Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

Матросская тишина

«Матросская тишина» – неофициальное название следственного изолятора № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний(ФСИН России) по г. Москве, расположенного на улице Матросская Тишина. Полное официальное наименование учреждения – Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве» (сокращённо – ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве»). Следственный изолятор состоит из семи корпусов для содержания заключённых: 1 корпус – общий; 2 корпус – большой спецблок; 3 корпус – туберкулёзный блок; 4 корпус – малый спецблок; 5 корпус – барак для проживания хозяйственного отряда; 6 корпус – спецблок; 7 корпус – больница. Кроме того, на территории СИЗО расположен административный корпус, фабрика, склад магазина. Название Матросская тишина уходит корнями во времена Петра I. Царь на берегу Яузы основал парусное производство для своего многочисленного флота. На производстве работали матросы – в основном, бывшие. Сюда свозили

«Матросская тишина» – неофициальное название следственного изолятора № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний(ФСИН России) по г. Москве, расположенного на улице Матросская Тишина.

Полное официальное наименование учреждения – Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве» (сокращённо – ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве»).

Следственный изолятор состоит из семи корпусов для содержания заключённых:

1 корпус – общий;

2 корпус – большой спецблок;

3 корпус – туберкулёзный блок;

4 корпус – малый спецблок;

5 корпус – барак для проживания хозяйственного отряда;

6 корпус – спецблок;

7 корпус – больница.

Кроме того, на территории СИЗО расположен административный корпус, фабрика, склад магазина.

Название Матросская тишина уходит корнями во времена Петра I. Царь на берегу Яузы основал парусное производство для своего многочисленного флота. На производстве работали матросы – в основном, бывшие. Сюда свозили ветеранов и инвалидов, которые раньше служили на флоте. Это было прекрасное решение проблемы – и при деле, и почетная пенсия заслуженным бойцам. Петр I запретил проезд на всех видах транспорта по улице, чтобы ничто не нарушало спокойствия ветеранов.

В 1771 году при Екатерине II фабрику по производству парусов перевели в Новгород. А на Яузе организовали богадельню для ветеранов флота. Место было спокойное, 7 км от Кремля, а сама улица, как мы помним, пешеходной. Потому место и прозвали его Матросской тишиной.

-2

Богадельня просуществовала недолго. Чиновники решили, что это место – идеально для ссылки буйных граждан. И в 1775 году здесь основали Смирительный дом для «предерзостных», который находился в ведении Общества призрения.

В 1787–1790 годах к основным корпусам богадельни пристроили еще два, которые образовали каре. В 1790 освятили Воскресенскую церковь в центре каре. Во второй половине XIX века ее переместили в северо-западный угол.

На базе дома работал госпиталь, приют в котором нашли семьи погорельцев во время прихода Наполеона в Москву в 1812 году.

В 1870 году смирительный дом был переименован в «Московскую исправительную тюрьму» на 300 мужчин и 150 женщин. В 1912 году по проекту архитектора Б. А. Альберти были возведены тюремные здания.

В 1912 году были построены новые тюремные корпуса по проекту архитектора Бориса Альберти.

В 1918 году на базе тюрьмы был создан «Реформаторий» для несовершеннолетних, затем – «Кожевническая исправительная колония»; с 1946 по 1956 годы здание наименовалось «Тюрьма № 14 Управления МВД по Московской области»; с 1956 года – «СИЗО № 1 ГУВД г. Москвы».

Это был первый подобный реформаторий в Советской России, однако действовал он недолго. На смену несовершеннолетним пришли новые заключенные, уже совершеннолетние мужчины, и тюрьма, открытая 1 ноября 1919 года, получила название Московской Сокольнической следственной тюрьмы, а уже в 1923 году переименована в Сокольнический исправтруддом. Тюрьма, а затем и исправтруддом (далее – ИТД) находились в ведении ГУМЗ – Государственного управления мест заключения.

На территории ИТД располагались многочисленные здания и постройки. Назначения построек и корпусов часто менялись.

Самый старый, сохранившийся до советского периода двухэтажный корпус был построен около 1787 года. На втором этаже располагалась церковь (отдельно стоящая тюремная церковь Всех Скорбящих Радость существовала еще раньше, она была освящена в 1850 году, но к 1920-м годам ее, по всей видимости, уже не было). Несмотря на многочисленные просьбы прихожан (395 подписей на прошении от октября 1920 года занимают несколько страниц) оставить возможность посещать богослужения на территории ИТД, храм закрыли, а затем и вовсе упразднили, переделав во временную мастерскую.

Поначалу на том же этаже находились одиночные камеры и квартира начальника тюрьмы, но не позднее 1923–1925 гг. ее переоборудовали под тюремную канцелярию. На первом этаже находилось главное производство Сокольнического ИТД: завод «Геркулес и толокно», или просто «Геркулес», продукцией которого была, по воспоминаниям Давида Арманда, завалена в 1920-е годы вся Москва. Здесь же была комната свиданий.

В 1923–1925 годах 16 камер оставили для содержания заключенных, отбывающих срок лишения свободы в изоляторах специального назначения и в порядке дисциплинарных взысканий, а остальные камеры также переоборудованы под мастерские. Кроме того, на территории ИТД находились кузница, административный корпус, конюшни и сараи, различные складские помещения. Охранялся ИТД с 35 внутренних постов и 2 наружных. Еще на 5 стояли красноармейцы.

Главный корпус построили еще до революции, в 1912–1913 годах специально для содержания заключенных: пятиэтажное кирпичное здание с железной кровлей. В его полуподвальном помещении еще 3 камеры были отведены для сапожной мастерской, продовольственной лавки и библиотеки-читальни. Всего в ИТД в 1923–1925 годах было 40 общих камер.

Второй корпус – двухэтажный, построенный также в 1913 году, в нем находилось помещение для мастерских, котельной, бани, прачечной, комнаты для «культурно-просветительских нужд». На территории существовал также и небольшой одноэтажный деревянный флигель.

В какой-то, по всей видимости, недолгий, период начала 1920-х в тюрьме (или уже в ИТД – А. М.)содержались женщины-заключенные, и тогда этот флигель служил им столовой. После перевода женщин в Новинский исправдом во флигеле открыли ящичную мастерскую, затем –кожевенный завод, оранжерею для цветоводства. Из сметы на строительные работы от 27.11.1923 известно, что на территории ИТД находились: деревянный сруб для караульной роты конвойного полка (с печным отоплением, канализацией, водопроводом и электричеством); административные корпуса со службами (прачечная, ледник, конюшня); двухэтажный корпус для администрации тюрьмы; четырехэтажный с полуподвалом административный корпус для младших служащих; одиночный корпус для мастерских; тюремные помещения с центральным отоплением; дворовая канализация, подключенная к городской магистрали; внутренняя электрическая сигнализация и телефон. Двор зданий администрации был окружен легким и глухим заборами.

В доступных документах ГАРФ практически нет свидетельств о Матросской Тишине в 1930-е и 1940-е годы. По всей видимости, основные документы этого периода до сих пор закрыты для исследователей и находятся в других архивах. Единственное косвенное свидетельство тех лет, обнаруженное на сегодняшний день – официальная переписка хозяйственного характера о поставках материалов и оборудования (о разбронировании из госрезерва хромового чепрака, 4 тонн дибутилфталата и отделочного трехвалового каландра) 1941–1944 годов. Из этих весьма скупых документов мы узнаем об очередном «перерождении» Матросской Тишины – теперь она называется Сокольническая исправительно-трудовая колония №1 ГУЛАГ НКВД, или иначе – Московская промколония НКВД № 1. Основным и главным профилем колонии являлось производство технических кожизделий, а затем и изделий из кожзама (приводные ремни, «воротники и сальники» и т. д.) для нужд Красной армии, для оборонной, танковой и авиационной промышленности. Просьбы о снабжении с 1941 года перемежаются с пожеланиями разгрузить завод за счет создания дублеров или вовсе освободить колонию от этого производства, так как оно «расположено в шестиэтажном корпусе коридорно-камерной системы (бывшая тюрьма)», а «помещение Сокольнической колонии использовать по прямому назначению – под тюрьму». С 1941 года и до конца войны колония была частично эвакуирована в Кунгур, где распоряжением СНК СССР от 3 августа 1941 года № 5922-рс в городе Кунгуре на базе ИТК № 5 организовано предприятие-дублер Московской Сокольнической ИТК № 1 по производству кожтехизделий, в том числе и для танков, а частично оставалась по основному адресу.

По данным МВД, в 1946 году Сокольническая колония получила название: тюрьма № 14, с 1956 года – тюрьма, а затем СИЗО № 1. В 1949–1950 годах часть тюрьмы была переоборудована в специальную «партийную» тюрьму под личным патронажем Георгия Маленкова.

В 1951 году некоторое время здесь содержался арестованный министр госбезопасности Виктор Абакумов.

С конца XIX века на территории современного следственного изолятора № 1 «Матросская тишина» действовал храм, но был разрушен большевиками. 16 ноября 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил закладной камень в основании нового храма на этом месте. Храм будет освящён в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

В 1985 году на территории изолятора был создан СИЗО «ИЗ-48/4» («Кремлёвский централ»), первоначально для содержания обвиняемых по «Узбекскому делу». Было нужно, чтобы в СИЗО высокопоставленные арестанты содержались в нормальных условиях. В 1994 году он был переведён на территорию СИЗО «Лефортово», но в 1997 году был возвращён обратно.

С 1997 года СИЗО № 1 подчинялся Главному управлению исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции РФ. На тот момент в нём содержались до 5000 заключённых, находящихся под следствием или ожидающих вступления приговора в законную силу.