По мере того как хронология жизни Энакина Скайуокера становилась всё более детализированной, стало очевидно, что его падение было далеко не однозначным - и уж точно не исключительно его виной.
Разумеется, он несёт ответственность за свои поступки, особенно за всё зло, которое совершил, но он не пал на тёмную сторону просто так, исключительно по собственной прихоти.
На самом деле это был сложный процесс, и к падению привела цепочка ключевых событий, в которых немалую роль сыграли ошибки окружающих. Возможно, всё началось ещё в "Скрытой угрозе", когда Квай-Гон Джинн настаивал на том, чтобы Орден джедаев, несмотря на все сомнения Совета, принял Энакина.
Однако сам Совет совершил настолько большую глупость, что она, возможно, окончательно предопределила как судьбу, так и падение самого Ордена и всех джедаев.
Решение отправить Энакина на Набу вместе с Падме было ужасным во всех смыслах
Хотя Энакин и Падме не виделись между событиями "Скрытой угрозы" и "Атаки клонов", к началу второго фильма Энакин всё ещё был очарован прекрасной девушкой. Удивительно, что, несмотря на запреты кодекса джедаев, он не стеснялся открыто говорить Оби-Вану о своих чувствах и о том, как сильно скучал по Падме все эти годы. Ещё более удивительно, что вместо того чтобы серьёзно обсудить это с учеником или напомнить ему о правилах Ордена, Оби-Ван лишь отмахнулся, восприняв всё с насмешкой.
Но на этом ошибки не закончились - Совет джедаев усугубил ситуацию, выбрав Энакина в качестве телохранителя для сопровождения Падме на Набу после покушения на её жизнь. Это не только дало ему возможность провести с ней гораздо больше времени, чем он мог бы получить в любых других обстоятельствах, но и позволило им остаться наедине в атмосфере, больше напоминавшей романтическое путешествие. Живописные пейзажи Набу явно сыграли свою роль.
Назначение падавана на такую миссию выглядело странно само по себе, даже если бы речь шла о ком-то другом. Но с учётом уязвимости Энакина и его чувств к Падме, это решение оказалось по-настоящему катастрофическим. Он уже тогда проявлял безрассудство, высокомерие и пренебрежение правилами - что ставит под сомнение, почему именно ему доверили такое ответственное задание. Ситуацию усугубляет тот факт, что Оби-Ван знал о чувствах Энакина, но не посчитал нужным предупредить Совет о том, насколько это была плохая идея.
Могли ли у джедаев быть скрытые мотивы?
Если исходить из того, что джедаи не были наивными или некомпетентными (что с учётом всех прочих ошибок Совета очень сомнительно), то у их странного решения может быть логичное объяснение. Возможно, Совет знал о чувствах Энакина к Падме и его сомнениях в приверженности пути джедаев, поэтому Набу стало испытанием для молодого падавана. В таком случае Совет, вероятно, предположил, что Энакин окажется перед выбором: либо остаться с Падме, отказавшись от Ордена, либо полностью посвятить себя джедайскому пути.
Теоретически, такой подход мог бы сработать. Для кого-то другого подобная дилемма могла бы стать моментом истины, заставившим окончательно определиться в своём жизненном пути. Проблема в том, что Энакин не был обычным джедаем. Он редко отказывал себе в том, чего хотел, даже если знал, что это противоречит правилам.
Кроме того, если Совет действительно планировал испытать его таким образом, их главной ошибкой было то, что они не проследили за последствиями. Да, в конце "Атаки клонов" началась Война клонов, погрузив джедаев и всю Республику в хаос, но столь важный вопрос нельзя было оставлять без внимания - особенно учитывая статус Энакина как Избранного. Однако, судя по тому, что показано на экране, джедаи так и не попытались выяснить, к чему привело пребывание Энакина на Набу.
Без этой миссии чувства Энакина к Падме ни к чему бы не привели
То, что делает эту ошибку по-настоящему роковой, - это тот факт, что без времени, проведённого с Падме на Набу, судьба Энакина, скорее всего, сложилась бы иначе. Да, уже в начале "Атаки клонов" он испытывал чувства к Падме, но у него не было реальной надежды на то, что чувства перерастут во что-то большее и получат взаимность.
Именно время, проведённое вместе, заставило Падме тоже начать испытывать к нему чувства.
До этого она всё ещё видела в нём того самого мальчика с Татуина, о чём, собственно, прямо и сказала в начале фильма. Лишь после, после путешествия на Набу и последующих событий, она призналась Энакину в любви, да и то, это признание во многом состоялось из-за того, что Падме была уверена, что им не суждено выжить на Джеонозисе.
Таким образом, если Совет джедаев действительно отправил Энакина на Набу, чтобы вынудить сделать выбор, этот план полностью провалился.
Горькая правда в том, что без этой поездки Энакин, возможно, никогда бы не пал на тёмную сторону. Именно это задание положило начало его отношениям с Падме, которые затем переросли в болезненную одержимость её жизнью в "Мести ситхов". А поскольку страх потерять Падме стал для Энакина точкой невозврата, несложно заключить, что именно роковое решение Совета джедаев предопределило как судьбу Энакина, так и судьбу всех джедаев.