Найти в Дзене

Урок зоологии. Жизнедеятельность земноводных, или Обучение анализу карты

Не только карты. Применимо и к таблицам, и к фотографиям, и к видеороликам. Мы с вами, кстати, часто говорим школьникам: проанализируй. А что, собственно, делать, не поясняем. Нам-то это понятно, но понятно ли школьнику? Чаще всего — нет.

Таймырская тундра. Место, где земноводных нет
Таймырская тундра. Место, где земноводных нет

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

В этой статье приведу только две идеи. Одна об анализе карты (ниже). А про вторую коротко: урок можно в игровой форме назвать «Кровь восьмеркой». И в ходе урока подойти к мысли о том, что у животных, имеющих легкие, параллельно развиваются два круга кровообращения.

Вторая идея — как подать начало урока. На экране карта России (примерно от 2002 года, свежее на нашла), на которой разными цветами показано число видов амфибий, обитающих в разных широтах. Школьники должны проанализировать карту, увидеть, что в широтах Норильска амфибий нет вообще, а на остальной территории число видов зависит от климата вообще и от температурных условий в частности.

Карта от 2002 года, свежее не нашла. Плашка с вопросами появляется на экране после того как ученики выявили затруднение: они не знают, как анализировать карту
Карта от 2002 года, свежее не нашла. Плашка с вопросами появляется на экране после того как ученики выявили затруднение: они не знают, как анализировать карту

Легко сказать — «проанализировать карту». Задание вызовет отторжение, если не пояснить суть процесса. Поэтому задачу что-либо анализировать даю только вместе с перечнем вопросов, который в данном случае выглядит так:

  1. О чем говорит карта?
  2. Что именно говорит карта?
  3. Как объяснить сказанное картой?

Все эти вопросы обязательно выводятся на экран.

Работа происходит в группах. Каждая группа из 4 человек обсуждает задание в течение минуты, затем по звонку колокольчика обсуждение заканчивается, и спикеры докладывают результаты обсуждения, которые желательно зафиксировать на доске.

Этим достигается следующее: в работе участвовал весь класс, каждый желающий имел возможность высказаться (внутри своей группы), порой возникают интересные идеи для дальнейших дискуссий между группами.

Да, на это тратится много времени. Кому-то покажется, что неоправданно много. Что этот вопрос можно было задать фронтально, выслушать троих и пойти дальше. Но рук-то поднятых было много! Десять-двадцать! Сегодня послушали только троих, завтра послушали только троих (пусть даже и других), и постепенно «лес рук» редеет. Зачем стремиться высказываться, если все равно не спросят.

Я считаю, что это один из факторов снижения интереса к работе на уроке. Поэтому лучше потрачу немного больше времени на общую работу в группах, чем на объем изучаемого материала. В конце концов, главное — научить детей анализировать информацию. Объем все равно для большинства недостижим. «Лучше меньше, да лучше» - до сих пор актуально.

Каких ответов ожидаю от детей?

По первому вопросу: карта говорит о распространенности амфибий на территории России.

По второму вопросу: чем холоднее/суровее климат региона, тем меньше видов амфибий обитает в данном регионе.

По третьему вопросу: очевидно, что распространенность амфибий связана с климатическими условиями. Скорее всего, они не могут выживать в регионах с холодным климатом.

И здесь учитель (а лучше — ученики) ставят логично вытекающий из анализа вопрос:

А почему амфибии не могут выживать в регионах с холодным климатом? И дальше вопросы, связанные с жизнедеятельностью (дыхание, кровообращение, холоднокровность) идут как по маслу. Потому что реально интересно, почему крыса в Норильске живет, а лягушка — нет.

Надеюсь, про факт, что шуба не греет, все школьники знают)

А вы анализируете карты на уроке? Делитесь в комментариях.

Зоологи
2272 интересуются