Найти в Дзене
Мой XIX век

Сватался к 4 европейским принцессам, а женился дважды на худородных дворянках России

Почему до сына Петра I никто из Романовых не женился на принцессах из Европы? Почему русские цари брали в жены «своих»? Причин пророссийской брачной политики Романовых несколько. Остановлюсь на одной и очень простой: европейские монархи не стремились родниться с «коллегами» из России. Давайте рассмотрим брачные планы первого царя из рода Романовых – Михаила. 16-летнего юношу избрали на царство в 1613 году. Юный государь приходился двоюродным племянником последнему царю из династии Рюриковичей. Но если бы не родители, особенно отец, то трон Михаилу бы не светил даже при более близком родстве. Наверное, в школьных учебниках и детских книжках «пропускают» важную деталь: в первые годы, когда отец нового царя вернулся в Россию, они правили ВМЕСТЕ. Но родители Михаила понимали: новая династия должна быть укреплена и продолжена. А еще важен её статус среди других Домов Европы. Поэтому неплохо бы царю России жениться на какой-нибудь принцессе из Европы. Сам Михаил хотел жениться на русской дво
Оглавление

Почему до сына Петра I никто из Романовых не женился на принцессах из Европы? Почему русские цари брали в жены «своих»? Причин пророссийской брачной политики Романовых несколько. Остановлюсь на одной и очень простой: европейские монархи не стремились родниться с «коллегами» из России.

Давайте рассмотрим брачные планы первого царя из рода Романовых – Михаила.

16-летнего юношу избрали на царство в 1613 году. Юный государь приходился двоюродным племянником последнему царю из династии Рюриковичей. Но если бы не родители, особенно отец, то трон Михаилу бы не светил даже при более близком родстве.

Наверное, в школьных учебниках и детских книжках «пропускают» важную деталь: в первые годы, когда отец нового царя вернулся в Россию, они правили ВМЕСТЕ. Но родители Михаила понимали: новая династия должна быть укреплена и продолжена. А еще важен её статус среди других Домов Европы. Поэтому неплохо бы царю России жениться на какой-нибудь принцессе из Европы.

-2

Сам Михаил хотел жениться на русской дворянке Марии Хлоповой. Но, как известно, государеву невесту оклеветали, ее и всю родню отправили в ссылку. И «свободному» от Марии Хлоповой Михаилу стали активно искать жену в Европе.

Попытка №1 1619 год. Литовская княжна

Невесту из Литвы Михаилу предложил отец. Союз очень выгодный для России с точки зрения геополитики. Между Литвой и Россией имелся территориальный спор. Если спорные земли отдадут в качестве приданого за будущей царицей, то исчезнет повод для конфликтов с использованием регулярных военных подразделений с обеих сторон.

Свадьба и дети всегда лучше, чем метание друг в друга стрел и пушечных ядер.

Но Михаилу идея пришлась не по душе. И представьте ситуацию: царь всегда прислушивался к мнению родителей (и отца, и матери). Упирался он только в вопросе женитьбы. От брака-сделки (обычного для всей мировой истории) Михаил Романов отказался наотрез.

Портрет инокини Марфы, матери Махаила Романова.
Портрет инокини Марфы, матери Махаила Романова.

Попытка №2. Саксонские принцессы

Найти потенциальную царицу решили среди саксонских принцесс. В Дрезден с тайной миссией отправился немец, перед которым поставили четкую задачу: собрать информацию о здоровье, уме и красоте тамошних принцесс. А также прозондировать у родных: согласится ли девушка-лютеранка принять православие?

Видимо, ни одна из немецких принцесс не захотела стать царицей, потому что миссия провалилась, но «следы» ее нашли историки в архивах тех лет.

Попытка №3. Датская принцесса Доротея Августа

Читатели канала «Мой XIX век»! Вы когда-либо оказывались в ситуации: вас прилюдно унижают за действия, к которым вы никак не причастны? Вообще.

Ну, например, встретили мужчину разведенного, вышли за него, а потом вас публично называют всякими словами, обвиняя в разрушении первой семьи.

Или вы в 1991 году учились в школе или в детском саду в песочнице играли, а на вас кричат прилюдно: «Ты виноват(а) в том, что СССР развалился!»

Попытайтесь представить себя на месте первого царя из династии Романовых.

У короля Дании Кристиана IV есть две племянницы на выданье.

Король Дании Кристиан IV
Король Дании Кристиан IV

Дания – вполне солидная страна с выходом к морю, брачный союз с датской принцессой в интересах геополитики Романовых. Так что ищущие невесту для Михаила присмотрелись к принцессе Доротее-Августе.

Переговоры о браке шли тайно, обо всем договорились, царь сватается к племяннице короля официально, а Кристиан IV отказывает. Поступить так можно только осознанно, чтобы унизить и русского царя, и Россию в целом.

Что сделал плохого Кристиану IV Михаил Романов? Ничего…

Был у короля Дании брат – принц Иоганн.

Принц Иоганн Датский, младший брат короля и жених царевны Ксении Годуновой.
Принц Иоганн Датский, младший брат короля и жених царевны Ксении Годуновой.

В 1602 году, когда будущий царь играл в детсадовской песочнице был шестилетним ребенком из опального рода Романовых, принц Иоганн Датский приехал в Россию сочетаться законным браком с дочерью царя Бориса Годунова.

Годунов, как потом и Романовы, тоже хотел укрепить свою династию родством с европейскими монархами. Вот только жених Ксении Годуновой отправился к праотцам по неизвестной причине.

«Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича» (Василий Суриков, 1881)
«Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича» (Василий Суриков, 1881)

Точных сведений, что с ним случилось, нет. Жизнь вообще такая штука: может в любой момент закончиться.

Но король Дании считал иначе. Потому что публичным отказом выдать свою племянницу за царя Московии он отомстил стране, из которой не вернулся его брат.

Попытка №4. Екатерина Бранденбургская

Поиск невесты в Европе продолжился, несмотря на испытанное унижение. Теперь под лупой геополитических и брачных интересов России оказалась Швеция. С этой страной у России стали налаживаться отношения с 1617 года. Для дружбы имелась и весомая причина – общий враг: Речь Посполитая. А такую дружбу не грех скрепить и семейными узами.

Снова тайная миссия. На этот раз ее доверили переводчику Елисею Павлову. Король Густав II Адольф получил из его рук тайную грамоту.

Портрет Густава II Адольфа, короля Швеции
Портрет Густава II Адольфа, короля Швеции

Романовы существенно понизили планку в отношении невест: уже даже не племянница короля, а младшая сестра жены монарха. Впрочем, она тоже принцесса: Екатерина Бранденбургская.

-8

В 1623 году принцесса гостит у старшей сестры. Поэтому переговоры сначала велись с правителем Швеции. Король дал предварительное согласие, и с тайными грамотами выехал переводчик Андрей Англер. Документы о переговорах сохранились в архивах, их недавно изучил один из историков.

Переговаривались долго, а закончилось сватовство, как вы знаете, ничем. Не дошло даже до официального предложения руки, сердца и царства.

Главное препятствие – вероисповедание. Екатерина не захотела принять православие, а вопрос единой веры между мужем-царем и женой-царицей стоял у Романовых остро. «Для любви и крепкого союза» жена царя должна быть «с ним, государем, в одной православной христианской вере», ибо «двух вер великие государи наши с супругами никогда не бывали и впредь то быть не может».

Второе препятствие – особое положение свиты Екатерины. Шведская сторона настаивала, чтобы в Москве построили для них церкви и проводили службы. Романовы на это не соглашались.

Было и третье препятствие, которое все равно бы разрушило брачные планы. Екатерина Бранденбургская не приносила мужу никакого приданого, а ее семья потребовала от жениха материального обеспечения. И речь шла не о платьях или жемчугах, а о русских землях «на прокорм» самой Екатерине и ее свите.

И родня невесты настаивала: в случае бездетного брака или вдовства территории остаются личной собственностью Екатерины.

История со сватовством к Екатерине Бранденбургской выглядит довольно мутной, если смотреть на нее из наших дней.

Во-первых, Екатерина потом выйдет замуж дважды и оба брака окажутся бездетными. Внимательно смотрим на п. 3.

-9

Во-вторых, в XIX и в XXI веке историки порылись в архивах и выяснили: у короля Швеции не было полномочий решать судьбу свояченицы. Переговоры с Россией о браке принцессы Екатерины Бранденбургской он вел очень долго. Но при этом даже не написал ее родне о сватовстве русского царя.

Что за политическую игру вел монарх – непонятно.

После 4-х неудачных попыток найти себе «еврожену» Романовы занялись поиском невесты среди дворянок России. Оказалось, что царь и через 7 лет не передумал жениться на Марии Хлоповой, которая с многочисленной родней по-прежнему находилась в ссылке.

Но мать по-прежнему не желала видеть Хлопову своей невесткой. И тут царь сдался: женился на княжне Марии Владимировне Долгорукой, которую выбрала ему матушка.

Первая невеста заболела во время подготовки к свадьбе.

Долгорукая – прямо во время свадьбы. Царь быстро оказался вдовцом.

До 30 лет и слышать не хотел о новом браке. Но династию нужно было создавать, и тогда он выбрал себе жену сам. Неродовитую, небогатую, зато по душе.

Царица Евдокия Стрешнева, вторая жена Михаила Романова
Царица Евдокия Стрешнева, вторая жена Михаила Романова

После такой брачной «Санта-Барбары» Романовы уже не стремились свататься к принцессам из Европы. Правда, будет попытка выдать замуж одну из царевен за сына от морганатического брака того же короля Дании Кристиана IV...

А внук Петр Алексеевич, прорубив окно в Европу, дополнительно рядом соорудил калитку: для своего сына и тогда наследника Алексея нашел невесту в Европе. Правда, проявил толерантность в вопросе смены веры. Его невестка православие не принимала.

Шарлотта Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская
Шарлотта Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская

Зато уже при Екатерине II нищие немецкие принцессы стремились выйти замуж «в Россию». Вместе с невестой в Россию ехала ее многочисленная родня, оставалась жить. Но, как правило, ничем особым не выделялась на фоне ярких российских деятелей.

Исключений может быть парочка:

1. Родной брат жены Великого князя Константина Павловича:

2. Родной брат Цесаревны Марии Александровны:

И те «прославились» больше своими брачными зигзагами, а не как выдающиеся российские военные или чиновники.