Автор - Ильдус Загидуллин
В публикации обозначены особенности организации и проведения Первой всеобщей переписи населения в сентябре 1896 г. – январе 1897 г. в Уфимской губернии, где около половины населения составляли мусульмане, до которых разъяснительное устное и печатное слово организаторов переписи доходило урывками в силу языкового барьера. Это – новизна статистической операции, огромная организаторская работа руководства губернии, широкое использование приходских духовных лиц, переводчиков при посещении счетчиками(переписчиками) мусульманских деревень, привлечение военных частей в Белебеевском и Мензелинском уездах для обеспечения проведения учета населения.
Важнейшим источником в изучении динамики численности, состава и размещении населения, демографической и социально-экономической характеристике этноса в прошлом и настоящем являются переписи населения – статистический учет каждого жителя страны по специальной разработанной программе.
Зачем Российской империи перепись?
Развитие капиталистических отношений в пореформенной России, расширение и увеличение промышленного производства потребовали у правительства выработки целенаправленной, с элементами планирования, социально-экономической политики в стране. В этой связи проведение Первой всеобщей переписи населения следует признать кардинальной мерой имперской власти по сбору достоверной информации о населении Российского государства.
К пониманию необходимости организации статистической операции на западноевропейских началах центральные власти пришли не сразу. Только после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности и отмены в 1882 г. подушной подати, что окончательно сняло с переписи фискальную «нагрузку», чиновники одобрили новую постановку вопроса.
Согласно «Положению о Первой всеобщей переписи населения Российской империи» от 5 июня 1895 г., статистическая операция имела целью «привести в известность численность, состав и местное распределение» населения. Переписи подлежали «все жители Империи обоего пола, всякого возраста, состояния, вероисповедания и племени, как русские подданные, так и иностранцы» (Высочайше утвержденное…, 1896, с.2).
Подготовку и проведение всеобщей переписи населения в конце ХIХ в. следует признать логическим продолжением преобразований России, претворенных в жизнь в период модернизации. В подготовке, разработке критериев и проведении статистического мероприятия были максимально использованы последние достижения мировой статистической науки и методы проведения западноевропейских стран.
Достаточно сказать, что была сделана попытка провести перепись без использования мер наказания, делая ставку на доверие и понимание со стороны населения на данное правительственное мероприятие. Однако практическая реализация переписи натолкнулась на суровую реальность России с тоталитарным самодержавным строем, бюрократическим чиновничьим аппаратом, малограмотным сельским населением.
Переписчики сказанному верят без доказательств
Сразу определились особенности проведения статистического мероприятия в аграрной стране. Если в европейских странах перепись имела в целом характер «самоисчисления»: счетчик накануне переписи раздавал листы для заполнения жителям и спустя несколько дней собирал их, то в России, основная часть населения которой проживала в сельской местности и была в своем большинстве неграмотной, эта операция полностью ложилась на плечи счетчиков.
Во-вторых, на Западе целью переписи являлось определение точной численности населения, в России семейные списки должны были стать основным источником составления посемейных списков, необходимых для отбывания воинской повинности.
Общее руководство переписью было возложено на всесильного министра внутренних дел, который получил особые права.
При формировании структуры органов по проведению переписи, правительство максимально стремилось использовать сложившуюся систему административных органов в губерниях и уездах. Территории губернских переписных комиссий совпадали с границами губерний. Председателем комиссии являлся местный губернатор.
Следующим звеном выступали уездные и городские переписные комиссии. Уездные комиссии возглавляли, как правило, уездные предводители дворян или председатели уездных земских управ. Уездные исправники и становые приставы должны были организовать необходимую помощь переписи силами местной полиции. При организации переписных участков строго соблюдался принцип сохранения в целостности границ волостей, что позволило максимально использовать органы крестьянского самоуправления.
Руководителями переписных участков являлись, как правило, земские начальники. Одним словом, организация и проведение статистической кампании стали дополнительными к основным обязанностям местных административно-полицейских учреждений.
Указом от 19 декабря 1896 г. Сенату император Николай II утвердил днем проведения всеобщей переписи населения 28 января 1897 г. Время проведения переписи в целом было выбрано удачно – январь месяц – в зимний период, когда наблюдалось минимальное перемещение сельского населения.
Однако, по мнению современников, форма объявления о предстоящей переписи – именной указ вместо манифеста был выбран неудачно, потому что «темное крестьянство» относилось «с большим доверием к манифестам, которые объявляли ему в последнее время, главным образом, о разных "милостях"… и могло бы оказать переписи большую услугу».
В основу проведения переписи было положено подворное обследование. Было решено собрать объем сведений, выработанный международными статистическими конгрессами.
Перепись первоначально должна была собрать 14 признаков о каждом подданном государства. Главная переписная комиссия нашла и без того обширную программу недостаточно полной и включила в переписные листы дополнительно несколько пунктов: вопрос о всеобщей повинности, вопрос о грамотности был разбит на два вопроса (умеет ли читать и где обучался), как и вопрос о занятии (на вопросы о занятии главном и побочных).
Таким образом, о каждом лице мужского пола предстояло собрать 18 ответов, а о лицах женского пола – 17 ответов. Вся указанная информация должна была фиксироваться переписчиками из устного расспроса людей и никаких документов, подтверждающих правильность этих сведений, не требовалось.
О подготовке ко Всеобщей переписи населения в Российской империи
Важно подчеркнуть, что Главная переписная комиссия страны провела огромную работу по подготовке, разъяснению, составлению и распространению многочисленных руководств с подробным изложением обязанностей, прав и очередности действий всех структур и должностных лиц, принимающих участие в переписной кампании («Положение о Первой всеобщей переписи населения Российской империи», «Наставления» сельским и городским счетчикам, «Инструкция заведующим переписными участками в уездах», «Инструкция уездным и городским переписным комиссиям», многочисленные предписания и т.д.).
Была также издана брошюра «Первая Всеобщая перепись населения Российской империи», адресованная широкому кругу грамотного населения, которая была переведена и на татарский язык.
В сельской местности переписные работы должны были начаться не раньше как за месяц и не позже 20 дней до того дня, к которому приурочивалась перепись. Вся работа по заполнению и раздаче переписных листов должна была завершиться не позднее, как за три дня до назначенного дня переписи. Не позднее четырех месяцев после завершения статистической операции заведующие участками обязаны были провести проверку переписных листов. Один из его экземпляров отправлялся в Главную переписную комиссию для статистической обработки. Другой экземпляр оставлялся в губернском структурном подразделении данного ведомства.
Главной переписной комиссией были разработаны три формы переписных листов. Они нумеровались как формы А, Б, В и выдавались бесплатно. Переписной лист формы А предназначался для заполнения в сельских обществах, форма Б – для местностей, не принадлежащих сельским обществам. Переписной лист формы В адресовался для самостоятельного заполнения горожанам.
С целью переписи внегородского населения Главной переписной комиссией Уфимской губернии было назначено листов формы А
- с русским текстом – 454 000 экз.,
- с русско-татарским текстом – 500 000 экз. (итого: 954 000 экз.),
формы Б
- с русским текстом – 95 000 экз.,
- с русско-татарским текстом – 75 000 экз. (итого: 170 000 экз.).
В этой связи важно отметить, что в конфессиональной топографии губернии выделялся ряд местностей, в которых мусульмане составляли значительные анклавы. Например, в Белебеевском уезде мусульмане составляли 66,19% жителей, в Мензелинском – 57,35%, в Бирском – 52,72%, Стерлитамакском – 47,23%, в Уфимском – 36,9%.
Как понял необходимость переписи сам народ?
Между тем, информационный вакуум о цели и задачах предстоящего всеобщего правительственного мероприятия порождал в среде подданных различные предположения. Слухи, связанные с угрозой вероисповеданию, наблюдались у нескольких конфессиональных групп страны, в том числе среди мусульман. До мусульман, проживающих по нормам традиционного общества в аграрном регионе, разъяснительное устное и печатное слово организаторов переписи доходило урывками в силу языкового барьера и неграмотности по-русски. Именно поэтому подготовка и проведение переписи во многих местностях ими были восприняты с настороженностью, а в ряде регионов она трансформировалась в опасение насильственного крещения!!! Общественная напряженность, вызванная вторжением властей в пореформенный период в сферу религиозной жизни, и слухи об ожидавшемся крещении послужили основой, которая привела к волнениям.
Особо следует отметить несвоевременную реакцию чиновников на циркулирующие слухи о предстоящем крещении, просьбы мусульман об обеспечении гарантии сохранения их конфессиональной идентичности. На эти сигналы недовольства губернаторы отреагировали слишком поздно – когда в декабре 1896 г. начались массовые волнения и сельские общества прогоняли из деревень счетчиков. Единственное исключение в этом отношении представлял циркуляр Оренбургского магометанского духовного собрания от 18 июля 1896 г. за № 4413, в котором сообщалось, что от переписи не будет вреда «ни магометанской религии, ни магометанским школам», муллы и ахуны обязаны были разъяснять это прихожанам.
Мусульман будут переписывать немусульмане. И в этом проблема!
Успех намечаемого всероссийского статистического мероприятия непосредственно зависел от подготовленности местных органов власти, на плечи которых было возложено его проведение. В Волго-Уральском регионе повсеместно наблюдалось несоответствие национальной принадлежности членов переписных комиссий и переписных участков этноконфессиональному составу местного населения. Татары-мусульмане в них практически отсутствовали, что лишало сельские общества возможности получать информацию от своих единоверцев. В целом, правомерно говорить о повсеместной практике в определении состава губернских и уездных переписных комиссий практически только из русских, православных лиц. По этому поводу муфтий Мухамедьяр Султанов после завершения статистической операции высказал центральным властям свое пожелание о том, что членами переписных комиссий «должны быть представители духовенства всех исповеданий».
Организация и проведение всеобщей переписи 1897 г. дают обильный материал для анализа методов и деятельности местной администрации по претворению в жизнь государственного мероприятия, выявить отношение бюрократического аппарата к полиэтническому населению и отношение последнего к властям. В этой связи несомненный научный интерес представляет делопроизводственная документация губернских, уездных и городских переписных комиссий, отложившаяся в фонде 1290 (Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел) РГИА, позволяющая пролить свет на многие аспекты осуществления тотальной переписи населения.
Представленный вниманию читателей «отчет» и некоторые документы Уфимской губернской переписной комиссии позволяют, прежде всего, увидеть социальное поведение лиц, ответственных за проведение статистического мероприятия, основные сложности, которые возникали перед администрацией и найденные ею решения для исправления издержек, вызванных во многом новизной данного общественного события, и многое другое.
Главная переписная комиссия в лице министра внутренних дел И.Л.Горемыкина предписала губернаторам сформировать не позднее 1 октября 1896 г. губернские и не позднее 5 октября уездные и городские переписные комиссии. Было также указано на необходимость проверки организованных переписных участков и их соответствия инструкциям, осуществление контроля за местными переписными комиссиями. В Уфимской губернии губернский и уездные переписные учреждения открылись соответственно 10 и 20 сентября. Очевидно, в раскрутке маховика подготовки к переписи большую роль сыграл вице-губернатор Н.Н.Хрущов. Новый уфимский губернатор Н.М.Богданович был утвержден в должности только 26 октября 1896 г., на начальном этапе организационных мероприятий.
Главной целью «отчета» губернской переписной комиссии являлось изложение успехов проведения учета населения. Внутренняя логика составления текста подчинена основным рубежным датам статистической кампании: досрочно учредили комиссии; в срок составили переписные участки; укомплектовали, несмотря на трудности, переписные участки счетчиками, до начала работ обеспечили их первым экземпляром переписных листов, в указанный день – 28 января 1897 г. – частично в установленном порядке – повторно обходя дворы, а в большинстве случаях – на сельских сходах проверили подлинность собранных сведений, успешно заполнили вторые экземпляры переписных листов, в указанные временные рамки доставили первичные документы учета в архив, обеспечив их полную сохранность… .
По «отчету» в целом следует констатировать эффективную мобилизацию всех имеющихся в распоряжении администрации ресурсов для выполнения поставленной государственной задачи.
Основные проблемы при проведении переписи населения
Основные проблемы, которые приходилось решать властям, касались, главным образом, трех моментов.
1) Исправление совместно с Главой переписной комиссии целого ряда ее упущений в организации статического мероприятия, вызванных, главным образом, новизной дела, запоздалой реакцией на просьбы с регионов и недостаточностью финансирования.
Благодаря освобождению, пусть запоздалому, учителей начальной школы на период переписи от педагогической нагрузки, властям удалось эффективно использовать самый многочисленный отряд счетчиков в губернии. Учреждение специальной медали для лиц, участвовавших в статистической кампании на безвозмездной основе, позволило привлечь дополнительные людские ресурсы и успешно перераспределить выделенные небольшие суммы среди платных счетчиков. Своевременное выделение в зимнее время уездными земскими управами подвод обеспечило проведение учета населения в установленные сроки и т.д.
Одновременно корректно были высказаны замечания по некоторым решениям (недостаточность финансирования, большие размеры переписных участков, запоздалая реакция на предложения губернаторов), и некоторым действиям Главной переписной комиссии, в частности, сообщалось следующее:
«Большим облегчением … могло бы служить, если бы материал этот высылался ей посылками весом также не более 3-х пудов каждая, с надписями, за скрепою и ответственностью отправителя, какой именно переписной материал заключается в каждой посылке и в каком количестве листов, – что дало бы Губернской комиссии возможность, не распаковывая тюков и не поверяя количество листов, направлять посылки, в тех же самых тюках, в уездные комиссии».
2) Контроль над оперативным изучением ответственными лицами пакета документов Главной переписной комиссии и обеспечение исполнения ими новых обязанностей.
Примечательно, что к «отчету» уфимские чиновники без какой-либо привязки приложили четыре циркуляра руководства губернии. Первый циркуляр, от 26 ноября 1896 г. за №573, адресованный заведующим переписными участками в городах и уездах, свидетельствует о высокой компетентности членов губернской комиссии, выявивших целый ряд ошибок и издержек в их работе и разработавших перечень первостепенных мероприятий, состоящих из девяти пунктов.
Однако, мы склонны критически оценивать в целом организаторскую работу администрации. Например, Мензелинская уездная переписная комиссия в своем «отчете», правда, ни на кого не сваливая ответственность, констатировала, что текст императорского указа от 19 декабря 1896 г. о проведении всеобщей переписи был получен только 7 января 1897 г., в разгар переписных работ; отсутствие печатного высочайшего слова в информационном пространстве уезда, по ее мнению, явилось одной из причин беспорядков в мусульманских селениях.
Циркуляры губернской администрации от 19 и 24 декабря 1896 г., адресованные земским начальникам, являются ответной реакцией на упущения и ошибки руководителей переписными участками, вызвавшие волнения среди мусульман.
Оказалось, что в губернии один из земских начальников назначил в мусульманские населенные пункты счетчиком православного священника(!!!), а на возражения местных жителей «угрожал им ответственностью за непослушание его распоряжения». По губернии было зафиксировано 2–3 резонансных случая допущения земскими начальниками «пробных переписей» в мусульманских селениях с целью практики для счетчика. В таких случаях волнения возникали по причине прихода в хозяйства незнакомого русского человека без опознавательных знаков счетчика и без сопровождения земского начальника, который требовал от главы хозяйства подробные сведения о членах семьи и фиксировал их в переписном листе.
Между тем, «Инструкцией заведующим переписными участками в уездах» (ст. 22) разрешалось только «примерное заполнение нескольких переписных листов по возможности» в присутствии заведующего переписным участком без посещения населенных пунктов и контактов с респондентами.
В столь напряженное для власти период циркуляры начальства были призваны заставить всесильных земских начальников на время отказаться от высокомерного отношения к крестьянам, начать сотрудничать и адекватно реагировать на просьбы жителей, игнорирование которых таило в себе угрозу срыва переписной операции. Губернатор Богданович по поводу халатности земских начальников к своим обязанностям высказался вполне определенно: «Успех или неуспех переписи послужит мне одним из мотивов к суждению о соответствии данного лица служебному посту, им занимаемому».
3. Реакция властей на волнения мусульман в связи с переписью.
Здесь, прежде всего, следует отметить циркуляр руководства губернии от 16 декабря 1896 за №706 о том, чтобы в мусульманских селениях счетчики назначались по возможности из грамотных по-русски их единоверцев, а там, где это не представляется возможным, чтобы переписчик, кроме сельского должностного лица, был сопровожден или местным муллой, или кем-либо из местных жителей, пользующимся доверием населения и умеющим объясняться по-русски.
На основании обращения губернатора Богдановича Главная переписная комиссия 30 декабря 1896 г. постановила о выделении Уфимской переписной комиссии дополнительных ассигнований на сумму 259 руб. на вознаграждение городским счетчикам и 1000 руб. на вознаграждение переводчикам, назначаемым в помощь счетчикам, не знающим «местные инородческие наречии».
Озабочиваясь обеспечением словесного контакта между счетчиком и испрашиваемым, 2 января 1897 г. губернская переписная комиссия уведомила уездные комиссии о том, чтобы в исключительных случаях, где по незнанию счетчиком местных инородческих наречий, представляется безусловно необходимым в назначении в помощь им переводчиков и где окажется возможным, возложить обязанность переводчиков на должностных лиц местного сельского самоуправления, обязанных сопровождать счетчиков, а равно или на лиц, желающих принять на себя обязанность переводчиков безвозмездно, может быть назначено переводчикам небольшое вознаграждение из сумм, особо ассигнованных на этот предмет Главной переписной комиссией.
Еще одной примечательной мерой руководства губернии стало назначение в разгар учета населения в переписной участок в Мензелинском уезде члена местной земской управы дворянина А.М. Султанова из мусульман с целью достижения общественного спокойствия.
Однако уфимский губернатор не использовал личное обращение к населению через печатные «Объявления» или «Разъяснения», гарантируя мусульманам свободу вероисповедания и сохранение конфессиональной идентичности, как это практиковали руководители Казанской и Вятской губерний.
В ряде селений Уфимского, Златоустовского, Бирского и большей части мусульманских деревень Белебеевского уездов Уфимской губернии жители отказывались давать сведения, не допускали счетчиков «к пробному заполнению переписных листов», прогоняли их и уничтожали переписные листы. Только благодаря активной разъяснительной работе администрации и духовенства удалось избежать открытых столкновений. В западных волостях Белебеевского уезда волнения прекратились, и перепись была продолжена с прибытием войсковых частей. Две роты солдат находились с 9 по 18 января в Мензелинском уезде: одна – под руководством вице-губернатора в татарских деревнях северо-восточных и северных волостей, вторая под руководством уездного исправника – в западных и южных волостях, в результате перепись повсеместно была восстановлена.
Загадка Всероссийской переписи населения 1897 года
Разгадке одной из примечательных особенностей проведения переписи в Уфимской губернии способствует представленный вниманию читателей циркуляр губернатора Богдановича от 28 декабря 1896 г. за №769, адресованный земским начальникам – председателям переписных участков в уездах.
В первой части был решен вопрос регистрации мусульманских духовных лиц в переписных листах. Было принято во внимание пожелание духовенства и рекомендовано в графе о сословии отмечать их
«тем сословием, к которому они принадлежат по рождению (башкир, крестьянин, дворянин и т.д.), но в графе 14-й, вместо слова: «богослужение», как бы это следовало на точном основании правил о заполнении означенной графы (Наставл[ение] сел[ьскому] cчет[чику] стр. 24–28), можно отмечать занимаемые сими лицами должности по магометанскому духовенству (ахун, мулла, азанчей при местной мечети), так как эти должности соединены с известным содержанием и служит для занимающих таковые если не главным, то вспомогательным средством к существованию».
Поскольку переписные листы воспринимались мусульманским населением важным документом, регистрирующим их современное демографическое состояние и социально-правовой статус, очевидно, данное решение руководства губернии было воспринято мусульманским духовенством с благодарностью.
Второй пункт циркуляра уфимского губернатора от 28 декабря 1896 г., тоже касающийся графы о сословии, был принят в нарушение правил заполнения переписных листов, однако в рамках предоставленных Богдановичу полномочий, имеет предысторию, на которой остановимся подробнее.
От чего спасало наименование "башкир" во Всероссийской переписи населения в 1897 году?
Уфимская губерния имела пестрый этносословный состав населения, который был унифицирован в рамках перевода края в гражданскую систему административного управления.
Скажем, мещеряки – служилые татары, коренным местом проживания которых были северные уезды Рязанской и Тамбовской губерний, и переселенные для охраны юго-восточных границ России, после учреждения в 1798 г. Оренбургском крае кантонной – военной – системы управления были структурированы в особое иррегулярное войско, которое с 1834 г., после объединения с башкирами, начало именоваться «Башкиро-мещерякским», а в 1850 г. было переименовано в «Башкирское войско».
В том же году в состав Башкирского войска были включены многоэтничные сословия тептяр и бобылей, потомки которых прибыли в регион в XVII–XVIII вв. из Волго-Камья. В результате, к 1862 г. в составе Башкирского войска насчитывалось 1 008 875 человек, в т.ч.:
- «башкир» – 549 452,
- мещеряков – 138 819,
- татар – 8631,
- тептярей – 241 950,
- «черемисов» (марийцы, чуваши, мордва) – 51 340,
- «вотяков» – 18 684.
В конфессиональном отношении Башкирское войско состояло из трех групп: 936 568 мусульман, 70 221 язычника, 2087 христиан.
Именно поэтому в «Положении о башкирах» 1863 г. констатировалось о вхождении в сословие башкир мещеряков, тептярей и бобылей.
Законом от 2 июня 1865 г. «инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска», получили гражданское устройство «как свободные обыватели». Таким обходным путем, назвав их «свободными обывателями», власти записали бывших представителей иррегулярного войска в самое низкое в империи крестьянское сословие.
В 1897 г. в графе «сословие» переписного листа эти группы населения Приуралья впервые должны были записаться «крестьянами», в статусе которого они находились, как было сказано, с 1865 г.
Однако термин «крестьянин», происходивший от слова «христианин», навел мусульман на мысль о том, что перепись имеет целью обращение единоверцев в христианство. Чтобы быть уверенным в сохранении своей конфессиональной идентичности (и допустить в селения счетчиков), мусульмане просили разрешить им в графе переписного листа «сословие» записать вместо «крестьянин» свою прежнюю сословную принадлежность – «башкир».
В критический момент уфимские власти пошли на соглашение с мусульманами в нарушение правил заполнения переписных листов: циркуляром губернатора Богдановича от 28 декабря 1896 г. было предписано респондентам в «башкирских селениях» (деревни башкир, тептяр, мещеряков и бобылей. – И.З.) в исключительных случаях, где это окажется безусловно необходимым для успокоения умов местного населения и для обеспечения беспрепятственного производства переписи, в графе переписного листа вместо «крестьянского писать башкирского населения».
Петербургский международный статистический конгресс 1872 г. пришел к выводу о необходимости определения национальной принадлежности на основании национального самосознания испрашиваемого. Однако рекомендации конгресса в России не были приняты во внимание. Первая всеобщая перепись населения 1897 г. включала в свою программу учет не национальности, а родного языка и конфессиональной принадлежности населения.
Организаторы статистического мероприятия решили идентифицировать через родной язык национальную принадлежность респондентов.
Прежде всего, следует отметить, что критерий родного языка был уже большой новизной для идентификации подданных империи. До этого времени имперской властью население учитывалось, главным образом, по сословному и конфессиональному признакам. В 1897 г. впервые в России предстояло тотально испросить о родном языке всех этнических групп населения, проживающих в абсолютном большинстве в традиционном обществе, в котором родной язык не всегда являлся главным критерием для идентификации собственной личности. Действительно, испрашиваемые нередко не вполне точно и верно передавали название родного языка, заменяя последний конфессионимом (наименование религии) – «мусульманский, католический» языки и т.д.
Свой выбор определения критерием национальности российских подданных на основе их «родного языка» Главная переписная комиссия объяснила следующим образом: «Удовлетворяя в огромном большинстве случаев своему выше указанному назначению, родной язык, к тому же не всеми опрашиваемыми одинаково понимаемый, далеко не всегда дает правильное понятие о национальности той или иной группы населения».
Для «внутренней окраины» – Приуралья – такой подход означал впервые применение критерия «родный язык» для идентификации очень пестрого по сословному составу нерусского населения края.
В частности, в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи» (1895 г.), созданный в преддверии всеобщей переписи в качестве справочника для ее организации и проведения, были зафиксированы:
– (№12) «башкиры» – 600 тыс. чел. (магометане), регионы расселения: Оренбургская и Уфимская губернии повсеместно; в Самарской губернии уезды Бугульминский и Бузулукский; в Вятской губернии уезды Глазовский и Сарапульский; в Пермской губернии уезды Шадринский, Екатеринбургский, Красноуфимский, Пермский и Осинский (Алфавитный список народов…, 1895, с.8–9);
– (№79) «мещеряки» – 160 тыс. чел., «народ финского племени, отчасти обрусевший, отчасти отатарившийся» (православные – 35 тыс., магометане – 125 тыс. чел.); регионы расселения: Оренбургская губерния; уез-ды Керенский и Чембарский Пензенской губернии; Сердобский и Бала-шовский Саратовской губернии; Уфимский, Белебеевский, Бирский и Стерлитамакский уезды Уфимской губернии; Шадринский, Пермский и Екатеринбургский Пермской губернии (Там же, с.52–53).
– (№110) «тептяри» – 130 тыс. чел., «по происхождению смешанное племя татар и народов финского племени черемис, вотяков и мари» (ча-стью православное, частью магометанское); регионы расселения: губернии Оренбургская, Уфимская, Вятская и Пермская губернии (Там же, с.72).
По этому поводу организаторы переписи после завершения кампании отметили:
«Так как, однако, графа о родном языке при производстве переписи имела главною целью выяснить именно национальность населения, то во многих случаях, при разработке переписного материала было признано целесообразным подвергнуть показания означенной графы соответствующим поправкам, пользуясь при этом другими указаниями и признаками, имевшими в тех же переписных листах. Таким образом, различие сословий и очень часто прямые указания на национальность данного лица в графе о сословиях и состояниях дали полную возможность более точно определить численность Сибирских инородцев и Приуральских тюрков, чем это было бы возможно на основании одних данных о родном языке».
Появление групп с таким «родным языком», как «тептяри» и «мещеряки» Главная переписная комиссия при издании обобщенных данных переписи 1897 г. объяснила следующим образом:
«Для различия этих составных частей Башкирского войска друг от друга, их стали именовать: «башкирами» просто, «башкирами из мещеряков и «башкирами из тептярей», и эти указания в переписных листах (в графе о сословии) и дали возможность выделить эти две народности из состава башкир, к которым они принадлежат по родному языку и по образу жизни. Впрочем, в виду указанного… приводимые… числа мещеряков и тептярей и ниже действи-тельных».
Однако, благодаря выявленному нами вышеназванному циркуляру уфимского губернатора Богдановича от 28 декабря 1896 г. о записи респондентов, ранее входивших в состав Башкирского войска «“башкир-ским” населением», это предложение приобретает совершенно иной смысл.
Представители и потомки бывшего иррегулярного войска, желая избежать записи в графе о сословии «крестьянин», понимаемый ими как «христианин», т.е., по сути, запись или регистрацию в православие, записались в «“башкирское” население». Поскольку эту, башкирскую, сословную принадлежность Главная переписная комиссия использовала для учета родного языка и на его основе составляла свое суждение о национальной принадлежности и в вышеприведенном предложении заявила, что «две народности (тептяри и мещеряки. – И.З.) из состава башкир, к которым они принадлежат по родному языку и по образу жизни».
Она, во-первых, очевидно, не приняла во внимание, вышеназванный циркуляр уфимского губернатора, и, во-вторых, исходила из данных переписных листов, в которых потомки сословных групп тептяр и мещеряков были регистрированы двояко: записались
1) «башкирами из мещеряков» и «башкирами из тептярей», как это практиковалось ими для собственной и официальной идентификации после вхождения в Башкирское войско, и
2) во исполнение вышеназванного циркуляра уфимского губернатора, воспользовавшись ситуацией и надеясь получить в будущем определен-ные преференции, они записались или счетчики регистрировали их «башкирами».
Так они оказались приписанными к башкирскому населению/народности, и таких оказалось большинство. Уже оттуда, из графы «сословие», Главная переписная комиссия «отделила» от «башкир» «тептяр» и «мещеряков», записав названия их сословий в качестве родного языка. Буквально получалось, что она отделила «от башкирского языка» «тептярский язык» и «мещерякский язык».
К доказательству, что "переписные башкиры" 1897 года - это на самом деле татары!
Возникает закономерный вопрос: как в действительности обозначила себя в 12-й графе переписного листа «родной язык» эта группа?
Ответ на этот вопрос также содержится в разъяснении Главной переписной комиссии:
«[…] в России многие народности, восприняв путем физической и духовной ассимиляции культуру, язык и отчасти физические признаки народов более многочисленных или более сильных культурою, еще долго сохраняют память о той национальности, к которой они раньше принадлежали. Таким образом, известно, что значительная часть мордвы, зырян, мещеряков, вотяков и других финнов, также цыган, греков и др. и многих Сибирских инородцев сильно обрусела, что большая часть мещеряков и тептярей приняла башкирский и татарский языки, что часть башкир изъясняется на татарском языке […] и т.д. Данные о родном языке в подобных случаях идут в разрез с действительной национальностью этих народностей».
Таким образом, с искусственно появившимися в графе переписных листов «сословие» записями «мещеряки из башкир», «тептяри из башкир» и «башкиры»
Главная переписная комиссия провела ряд манипуляций.
1. Из графы переписного листа «родной язык» вычеркнула показания этой группы респондентов.
2. В графу «родной язык» перенесла записи графы «сословие», которые появились, как было рассмотрено, вследствие воз-никших в губернии чрезвычайных обстоятельств.
3. Поскольку такие со-циальные группы, как «башкиры», «мещеряки» и «тептяри» были упразднены в 1865 г., записала их основную массу в графе «сословие» «крестьянами» (за исключением локальных групп дворян, мещан, потомственных граждан и т.д.).
В материалах переписи были указаны следующие «сословные» группы:
1. Дворяне потомственные и их семьи.
2. Дворяне личные и их семьи.
3. Чиновники не из дворян, не выше Х класса и их семьи.
4. Лица, имеющие право на чин, при поступлении на службу и их семьи.
5. Лица духовного звания и их семьи.
6. Потомственные и личные граждане и их семьи.
7. Купцы и их семьи.
8. Мещане.
9. Крестьяне.
10. Войсковые казаки.
11. Инородцы.
12. Финляндские уроженцы.
13. Лица, не принадлежащие к этим сословиям.
14. Лица, не указавшие сословия.
В широком смысле подмена родного языка названием сословия была равнозначна отказу от государственной регистрации результатов этно-культурных контактов населения края в предыдущий исторический отрезок времени, когда для таких бывших сословных групп, как башкиры, тептяри (их мусульманская часть) и мещеряки существовал единый литературный язык, книги на котором издавались в Казани, а муллами в населенных пунктах являлись, главным образом, выпускники татарских мед-ресе.
Согласно материалам переписи, в Уфимской губернии среди мусульман из других сословных групп лиц, записавших родной язык «тюркским», оказалось 520 человек, респондентов, признающих родным языком «туркменский», было зарегистрировано 1815, а указавших родным языком «татарский» – 145216 душ обоего пола и «чувашский» (видимо, «отпавшие» в ислам чуваши. – И.З.) – 930 человек.
Главная переписная комиссия, определяя «родной язык» остального населения среди мусульман по графе «сословие», выявила 38967 человек с «тептярским» языком, насчитала 20871 лиц, для которых «мещерякский» язык был обозначен как «родной».
Собственно лиц «башкирского сословия/населения», записанных в нарушение правил переписи, как носители «башкирского» «родного языка» было огромное количество – 886163 чел. (Первая всеобщая…, т. XLV, тетр.2, с. 44–45). Среди лиц православного вероисповедания «башкир» оказалось 13638 душ обоего пола, «мещеряков» – 86, «тептяр» – 638 человек.
Итак, своей манипуляцией при подсчете сведений переписи Главная переписная комиссия обозначила в Уфимской губернии качественно новые количественные показатели «башкир», «тептяр» и «мещеряков». На неестественность количественных данных переписи по Уфимской губернии обратил внимание еще этнолог Раиль Кузеев, отметивший, что в 1897 г. «в составе башкир было учтено около 300–350 тыс. тептярей и мишарей».
У исследователей не вызывают сомнения, что материалы Первой всеобщей переписи населения 1897 г. являются наиболее достоверными источниками по истории России ХIХ – начала ХХ в. Она стала единственной переписью, проводившейся в империи по западноевропейским критериям, что значительно повышает ее научную значимость. Однако, при определении критериев «родной язык», данные по Уфимской губернии требуют критического подхода со всеми вытекающими отсюда последствиями, потому что именно по этой графе определялись: грамотность, профессиональный состав, уровень общественного разделения труда, половозрастная и поселенческая структура этноконфессионального населения региона.
Циркуляр уфимского губернатора Н.М. Богдановича от 24 декабря 1896 г. за №765, адресованный земским начальникам
Николай Модестович Богданович (1856 – 1903) – уфимский губернатор с 19 октября 1896 г. по 6 мая 1903 г. Убит террористом.
Важнейшей заботой настоящего времени в губернии должно быть правильное проведение дела народной переписи, как работы первостепенной государственной важности.
В сем деле, легко могущем в особенности в среде инородческого населения породить разные неправильные толки и заблуждения, г.г. земским начальникам надлежит в особенности помнить, что лишь умелое обхождение с населением и разумное, своевременное, личное объяснение ему смысла переписи может устранить всякие нежелательные недоразумения. Для сего, личное участие г.г. земских начальников, а по отношению к инородческому населению также его духовных лиц и иных уважаемых своими единоверцами магометан особенно важно.
К сожалению, уже было 2–3 случая недоразумений, вызванных или направлением счетчиков для пробной переписи одних без земского начальника или назначением счетчиком в инородческую деревню – право-славного священника, поставленного, тем самым в неудобное для его сана положение.
В виду изложенного, предлагаю г.г. земским начальникам иметь в виду:
1) что лишь личное участие их и надлежащий притом такт в обхож-дении с населением может принести пользу делу;
2) что все они по долгу службы и присяги обязаны приложить к тому все свои старания;
3) что все прочие дела могут и должны быть на время переписи (до половины февраля) по мере надобности отлагаемы;
4) что успех или неуспех переписи послужит мне одним из мотивов к суждению о соответствии данного лица служебному посту, им занимае-мому.
Губернатор Н. Богданович
Источник: РГИА, ф.1290, оп.10, д.244, л.19.
Циркуляр уфимского губернатора Н.М. Богдановича от 28 декабря 1896 г. за №769, адресованный земским начальникам
Текст на бланке Уфимской губернской переписной комиссии.
До сведения моего дошло, что одною из причин, вызывающих в среде магометанского населения губернии недоразумения по поводу предстоящей переписи, является вопрос о том: каким званием будут отмечаться в пере-писных листах лица магометанского духовенства? На этот вопрос один из земских начальников объявил местному магометанскому населению, что так как духовным лицам магометанского вероисповедания никаких особых прав по состоянию не присвоено, и они не составляют особого сословия, то в переписных листах будут отмечаться только тем сословием, к которому принадлежат по рождению (башкир, крестьянин и т.п.).
В другом случае, магометанское население, отожествляя слово «кре-стьянин» с словом «христианин» и выводя отсюда ложное заключение, что перепись имеет целью обращение магометан в христианство, выразило пожелание, чтобы в 4-й графе таблицы для подсчета населения на пере-писных листах формы А слово: «крестьянского» было заменено словом: «башкирского».
В установление указанных недоразумений, считаю нужным разъяснить:
1) что духовных лиц магометанского вероисповедания в 6-й графе переписных листов следует отмечать тем сословием, к которому они при-надлежат по рождению (башкир, крестьянин, дворянин и т.д.), но в графе 14-й, вместо слова: «богослужение», как бы это следовало на точном ос-новании правил о заполнении означенной графы (Наставл[ение] сел[ьским] cчет[чикам] стр. 24–28), можно отмечать занимаемые сими ли-цами должности по магометанскому духовенству (ахун, мулла, азанчей при местной мечети), так как эти должности соединены с известным содержанием и служит для занимающих таковые если не главным, то вспомогательным средством к существованию; и
2) что для устранения второго из указанных выше недоразумений, не встречается препятствий в 4-й графе таблицы для подсчета населения на переписных листах формы А, вместо: «крестьянского» писать: «башкирского» населения, но только в башкирских селениях и лишь в тех исклю-чительных случаях, где это окажется безусловно необходимым для успо-коения умов местного населения и для обеспечения беспрепятственного производства переписи.
Губернатор Н. Богданович
Скрепил: за члена, заведывающего делопроизводством А. Миславский
Верно: за члена, заведывающего делопроизводством А.Миславский (подпись)
Источник: РГИА, ф.1290, оп.10, д.244, л.20.
!!!
Поблагодарить и замотивировать авторов канала писать больше можно через донат - Дзен ввел функцию поддержки авторов на фоне снижения доходов от монетизации каналов. Кнопка доната — нажать сюда — или в шапке канала в веб-версии.