В китайском посёлке Хэндаохэцзы, построенном посреди тех самых сопок Маньчжурии на Китайско-Восточной железной дороге, которую Россия в 1897-1903 годах проложила из Забайкалья в Приморье для себя, уцелела Введенская церковь (1903):
С одной оговоркой, она - единственный деревянный христианский храм Китая! На самом деле - типовой проект для здешних станций, но в Маньчжоули такая сохранилась куда хуже, а в Суйфэньхэ или Имяньпо не сохранились вообще.
Здесь же церковь и ныне такая, какой её видели первые путейские инженеры и офицеры Заамурской охранной стражи. И судя по снимкам ХХ века, явный новодел в ней разве что луковки куполов:
В 1955 году храм, к тому времени оставшийся почти без прихожан, был закрыт властями. В 2019-м вновь открылся - но уже как музей:
Бесплатный и прохладный, он почти пустой внутри, но то совсем не удивительно - русскому сюда зайти определённо интереснее, чем китайцу.
Здесь немало фотографий и документов старой КВЖД, в том числе - графики движения, чертежи зданий, профили участков:
А вот целый шкаф с клеймами кирпичей из той, видимо, эпохи, когда Особый район Восточных провинций жил в тылу у Фэнтяньской клики почти независимым русским государством.
Но интереснее всего мне была тема белоэмиграции - всё ж полвека, вплоть до победы Компартии Китая в 1949-м, здесь стоял по сути русский городок. Память об этом жива - в явно не советских утвари и мебели 1920-30-х:
В фотографиях тогдашних жителей:
Но особенно - в подборках газет, которые для китайского туриста просто куски исписанной бумаги, а вот для нас - возможность поговорить с людьми, жившими в том странном мире, где с архаичными ятями писали о почти современных вещах.
Из этих статей легко понять, сколько страшным местом была Маньчжурия, в которой риск словить пулю или нож под ребро за пределами города казался абсолютной обыденностью. Но ясно отсюда и то, что харбинцы любили Хэндаохэцзы и массово ездили сюда дышать таёжным воздухом и охотиться.