Найти в Дзене
Особый взгляд

Как незрячие люди учатся в университетах?

«Высшие учебные заведения не предоставляют адаптированных программ. Они и не нужны». «Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему человеку». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными. Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org. «Образование, как и многие сферы жизни, становится все более доступным для нас. Хотя в вузы поступить, как и всем, не очень просто, несмотря на то, что для нас есть особые квоты. Бюджетных мест и квот довольно мало, а конкурс между людьми с ОВЗ большой. Для вступительных испытаний некоторые крупные вузы предоставляют специальные условия сдачи экзаменов. В других учебных заведениях незрячие абитуриенты должны сдавать вступительные на равных условиях с другими. Проверка заданий осуществляется чаще всего следующим образом: если студент с нарушением зрения пишет по Брайлю, он, записав ответы на задания, зачитывает их по окончании экзамена вслух,
Оглавление
«Высшие учебные заведения не предоставляют адаптированных программ. Они и не нужны».
Иллюстрация: Галина Воробьева.
Иллюстрация: Галина Воробьева.

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему человеку». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Анастасия, незрячая студентка

«Образование, как и многие сферы жизни, становится все более доступным для нас. Хотя в вузы поступить, как и всем, не очень просто, несмотря на то, что для нас есть особые квоты. Бюджетных мест и квот довольно мало, а конкурс между людьми с ОВЗ большой.

Для вступительных испытаний некоторые крупные вузы предоставляют специальные условия сдачи экзаменов. В других учебных заведениях незрячие абитуриенты должны сдавать вступительные на равных условиях с другими.

Проверка заданий осуществляется чаще всего следующим образом: если студент с нарушением зрения пишет по Брайлю, он, записав ответы на задания, зачитывает их по окончании экзамена вслух, а приемная комиссия оценивает работу абитуриента, исходя из того, что он озвучил. Конечно, если работа выполнена на компьютере, у проверяющих есть возможность посмотреть ее самостоятельно. В некоторых университетах к абитуриенту с нарушением зрения представляется ассистент, который помогает на экзамене: заполняет бланки, иногда сразу вносит получившиеся ответы, которые ему диктует будущий незрячий студент, в задания.

Само же обучение проходит, как и у студентов без нарушения зрения. В основном высшие учебные заведения не предоставляют адаптированных программ. Они и не нужны. Незрячие люди справляются со всем, учась и в МГУ, и в ВШЭ. Проверка письменных заданий осуществляется через диктовку студентом того, что он написал. Преподаватели неспециализированных институтов Брайля не знают, поэтом тут им без нашей помощи не обойтись. Но в этом есть плюс: когда мы пишем по Брайлю, никто не сможет проверить аккуратность написания работы. Акцент всегда делается на содержание. Но если серьезно, то я, конечно, за то, чтобы стараться писать аккуратно в любом случае, потому что даже самому приятнее, когда в записях чистота и порядок.

Но надо заметить, что на лекциях весьма сложно успевать записывать все по Брайлю, еще и без помарок, потому что лектор говорит быстро, тут порой даже зрячие студенты не успевают записывать за ним, хотя пишут в разы быстрее, чем брайлисты. Очень спасает диктофон. Можно включить его на лекции, а дома в спокойной обстановке записать конспект. Можно конспектировать лекцию на компьютере. Это быстрее. Однако не для всех дисциплин этот способ подходит. Например, на музыкальных или лингвистических дисциплинах без Брайля не обойтись.

Каждый приспосабливается к обучению в университете по-своему. Многое зависит от специфики факультета, от наличия или отсутствия в вузе доступной среды, от самого человека, разумеется. Часто приходят на помощь одногруппники. Нужно просто не бояться их просить о том, чтобы они что-то подсказали, посмотрели, помогли найти нужную аудиторию. Также необходимо смело подходить к преподавателям, если что-то в процессе занятий непонятно.

Например, часто на парах по теоретическим дисциплинам показывают презентации со слайдами, которые, конечно, мы увидеть не можем. Но можно всегда попросить преподавателя, например, отправить их на почту. С помощью специальных программ или зрячих близких людей можно спокойно разобрать их дома. Так, пожалуй, нужно решать вопросы со всем, что вызывает сложности. Качественная коммуникация значительно облегчает процесс обучения, особенно когда ты только осваиваешь новую для себя роль — роль студента».

Ксения, незрячий эксперт

«В колледжах или в университетах незрячие студенты учатся на различных факультетах и делают это самостоятельно. Есть несколько вариантов, как записать лекции и прочие материалы.

Например, по договоренности с преподавателем можно положить к нему на стол диктофон и записать лекцию, потом дома ее можно законспектировать удобным для себя способом, по Брайлю или на ноутбуке или планшете.

Второй вариант: сразу записывать на паре лекцию на ноутбуке. Главное — заранее обговорить с преподавателями, каким образом вы будете фиксировать учебный материал.

Что касается дополнительной литературы по предметам, существует множество программ, которые распознают напечатанный текст и воспроизводят его вслух.

Конечно же, если что, можно обратиться за помощью к своим одногруппникам, друзьям, родственникам, кто-нибудь обязательно поможет».