Найти в Дзене
kino-and-more

Миронов как приманка для дам, и другие истории со съёмок «Мой друг Иван Лапшин»

«Мой друг Иван Лапшин» (1984) – это кино-воспоминание выросшего мальчика о своем отце и его друзьях, живших в комуналке 1930-х. Одним из друзей был начальник уголовного розыска Иван Лапшин, ловивший банду головорезов и ухаживавший за провинциальной актрисой. В основе фильма - повесть "Лапшин" отца режиссера Алексея Германа - писателя Юрия Германа. Всё это снято в фирменной германовской манере – черно-белой (не считая пары цветных вставок - компромисс ради пропуска фильма цензурой), полудокументальной, подсматривающей, с множеством фоновых звуков и действий, с непрофессиональными актерами в эпизодах. А в центре – цветник из звезд советского кино, еще молодых, в самом соку: Болтнев, Филиппенко, Кузнецов, Миронов, Жарков, а также актриса Нина Русланова. Главным кандидатом на роль Лапшина был Николай Губенко, но, несмотря на большую симпатию, Герман решил, что тот все же не подходит. Потом утвердили Юрия Кузнецова. О нем и о своем окончательном выборе режиссер сказал в интервью кинокритику
Оглавление
Андрей Миронов и Андрей Болтнев в фильме "Мой друг Иван Лапшин" (1984)
Андрей Миронов и Андрей Болтнев в фильме "Мой друг Иван Лапшин" (1984)

«Мой друг Иван Лапшин» (1984) – это кино-воспоминание выросшего мальчика о своем отце и его друзьях, живших в комуналке 1930-х. Одним из друзей был начальник уголовного розыска Иван Лапшин, ловивший банду головорезов и ухаживавший за провинциальной актрисой. В основе фильма - повесть "Лапшин" отца режиссера Алексея Германа - писателя Юрия Германа.

Всё это снято в фирменной германовской манере – черно-белой (не считая пары цветных вставок - компромисс ради пропуска фильма цензурой), полудокументальной, подсматривающей, с множеством фоновых звуков и действий, с непрофессиональными актерами в эпизодах. А в центре – цветник из звезд советского кино, еще молодых, в самом соку: Болтнев, Филиппенко, Кузнецов, Миронов, Жарков, а также актриса Нина Русланова.

Александр Филиппенко и Андрей Миронов в фильме "Мой друг Иван Лапшин" (1984)
Александр Филиппенко и Андрей Миронов в фильме "Мой друг Иван Лапшин" (1984)

Кто мог стать Лапшиным

Главным кандидатом на роль Лапшина был Николай Губенко, но, несмотря на большую симпатию, Герман решил, что тот все же не подходит. Потом утвердили Юрия Кузнецова. О нем и о своем окончательном выборе режиссер сказал в интервью кинокритику Антону Долину так:

«Но он (Кузнецов) был чуть-чуть хитрый, в нем была мощная приспособленность к жизни. То есть он бы эту артистку (поимел), а потом бы помог ей немножко в театре. Мне же был нужен один из тех, кого потом истребили. Под визги и крики я взял Болтнева».
Юрий Кузнецов в фильме "Мой друг Иван Лапшин" (1984)
Юрий Кузнецов в фильме "Мой друг Иван Лапшин" (1984)

Болтнев, по мнению Германа, лучше всего подходил на роль бескомпромиссного идеалиста – «человека из Красной Книги». Но и для Кузнецова режиссер придумал роль – начальника милиции. И для Филиппенко тоже сочинил роль. Его герой – как раз отец мальчика, вспоминающего свое детство в коммуналке 30-х.

Ловля на живца-Миронова

Герман, даже будучи молодым режиссером, не относился с придыханием к знаменитостям и не делал им никаких поблажек. А те потом мало что рассказывали о работе с ним, видимо, пребывая в шоке, а то и в посттравматическом синдроме.

Как и что сыграл Андрей Миронов в фильме «Мой друг Иван Лапшин» - он не играл больше нигде и никогда. Чего только стоит сцена, в которой его герой – писатель Ханин - пытается покончить жизнь самоубийством. Документальность зашкаливает, аж сердце начинает стучать сильнее. И в другой сцене – кульминации фильма, тоже стучит, и все внутри сжимается. В общем, досталось Миронову от Германа по полной. Но некоторые считают эту роль вершиной его актерского мастерства.

Андрей Миронов в фильме "Мой друг Иван Лапшин" (1984)
Андрей Миронов в фильме "Мой друг Иван Лапшин" (1984)

Между съемками Андрей Миронов гулял по пропахшей рыбой Астрахани, а за ним бегали поклонницы, но он ни одной из них не соблазнялся. Герман вспоминал, что другим мужчинам как раз-таки поклонниц сильно не хватало:

«Съемочная группа сидела без баб, а Миронову почему-то это было глубоко не интересно. Я предлагал тогда Миронова связать, привязать на веревку и выбросить со второго этажа гостиницы. В него вцепятся местные красавицы, которые кричали: «Миронов!» за полтора километра. Втаскивать их, обтрясать и разбирать. А Миронова за это кормить и отмывать от запаха рыбы».

Артистка в сметане

Основные сцены снимались в Астрахани. Купить на рынке что-то вкусное в то время (1979 год) можно было только за чудовищные, по словам Германа, деньги. Нина Русланова покупала сметану и сливки и мазала ими лицо, делала маски, а голодным участникам съемочной группы хотелось ее лизнуть.

Миронов, Русланова и Болтнев в "Мой друг Иван Лапшин" (1984)
Миронов, Русланова и Болтнев в "Мой друг Иван Лапшин" (1984)

Некоторым кажется, что Русланова сыграла свою роль слишком гротескно, экзальтированно. Но, вероятно, так режиссеру и нужно было, такой он видел эту актрису провинциального театра 30-х.

Герман вообще считал Русланову замечательной артисткой, правда, вспоминал, что поначалу она не хотела сниматься с Мироновым, говорила, что он ее когда-то оскорбил. Но этот момент быстро прошел, Русланова с Мироновым спелись и веселили всех, были центром притяжения.

Андрей Болтнев, Алексей Герман и Андрей Миронов на интервью после выхода фильма
Андрей Болтнев, Алексей Герман и Андрей Миронов на интервью после выхода фильма

Актёры-головорезы

Большая часть массовки в "Лапшине" - непрофессиональные актеры, а некоторые и вовсе настоящие уголовники. Их привозили в наручниках и под конвоем. Всё это нужно было Герману для создания достоверности - чтобы появились необходимые лица и повадки. Один из таких "актёров" не только обматерил режиссера, но и пообещал убить. А еще в одном из эпизодов уголовник снялся вместо лысого Филиппенко, не успевшего вовремя приехать: в этой сцене мы "идём" за тремя друзьями и видим их со спины.

О том, почему все фильмы Алексея Германа - чёрно-белые, а также о съемках "Проверки на дорогах" читайте здесь:

А тут забавные истории со съемок самой романтичной германовской картины -"Двадцать дней без войны":