Найти в Дзене

Раскольники, волхвы, еретики – кого и за что сжигали на Руси.

Оглавление

Сожжение, как вид наказания.

Если рассматривать такой тип наказания с точки зрения современного человека можно долго рассуждать о гуманности и прочих либеральных ценностях. В мировоззрении человека ушедших эпох сожжение, равно как и утопление - это самый жестокий вид наказания, который применялся вполне сознательно. Первое упоминание о сожжении содержатся в летописной записи за 1227 год «в Новгороде были сожжены четыре волхва». Согласно «Кормчей книге» 1284 года принятой на церковном соборе во Владимире:

«Иже кто иметь еретическое писание у себя держати, и волхвованию его веровати, со всеми еретики да будет проклят, а книги те на темени их сожещи».
ИИ.
ИИ.

Достоверных сведений о практическом применении такого вида казни в те времена нет, но сама возможность, записанная в «Кормчей книге» свидетельствует о том, что началась борьба христианской религии с ведическим, природным мировоззрением. Ведь в ведическом мировоззрении любая преждевременная кончина – это невозможность для души умершего человека обрести «родительский статус», то есть соединиться с памятью, энергетикой рода.

Куда попадает душа, умершего неестественной смертью.

Душа, умершего неестественной смертью не уходит в энергетику рода, а остается маяться на земле и может вселиться в другого человека и навлечь на него неприятности, болезни в первую очередь психического характера. Но смерть при сожжении или утоплении ещё более страшна тем, что душа умершего таким образом не может выйти из тела. Для случайно сгоревшего или утопшего на Руси существовали специальные обряды и заговоры, вся община собиралась и проводила данные действия, возможно неоднократно, чтоб совместно прожить за умершего нерастраченные годы и помочь ему обрести «родительский статус».

Если же смотреть на такую смерть как на вид казни, то это двойное наказание и физическое, и духовное. Есть такое устаревшее слово «душегубство», в современном понимании убийство оно и есть убийство. Но в ведическом мировоззрении душа человека сожженного или утопленного не могла покинуть тела, а навсегда оставалась в заточении и вечно маялась в теле. И тогда это не просто убийство, а именно душегубство.

Смертная казнь через сожжение до реформы Никона.

Вернувшись к истории, можно отметить, что до введения Соборного уложения 1649 года, смертная казнь через сожжение в законодательных актах не указывается, используется лишь общая формулировка: «казнити смертною казнию». Но в разных летописях есть упоминания о применении такого наказания: «псковичи сожгоша 12 жонке вѣщих» - Псковская летопись от 1411 года. «Тоя же зимы, генваря 31, князь великий казнил князя Ивана Лукомского да Матиаса Ляха толмача латынскаго, сожгоша их на реке на Москве пониже мосту в клетке» - за участие в заговоре против великого князя Московского Ивана III в 1493 году.

ИИ.
ИИ.

Во время борьбы с «ересью жидовствующих» игумен Иосиф Волоцкий настаивает на наказании еретиков через сожжение. В летописи от 1504 года по именам перечислены восемь человек, но добавлено «и иных многих еретиков сожгоша», так что точное количество казненных не известно. За употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины в 1569 году были сожжены плотники Неупокой, Данила и Михаил, в августе 1575 года сожжены 15 ведьм «а сказывают ведуньи» в Новгороде.

Соборным уложением 1649 года предусматривается смертная казнь через сожжение: за хулу на Бога, Богородицу, святых, Крест Господень, за умышленный поджог города либо отдельных дворов, для совратителей «к своей бусурманской вере». Указом Алексея Михайловича от 1653 года добавляется ещё за колдовство. С этого момента казни еретиков производятся по указу духовенства, но уже государственными властями: «Когда нужно было кого-то пытать, духовное начальство посылало обвиняемого к светскому начальству». Ранее ведовство, чародейство и волхование относилось к числу дел, которые разбирала и судила церковь.

Сожженные после реформы Никона.

После Большого Московского Собора 1666-1667 годов начинаются гонения на раскольников, которых предали анафеме и объявили достойными «телесной» казни. Старец Серапион писал: «богомерзкий чернец Вавилко сожжён за свою глупость» - про сожжение старовера-проповедника Вавилы в 1666 году. После пыток, в 1670 году сжигают в срубе, как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве бывшую монахиню Алёну Арзамасскую, возглавлявшую отряд беглых крестьян, более 2000 человек, во время восстания Степана Разина.

В Печенгском монастыре в 1671 году был сожжён старообрядец Иван Красулин, в Хлынове В 1675 году сожжены четырнадцать староверов (семь мужчин и семь женщин). В 1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых за колдовство с помощью кореньев, в том же году сожгли старообрядца инока Филиппа, а через год в 1677 году в Черкасске - попа-старообрядца.

ИИ.
ИИ.

14 (24) апреля 1682 года были сожжены старообрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов. 22 октября 1683 года светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама, в 1702 году за колдовство и богоотступничество был сожжён монах Саввино-Сторожевского монастыря Дионисий.

Фёдор Иванов, изрубивший икону, был сожжён в срубе 29 ноября 1714 года в Москве на Красной площади, диакон Василий Ефимов, устроивший поддельное чудо, чтобы «были к поданию на устроение церковное преклонны» был сожжён за богохульство в 1721 году. Солдат Филипп Сизимин и дворовый Иван Столяр также были сожжены за богохульство в 1730 году. Посадский чиновник Яков Яров, занимавшийся знахарством был сожжён за ересь и колдовство в Симбирске 18 марта 1736 года.

ИИ.
ИИ.

В 1738 году в России через сожжение были казнены 6 человек: отставной капитан-поручик Александр Возницын по обвинению в переходе в иудаизм вместе с его «совратителем» евреем Борухом Лейбовым публично сожжён в Санкт-Петербурге при участии императрицы Анны Иоановны; две женщины сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули святые тайны; протопоп Иван Федосьев сожжён за богохульство, и татарин Тойгильда Жуляков за возвращение в ислам из православия был сожжён в Екатеринбурге. Также за возвращение в ислам, но уже в 1739 году была сожжена крещёная шестидесятилетняя башкирка Кисябика (Катерина) Байрясова.

Андрей Козицын в Яренске в декабре 1762 года был осуждён за колдовство на «казнь смертную сжением в срубе» при «собрании народа». Но смертную казнь заменили каторгой в соответствии с указами Сената от 30 сентября 1754 года и 14 октября 1760 года о моратории на смертную казнь. Но это же варварская Россия, а как же в светлоликих и цивилизованных Европах? Последнее сожжение по приговору суда было в Германии в 1804 году, а последний приговор к казни через сожжение, но не вступивший в силу был вынесен в 1835 году.

ИИ.
ИИ.

Несложно увидеть разницу, последнее сожжение в России в 1739 году, в Европе в 1804 году. Последний приговор через сожжение вынесен в России в 1762 году, в Европе в 1835 году. О том, когда и где в Европе был закрыт последний человеческий зоопарк, я лучше промолчу, кто не знает Гугл поисковик вам в помощь.

Я конечно не всех сожженных почти за век после реформы Никона перечислил, но можете проверять по официальным «сводкам» их не так много, 300-400, может 500 наберется, о чем же тогда пишет русский историк Василий Татищев в 1733 году:

«Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали».

«Многие тысячи»? Возможно у историка «забористая травка» была? А может «травка» не у Татищева была, а у тех, кто писал и переписывал реальную историю?

Продолжение воспоследует.