Найти в Дзене
А ну-ка, бабушки!

"Пророк. История Александра Пушкина": фильм молодых для молодых, смелая интерпретация или "плевок в душу"?

Оглавление

"Плевок в душу многих русских людей", - прочитала я как-то заголовок одной из статей о фильме "Пророк. История Александра Пушкина", премьера которого состоялась 14 февраля 2025 года. И решила не ходить. Но внучки-тинейджеры уже посмотрели картину не один раз и в полном восторге. Они скачали музыку из фильма и заразили ею младшую сестру, которой идти на фильм с маркировкой 12+ еще рано. Желание посмотреть, что же так увлекает подростков и молодежь, оказалось сильнее негативных отзывов.

Справа - юный Пушкин, которого сыграл Кай Гетц. Он же с Павлом Кузьминым исполнил "Лицейский баттл"
Справа - юный Пушкин, которого сыграл Кай Гетц. Он же с Павлом Кузьминым исполнил "Лицейский баттл"

Что важнее: форма или содержание?

На начало утреннего сеанса в понедельник я оказалась в зале совершенно одна. Но затем подтянулось несколько человек, и мне стало не так одиноко. Начало и первая часть фильма вызывали какую-то внутреннюю борьбу. А что, так можно? Читать великие строки А. Пушкина как рэп, смешивать стили, являть зрителю актёра, внешне непохожего на поэта?

Но, наверное, талант Юры Борисова, сыгравшего живого, абсолютно нехрестоматийного гения в том и состоит, чтобы заставить тебя сопереживать, поверить в то, что его персонаж прежде всего человек, со своими страстями, ошибками, непокорностью.

Не буду скрывать, в конце второй части я плакала. Мне было неловко, но сцена дуэли была снята очень эмоционально, в духе лучших художественных фильмов. Вспомнила Федерико Феллини, который считал, что хорошее кино отличает наличие двух-трех по-настоящему талантливых сцен.

Оказалось, плакала я не одна. Впереди из зала выходила молодая девушка, держа в руках салфетку. Да и мои внучки (14 и 12 лет) признались, что со сцены первого письма поэта, вызывающего на дуэль Дантеса, слезы нет-нет да и наворачивались на глаза. Разве искусство не должно обращаться, в первую очередь, к нашим эмоциям?

Слева - режиссер Феликс Умаров во время съемочного процесса
Слева - режиссер Феликс Умаров во время съемочного процесса

Думаю, мюзикл (или "неуклюжая рэп-оперетта", как ее назвал обозреватель "КП" Денис Корсаков) не оправдал ожиданий тех, кто жаждал погружения в атмосферу 19-го века и исторической точности. Но, позвольте, разве художественный фильм должен заменять научные исследования? С этой точки зрения к "Пророку" не может быть никаких претензий. Свое главное дело он сделал - менее чем за месяц в стране возрос интерес к биографии поэта в пять (!) раз.

Ксения Собчак увидела в фильме "Пророк" новые тенденции, которые повлияют на российское кино в целом. Для нее развитие определяет форма. Она увидела, "как современные поэты и музыканты переосмысляют наше литературное наследие, экспериментируя с жанрами и приемами". 30-летний режиссер Феликс Умаров создал фильм для молодых с помощью молодых.

Одна саунд-концепция чего стоит! Мы услышали в фильме-мюзикле различные стили - от лирики до рока. Официально автор музыки - композитор из Новосибирска, известный под псевдонимом Ryan Otter. Но руку к треку "Река творчества" приложила и Айгель Гайсина из "АИГЕЛ", а "Поэт и царь" - создание Кирилла Иванова из группы СБПЧ. Участвовала в написании песен и группа "Окуджав". Молодежь в восторге, что центральную композицию "Город поет" исполнил в фильме популярный коллектив The Hatters. Рэп читали сами исполнители главных ролей, включая Юру Борисова, а колыбельную Наташи спела Надежда Грицкевич ("Наадя").

Начинающий поэт, вместе с которым по ходу фильма мы будем взрослеть и меняться
Начинающий поэт, вместе с которым по ходу фильма мы будем взрослеть и меняться

На просторах интернета разыскала отзыв зрителя под ником Reallist. Он понравился мне более других. Автор определил категории зрителей, которым абсолютно точно нужно посмотреть фильм.

«Пророк» — это кино для тех, кто:

1. Устал от шаблонных байопиков и готов к экспериментам в духе «Гамильтона».
2. Хочет увидеть Пушкина живым, а не хрестоматийным памятником.
3. Ценит визуальную эстетику больше, чем сюжетную глубину.

При этом я не считаю фильм каким-то поверхностным. Есть в нем и сюжетная линия, и динамика, и взросление героя на наших глазах

Актерский состав

Два слова о режиссере. Феликс Умаров - выпускник операторского факультета ВГИК. И в фильме это чувствуется. Поначалу он строил карьеру в рекламной индустрии, работал за рубежом. Затем снял короткометражку и сериал "Домашнее поле" (2022). Именно тогда его высмотрел продюсер Петр Ануров и предложил стать режиссером мюзикла о Пушкине.

В картине снялись известные уже актёры: Петр Гилев (Бенкендорф), Анна Чиповская (графиня Воронцова), Светлана Ходченкова (княгиня Голицына), Илья Любимов (Василий Жуковский). Друзей Пушкина, Николая I и Наталью Гончарову воссоздали на экране совсем молодые артисты.

Режиссер Феликс Умаров, Юра Борисов и Алена Долголенко
Режиссер Феликс Умаров, Юра Борисов и Алена Долголенко

💥32-летний Юра Борисов, исполнитель главной роли, выглядит уже как ветеран кино. Для меня это очередная удача актёра, который первым среди россиян стал номинантом на "Оскар". И пусть не получил заветной статуэтки, свое имя он прочно вписал в историю кинематографа (прочитать об актёре можно по ссылке). Ксения Собчак называет Юру самым скромным из звезд: "Ноль самолюбования!"

💥Ивана Пущина сыграл Илья Виногорский, которого блогер включила в свой список самых перспективных молодых актёров. Ему всего 25, но он уже снялся в нашумевших "Цикадах", "Очевидном невероятном" и "Этернах". Илья - краш моих внучек.

Николай I в исполнении 29-летнего Евгения Шварца кому-то показался карикатурным, а мне очень даже понравился. На мой вкус, персонаж и не должен был тянуть одеяло на себя. Хотелось больше понимать Пушкина, чей дух так и остался непокоренным, нежели других героев фильма. Харизма Юры Борисова позволяла это сделать.

Иван Пущин (Илья Виногорский) и Бенкендорф (Сергей Гилев)
Иван Пущин (Илья Виногорский) и Бенкендорф (Сергей Гилев)

Данзаса сыграл 30-летний Роман Васильев, Жоржа Дантеса - Флориан Десбьендра, о котором известно не так много. Француз уже появлялся в эпизодах зарубежных фильмов, ему чуть больше 20.

21 год и Наталье Гончаровой - актрисе Алене Долголенко. На мой вкус, отношения Александра Пушкина и Натали - самая удачная и гармоничная линия в фильме. Я поверила. И пусть историки до сих пор спорят о чувствах Натальи Гончаровой и ее роли в истории с дуэлью, мне такая версия близка.

Подведем итоги

Поделитесь своим мнением, если видели картину. Я лишь хочу сказать, что сборы у "Пророка" превышают 1,3 млрд рублей, а музыкальные треки были прослушаны на различных платформах более 5 млн раз.

Конечно, до "Чебурашки" (4, 5 млрд руб.) фильм не дотянет. Но я солидарна с Дмитрием Певцовым, который считает, что дело не в художественных достоинствах самой кассовой картины, а в ностальгии по героям детской советской литературы.

Перед дуэлью с Данзасом
Перед дуэлью с Данзасом

Депутат Госдумы РФ нелицеприятно отзывается о "Чебурашке", о чем в свете съемок второй части семейной комедии дал интервью "АиФ". По его мнению, такие картины вредят детям. А что думаете вы, уважаемые читатели?

Для меня "Пророк. История Александра Пушкина" - это фильм молодых для молодых, а еще смелая интерпретация, которая задаст тренд отечественному кино. Если же кто-то рассмотрел в фильме "плевок в душу", мне жаль. Он так и остался во власти шаблонов и схем в восприятии образа гениального поэта.

Друзья! Пятого марта я была участницей Форума в большом городе, который проводил VK. Собираюсь написать об этом статью, а пока приглашаю тех, кто столкнулся с диагнозом "онкология" у себя или своих близких, заглянуть в первую статью о форуме:

"Любовь сильнее болезни" - утверждает Мирослава Сергеенко, учредитель и президент фонда для взрослых онкобольных "Онкологика"

Думаю, она будет полезна!

Всем добра, Виктория Самарская