Когда приходится по разным делам бывать в центре Петербурга, я люблю неспешно возвращаться на Невский проспект. К нему выйдешь непременно, сворачивая с улицы на улицу. А по пути я рассматриваю дома. Они каждый раз удивляют! Одни из них я уже видела когда-то, но успела забыть, и встречаясь, знакомлюсь снова. Нередко похожие дома, ничем особо не примечательные, встречаются в разных районах. Другие уже удивляли необычными деталями, но исчезли из памяти, как только я прошла мимо. (Даже интересно – почему?) Иногда случаются новые открытия (неужели я на эту улицу раньше не сворачивала?) Но есть дома, которые, увидев однажды, невозможно забыть. Их образы волнуют и будоражат воображение, они с первой встречи остаются незабываемыми. С ними хочется познакомиться, а потом встречаться, как со «старыми знакомыми». И уж если встречи не получаются регулярно, то, хотя бы при случае, я непременно это делаю. Этот дом – как раз тот случай. И, оказавшись на улице Восстания, на которой можно «зависать» у каждого дома, я подсознательно жду – когда уже появится мой «старый знакомый».
Дом «Печального Ангела»
Его не пройти мимо! На высоком выступе-щипце над скруглённым углом дома – крылатая женская фигура. Нежный образ получил название «Печальный Ангел», а дом соответствующее неофициальное имя. Это тот редкий случай, когда название определяют оригинальные архитектурные детали, и тогда дом уже невозможно ни с каким другим домом перепутать. Официально же он, как обычно, назван по фамилии своего первого владельца. Это – доходный дом Бадаева, который имел не один дом в Петербурге, а потому понять о каком доме идёт речь невозможно без указания адреса. Но великолепный декор дома номер 19 на улице Восстания сделал его уникальным.
Помимо грустного Ангела, на его фасаде – огромные керамические розы и другие диковинные цветы, женские лики и суровые совы, ажурные балконы, напоминающие павлиний хвост, майоликовые вставки и гирлянды. Гладкая штукатурка, округлые формы, плавные линии, эркеры, разные окна и такие необычные для Петербурга цвета – два оттенка розового на контрасте с синим! Всё вместе это привлекает внимание и с гордостью восклицает: «Я –петербургский модерн!» Причём «махровый» такой модерн! Вот уж ни на минуту не усомнишься!
«Печальный Ангел» дал название дому и создал ему легенду. Она донесла до наших дней грустную историю о дочери владельца, которая свела счёты с жизнью, выбросившись из окна. Наверное, из-за неразделённой любви или измены. Несчастный отец решил увековечить память о ней, построив дом, утопающий в цветах, и поместив на нём образ своей погибшей дочери в облике прекрасного Ангела. Трогательная история. Но оказывается она не имеет ничего общего с реальностью!
Как выяснилось, дочери у Бадаева вообще не было, «Печальный Ангел» вовсе не ангел, а свой облик дом получил уже после кончины владельца, имя которого он носит. Вот и верь после этого в красивые городские легенды! И всё же, стоя у петербургского дома, который привлекает внимание своими интересными архитектурными деталями, хочется узнать его историю.
Знаменская улица
Я уже не раз отмечала, что Петербург – многослойный. Город изначально создавался «на черновик», который «переписывался» неоднократно. Строились дома, особняки и дворцы, а потом перестраивались или разрушались для постройки нового дома. В итоге, перелистывая страницы истории Петербурга, убираешь верхнюю картинку, а под ней другая. Эти картинки очень интересно рассматривать и находить связь с другими картинками. Но поскольку слой за слоем менялся не одномоментно, то складывать картину истории города приходится по кусочкам, например, в рамках одного отдельно взятого дома. Начинаешь с основания Петербурга, и следишь, как менялся облик места, на котором он стоит, какие исторические персонажи с ним связаны и какие события здесь происходили.
Иногда картинки появляются захватывающе увлекательные. А иногда слоёв оказывается так много, а знакомых персонажей и интересных событий так мало, что вскоре начинается лёгкое головокружение и интерес теряется. Так примерно было и с этим местом.
Улица Восстания, на которой стоит дом «Печального Ангела», одна из старейших улиц Петербурга. Она появилась в середине 18 века как дорога, соединяющая две гвардейские слободы, расквартированные на городских окраинах. Вернее даже, за границей Петербурга, которая тогда едва подобралась к реке Фонтанке. Как и все дороги, улицу «рубили» через лес – прокладывали просеку. Из Семенцов, где квартировал Семёновский полк, теперь можно было попасть в Преображенский, выйдя к Знаменской церкви, а затем пройдя по новой Знаменской улице. Она начиналась там, где нынче находится круглое здание станции метро площадь Восстания, а прежде стояла Знаменская церковь.
К середине 18 века в Петербурге земли под застройку уже не раздавали даром, как при Петре 1. Первые владельцы участков на Знаменской улице, вероятно, приобретали их под загородные усадьбы. В дальнейшем они дробились, городская застройка уплотнялась. Владельцы участка, на котором стоит дом Бадаева, менялись постоянно. Об их судьбах ничего, практически, неизвестно. Заинтересовать может, пожалуй, лишь Николай Фёдорович Арендт – лейб-медик Николая 1. В историю он вошёл как доктор, находившийся рядом с Пушкиным в его последние дни после дуэли. Арендт приобрёл участок в 1831 году, но владел им всего полгода. К тому времени на участке стоял деревянный дом с садом.
Знакомство с почётным гражданином Бадаевым
Трудно сказать, как выглядел дом, когда его в 1904 году приобрёл потомственный почётный гражданин Пантелеймон Трифонович Бадаев. Не стоит думать, что это звание он получил по каким-то особым заслугам! В данном случае речь идёт о принадлежности к сословию почётных граждан. Это сословие ввёл император Николай 1, любитель навести порядок во всём. Почётные граждане были неким промежуточным звеном между дворянами и купцами. Поначалу для присвоения статуса почётного гражданина требовался некий откуп статуса – «значительный вклад» в дела государства в виде финансовых вливаний. Но со временем процедура упростилась. Значение этой прослойки населения тоже постепенно упало, а привилегий не давало никаких. И всё же это был шаг на пути к созданию в обществе образованного «среднего класса». Как и дворяне, почётные граждане были потомственные или «одноразовые», когда «почётность» родственникам не передавалась! А вот корпоративной организации вроде дворянского собрания или купеческой гильдии почётные граждане не имели.
По профессии Бадаев был подрядчиком строительных работ. Под его руководством в городе построено немало зданий, например, здание Политехнического института, а также здание Духовной академии и семинарии. Бадаев хорошо зарекомендовал себя, его знали и ценили в Петербурге. Фирма, которой он руководил, приносила хороший доход. Бадаева уважали и как добропорядочного прихожанина. Он даже был избран старостой домовой церкви при Духовной семинарии, строительством которой руководил. По роду своей деятельности Бадаев был знаком со многими архитекторами и для строительства своих доходных домов выбирал лучших из них, по его мнению.
Приобретя участок на Знаменской улице, Бадаев решил построить на нём новый красивый дом, проект которого заказал инженеру городской управы Семёну Фадеевичу Кириллову. С ним он успешно работал на строительстве собственного дома на Большом проспекте Петроградской стороны, созданного по проекту Павла Сюзора. Вероятно, оценив способности Кириллова, Бадаев доверил ему строительство своего нового дома в качестве архитектора, дав тем самым «путёвку в жизнь». Но этот «тандем» подрядчика и инженера оказался несчастливым.
Строительные работы по возведению дома на участке начались в 1904 году, а в 1905 Кириллов получил травму позвоночника и стал инвалидом. Тем не менее, созданный по его проекту дом в 1906 году был почти готов. Оставалось оформить декор фасадов, но тут случилась новая трагедия. В 1906 году владелец скоропостижно скончался. Получается, «Печальный Ангел» на фасаде заранее знал судьбу хозяина? Но Ангела тогда ещё не было.
Архитекторы братья Косяковы
Недостроенный дом унаследовала вдова Бадаева, Анна Васильевна, а достраивать дом взялись братья Косяковы. Они были хорошо знакомы с Бадаевым по работе. Вероятно, именно им он поручил оформление фасадов после несчастья с Кирилловым.
Три брата Косякова были талантливыми и успешными, но более других прославился старший из них – Василий Антонович (1862-1921), в основном – как храмовый зодчий. Среди созданных им храмов самым известным является Кронштадтский Морской собор. Однако свою деятельность после окончания в 1883 году Института гражданских инженеров Василий начинал в качестве гражданского служащего в Министерстве внутренних дел. В 1896 году он был назначен на должность архитектора при Хозяйственном управлении Синода. Это, вероятно, и определило дальнейшее направление его творчества. Однако, по всей видимости, интересы у Косякова были разнообразными: помимо небесно-духовного хотелось земной романтики.
Брат Василия, Владимир Антонович Косяков (1866-1922), тоже закончил Петербургский институт Гражданских инженеров и честно служил в строительном комитете Министерства внутренних дел в должности инженера, а также преподавал в разных институтах. Самостоятельных работ как архитектор он не имел, зато увлекался акварелями и, как талантливый художник, активно помогал своим братьям при создании их архитектурных построек (он значится как соавтор в некоторых из них).
Георгий Антонович Косяков (1872-1925), младший из трёх братьев, в 1900 году закончил Высшее художественное училище при Академии художеств с серебряной медалью и отправился в пенсионерскую поездку в Европу вместе со своим сокурсником Никазом Леонардовичем Подбереским (1874-1953). В Ватиканских садах на Георгия произвела впечатление летняя вилла папы Римского Пия 4. Особенно пленил барельеф, украшающий её фронтон. На нём была изображена богиня утренней зари Аврора с солнечным нимбом над головой в обрамлении зодиакального круга – символа непрерывного продолжения жизни.
Чувственно, загадочно, волнительно!
Вернувшись из поездки, Георгий был приглашён старшими братьями принять участие в оформлении фасада дома на Знаменской улицы, который они взялись достраивать для вдовы Бадаева. Георгий, в свою очередь, порекомендовал своего талантливого приятеля Никаза, с которым они взялись создавать фантазийный декор фасадов. Вероятно, барельеф на угловом щипце дома и был навеян полученными в поездке впечатлениями. Конечно, рассматривая его сегодня, стоя у дома, трудно заметить, что над крылатой фигурой размещён зодиакальный круг. Кроме того, невозможно представить, каким этот барельеф задумывался изначально: со временем фрагменты его были утрачены. Исследуя сохранившиеся чертежи, выполненные Георгием Косяковым, и старые фотографии, специалисты делают предположение, что расположенные вокруг центральной фигуры 12 крылатых существ могли быть спутницами Авроры – богинями времён года.
Однако образ на барельефе далёк от типичного представления героини античной мифологии. Изображённая на фасаде дома девушка с косой больше похожа на героиню русских сказок Алёнушку, которая грустит из-за своего непослушного братца, ставшего козлёночком. Но огромные цветы, рассыпанные на фасаде, вновь отсылают к образу Авроры, которая, появляясь на небосклоне, осыпала свой путь цветами. Здесь можно отыскать стилизованные ирисы – символы чистоты и невинности, подсолнухи – символы благочестия и благородности, огромные розы – символы красоты и страсти, и, наконец, маки, которые символизировали состояние между сном и явью, переход от жизни к смерти. Всё это – приёмы модерна, который к началу 20 столетия уже заявил о себе.
Это было совершенно новое явление в архитектуре, когда классические образы были переосмыслены в духе символизма, проникнутого романтикой и мистикой. А потому декоративные элементы на этом удивительном доме можно рассматривать бесконечно и пытаться разгадать загадки, зашифрованные их талантливыми создателями. Здесь можно обнаружить сатиров, сов, девушек с атрибутами искусства, искать ассоциации с античной мифологией, или сочинять современную сказку. А потому и образ Печального Ангела, привидевшийся современникам, – это история, которую можно читать и разгадывать снова и снова. Чувственно, загадочно, волнительно! И необыкновенно красиво!
В 1907 году на городском архитектурном конкурсе дом на Знаменской оказался в числе победителей года, а его хозяйка А. В. Бадаева и архитектор В. А. Косяков были удостоены серебряной медали. Вскоре дому уже аплодировали на Всемирной выставке в Париже. Архитекторы получили престижную золотую медаль, а петербуржцы – дом с мировой славой!
Дом в печали и его возрождение к жизни
Конечно, в доме сразу поселилась состоятельная публика. Жильцов и их гостей встречали нарядные швейцары и дворцовая дорожка, в подъездах топились камины, а к квартирам поднимался бесшумный лифт. После революции картина постепенно менялась. Коммуналки добрались и до этого роскошного дома, а с ними и все прелести совместного проживания. Красота в то время не только не замечалась, но и считалась пережитком прошлого. Постепенно дом впадал в запустение, становился похож на бомжей, которые частенько ночевали в подъездах со сломанным лифтом и разрисованными стенами! Грязь, разруха и уныние «Печального Ангела»!
И всё же может именно Ангел поднял дом «со дна?» В 2014 его отреставрировали, и мы просто не можем не порадоваться тому, что нам довелось познакомиться с этим уникальным петербургским домом и полюбоваться им во всем великолепии форм, оттенков и загадочных декоративных элементов!
Другие истории о петербургских домах собраны в подборке:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!