К написанию этой статьи подтолкнул следующий снимок, сделанный Владимиром Ерошенко в апреле 1973 года в одном из портов Техаса
На фото танкер, но явно под погрузкой на зерновом терминале. Как-то раньше с таким я не сталкивался. Начинаем разбираться.
В тот год, после неурожаев 1971-72гг. СССР закупил в США 10 млн. тонн зерна, взвинтив мировые цены и вызвав дефицит зерна на рынках. Балкеров на перевозку такого количества не хватало, и привлекли танкеры. А красивые суда всё-таки у нас строили, вот он в море
Мог перевозить порядка 50 000 тонн груза. В принципе, в перевозке зерна танкерами ничего особо необычного нет. Есть даже документы, регламентирующие этот процесс
К тому же, экономия - наше всё. Доставили вы скажем нефть на Кубу - не тащиться же в балласте назад? Нехай команда очистит танки, и засыпай пшеничку. Конечно, существует машинная мойка, но зерно не тот груз, чтобы ограничиться только ею. Да и всё равно, в разных закутках загустелые остатки "чёрного золота" остаются. Вот снимки Ерошенко ещё за месяц до погрузки, представьте себе объём работ:
Но, конечно, это нестандартный груз для танкера. И сколько потом команде ещё корячиться, выгребая остатки зерна из всех этих закоулков после его разгрузки!
Кстати, Ерошенко пишет, что зерно загрузили также в балластные танки и в свободные топливные для самого судна.
А можно ли строить суда, которые могли бы возить сыпучие и жидкие грузы без излишних сложностей? Есть такие и за границей, и у нас. Опять же, чтобы не гонять по-пустому, в один конец везём нефтепродукты, а обратно руду. Ну, или наоборот:)
Назывались они у нас нефтерудовозы
Вдоль бортов располагались танки для жидких грузов, а по центру шёл трюм для насыпных
Может показаться, что уж больно узенький трюм для руды, но надо помнить об её удельном весе, особенно, если она обогащённая.
Помнится, выгрузили мы в турецком Искендеруне из своего Волго-Балта зерно, которое было загружено под самые крышки трюмов и перешли в Мерсин под хромовую руду. Засыпали её таким почти треугольным в сечении холмиком вдоль каждого трюма, вроде узкой железнодорожной насыпи, даже до бортов она не доходила, и высотой примерно в человеческий рост всего-то была, а судно село по самую ватерлинию. Так что и на нефтерудовозе пожалуй этого объёма вполне достаточно.
Но вот, если везти бензин, скажем, это пространство окажется пустым, а хочется ведь и его использовать . Я нашёл в интернете два советских патента на наливные контейнеры, которые можно было бы грузить в этот трюм, чтобы полностью использовать объём. Но поскольку с нефтерудовозами дела никогда не имел, то не могу утверждать, что идея эта использовалась на практике. Если кто-нибудь в курсе, расскажите, пожалуйста, об этом в комментариях.
....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4