Найти в Дзене

Сезонный бизнес на маркетплейсе Ozon: золотая жила или ловушка для новичков? Рассказываю правду

Оглавление

Ежегодно сезонные товары раскупаются с неимоверной скоростью. Лето – шлёпки и надувные бассейны, зима – новогодняя атрибутика и тёплые вещи. Кажется, что вот она: золотая жила на маркетплейсе! Но так ли это и действительно ли на продажах в сезонных нишах можно снять сливки?

Расскажем про сложность этого вида бизнеса и про ошибки, которые в большинстве своём допускают новички.

Сезонный бизнес всегда несёт за собой высокие риски. С какими же проблемами можно столкнуться при работе с этими товарами?

Лёгкость и доступность сезонных категорий

Бытует мнение, что на ёлочных игрушках, гирляндах, куртках, шапках и варежках можно легко заработать. В действительности создаётся обратный эффект: в сезонные ниши начинает заходить множество новичков, которые демпингуют из-за отсутствия знаний по продвижению, что негативно сказывается на общем рынке.

Крупные конкуренты, имеющие колоссальное количество отзывов

Для селлера конкуренты с миллионными отзывами – проблема, потому что «миллионники» обладают хорошей конверсией, проработанной воронкой продаж и конкурировать за рекламные места с ними крайне сложно ввиду невозможности обеспечить себе такой же качественный CTR. В этом случае селлеру следует:

  • выработать и объявить покупателю суперкрутое предложение или
  • выбрать товар из категории, которого ещё точно нет на рынке или
  • стать экспертом в рекламе и тщательно отобрать конкретные ключи, по которым товар будет показываться (так будет формироваться низкий ДРР) или
  • успешно работать с внешним блогером.

При этом, если не сформировано конкретной стратегии по отвоёвыванию трафика у конкурентов, то, вероятнее всего, селлера постигнет неудача.

-2

Личный капитал

Рынок сезонных товаров растёт очень быстро. Поэтому селлер регулярно будет сталкиваться с тем, что количество заказов, пришедших в личный кабинет, будет существенно отличаться от доставленного объёма заказов.

Соответственно, в сезонные пики селлеру необходимо иметь возможность привлекать внешний капитал. Если заранее не продумать вопрос дополнительных финансов, то можно столкнуться:

  • с привлечением очень дорогих денег (как следствие, заработать много не получится);
  • с регулярным обнулением (а значит, упускать больше объёмы выручки ввиду нехватки оборотных средств).

Поэтому работа в нишах с сезонными товарами сложна регулярными резкими скачками роста продаж, который будет требовать дополнительного капитала.

-3

Короткий цикл продаж

Наиболее прогнозируемы и прибыльны карточки товаров и кабинеты, которые имеют цикл 12 месяцев, а значит, и регулярную выручку. Отталкиваясь от размеров дохода, можно:

  1. спрогнозировать чистую прибыль;
  2. выплачивать зарплату сотрудникам;
  3. избежать ситуации, когда товар приехал на две недели позже из Китая и, соответственно, стал неликвидным;
  4. спрогнозировать объёмы товара, которое селлер с большей долей вероятности может продать.

Сезонные товары, такие как термобельё или тёплая обувь, имеют цикл порядка 7 месяцев, а новогодние товары – порядка 2,5 месяцев. Селлеру нужно регулярно заботиться о том, чтобы карточка, потерявшая рейтинг после сезона, снова вышла в ТОП, а также чтобы товар резко не стал неликвидом.

-4

Высокая стоимость трафика

В пик сезона в перегретых нишах стоимость клика колоссальна. Поэтому очень важно разбираться в рекламе и прорабатывать качественную стратегию.

Ещё больше информации о продажах на маркетплейсах вы найдёте в моём телеграм-канале.

  • Здесь я рассказывал, как продать неликвидный товар в межсезонье на 1,7 млн рублей;
  • а здесь про то, что будет использоваться вместо индекса локализации. Подписывайтесь, в ТГ всё самое актуальное!
-5

Высокая стоимость ошибки

В классических нишах при обнулении селлер переплатит за рекламную кампанию, столкнётся с кратковременным увеличением ДРР, с повреждением воронки продаж, но конкуренты за время отсутствия одного из игроков не вырастут в геометрической прогрессии.

В сезонном бизнесе конкуренты успеют вырасти в разы. В случае падения в конкретный момент времени найти хорошо продвигающую товар рекламную кампанию достаточно сложно. И через высокую стоимость клика и огромную выручку конкурентов продвигаться в топ, как правило, очень тяжело.

При работе в сезонных нишах также могут возникнуть следующие трудности.

  • Если селлер в срок не переложил деньги в другой товар, то сильно просядет по выручке. Важно вовремя выбрать нишу, актуальную сезонности.
  • Если товар из категории с выкупом 15-20-30% (например, верхняя зимняя одежда), то огромное его количество может повиснуть на складе, при этом маркетплейс будет продолжать списывать деньги за хранение товара.

В комплексе все эти проблемы создают достаточно высокую стоимость финальной ошибки. По факту, если возникают сложности с рекламой, закупкой, нюансами на границе или с поставщиком, селлер рискует единовременно всем вложенным бюджетом.

В случае с товарами, которые продаются 12 месяцев в году, можно распродать отдельные единицы со скидками. Из сезонного бизнеса выйти безопасно очень сложно, так как стоимость трафика всё ещё дорогая, а количество реальных заказов существенно уменьшается. В результате формируется огромный риск.

Поэтому, прежде чем начинать работу с сезонными товарами, следует продумать возможные исходы и всё тщательно просчитать. Категории с более стабильной выручкой существенно безопаснее и предсказуемее и легче масштабируются.

А как вы относитесь к продажам сезонных товаров? Рискуете или предпочитаете стабильные круглогодичные ниши?