4000 тысяч человек устроили над собой самосуд.
Самый тяжкий грех.
Мы рассмотрели одну сторону процесса, это больше историческая и физическая мотивация, а если посмотреть с другой стороны на духовную или мировоззренческую мотивацию, могли ли люди того времени лишать себя жизни таким способом? В предыдущей статье я объяснял, что не могли, повторяться не буду, кто не читал – прочтите, ссылка!
Для староверов, сохранивших ведическое мировоззрение, когда главная цель жизни обретение «родительского статуса», а сожжение – это невозможность присоединится к памяти рода. То же самое для старообрядцев, даже если они уже полностью утратили ведическое миропонимание, во что слабо верится – не такой уж большой срок прошел. Но даже если и так, то у них христианское, религиозное мировоззрение, в котором категорическое отрицание самоубийства, потому что это грех, который нельзя искупить во время жизни, так как человек сам лишает себя такой возможности и прямая дорога в «ад».
А как их поминали.
Согласно ведическому мировоззрению, человека, добровольно ушедшего из жизни, нельзя поминать, впрочем, как и в христианстве самоубийц в церкви не отпевают и не поминают. И в таком ракурсе интересен факт, что старообрядческие начетчики составляли поминальные списки ушедших таким способом из жизни. Помните я закончил предыдущую статью вопросом, а где же «многие тысячи» о которых упоминает Татищев?
Так вот они: по данным старообрядческого синодика в первых самосожжениях в XVII веке погибло 8 416 человек, в гарях середины XVIII века погибло 1 537 человек, а последние массовые самоубийства конца XVIII—XIX веков привели к гибели 149 человек. Составление поминальных списков лишнее свидетельство, что никаких самосожжений не было, людей просто казнили через сожжение, потому их и поминали. Но это с христианской точки зрения, а если рассматривать ведическое мировоззрение, то возможно поминали ещё и специально.
А для чего могли поминать специально?
В представлении людей того времени душа не выходит из тела, если не поминать человека, совершившего самоубийство. Но если поминать его, то душа выходит из тела и вселяется в другого человека, и он кардинально меняется, как говорили «бес вселился», даже определенные названия этому были «кликушество» у женщин и «мирячество» у мужчин.
В данном контексте можно вспомнить расправы Ивана Грозного над бунтовщиками в Новгороде и Пскове в 1570 году. Можно сказать, что там были чисто политические причины, но если учитывать массовые казни через утопление в реке, видна ещё и духовная составляющая. Жители Пскова и Новгорода начали принимать униатские обряды и креститься 3-мя пальцами, в то время как в Москве ещё крестились 2-мя перстами. Жителей, которые крестились по старому обряду, он не тронул, а униатов приказал утопить в реке, чтоб души их не вышли из тела.
Но для того, чтобы души их не вышли из тела и не делали зла на земле, их нельзя было поминать, так и происходит, никто утопленников не поминает. Но через несколько лет Иван Грозный составляет синодики и начинает поминать казненных в Пскове и Новгороде, историки объясняют это тем, что на старости лет он одумался и раскаялся. Если конечно синодики не фальшивка, то всё кардинально наоборот, жители Пскова и Новгорода вновь начали впадать в униатство, и Иван Грозный не стал посылать войска, а отомстил им таким изощренным способом. Начав поминать их он, через волну «кликушества» и «мирячества» вызвал «бесовскую эпидемию».
«Бесовские эпидемии».
И старообрядцы поминали сожженных затем, чтоб вызвать «бесовские эпидемии» в местах, где были казнены раскольники. Чтоб, как и Иван Грозный отомстить поселившимся потом на этих землях никонианским попам и последователям «нового обряда». А что же романовская церковь не знала этого? Знала, но использовать не умела. Автор «Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721» с недоумением пишет: «Святейший синод зачем-то настоял, чтобы были сожжены и его кости, уцелевшие после казни». Так потому и настаивали, чтоб душа в костях не осталась. Только того не понимали, что душа казненного будет скована, хоть в теле, хоть в костях, хоть в прахе развеянном и не выйдет наружу без поминания.
После любой большой войны происходит всё тоже самое, души погибших, но поминаемых без совершения определенных обрядов и заговоров, выходят из тел и не обретают родительский статус, а вселяются в других людей и начинаются «бесовские эпидемии». Наблюдал и изучал это явление после гражданской войны профессор Владимир Михайлович Бехтерев, чтоб понять и обосновать его с научной точки зрения неврологии и психиатрии.
Вполне вероятно, что самосожжения старообрядцев и были где-то в единичных случаях, фанатики и идиоты в любые времена найдутся. Но как массовое явление хоть с точки зрения ведического мировоззрения, хоть с христианской просто невозможно. И «самосожжением» романовская церковь скорее всего прикрывала массовые расправы над раскольниками, используя именно сожжение, как акт двойной казни, чтоб убить не только тело, но и душу.