Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Расизм, армагеддон и любовь в одном флаконе

Представьте, что вы просыпаетесь в мире, где все люди внезапно исчезли. Нет, это не сценарий вашего идеального понедельника после бурных выходных. Это сюжет картины, о которой мы сегодня поговорим «Мир, плоть и дьявол» (The World, the Flesh and the Devil, 1959) — классический фильм-катастрофа вроде «На берегу», но немного с другим посылом. Главный герой, Ральф Бертон (его играет Гарри Белафонте — легендарный певец, стоявший у истоков музыки рэгги, актер и правозащитник), — чернокожий инспектор шахт, оказывается запертым в штольне после обвала. Пять дней он слышит, как спасатели пытаются его выкопать, но потом они просто... перестают. Оказывается, мир за пределами шахты стал немного пустым. Все люди исчезли, и виной тому — радиоактивная пыль, которая распространилась по всей планете. Ральф, как истинный инженер, решает не сдаваться и отправляется в Нью-Йорк, чтобы найти выживших. Но, увы, Нью-Йорк пуст. Чтобы было не так одиноко, Ральф берет себе в компанию пару манекенов. Потом он, вид
Оглавление

Представьте, что вы просыпаетесь в мире, где все люди внезапно исчезли. Нет, это не сценарий вашего идеального понедельника после бурных выходных. Это сюжет картины, о которой мы сегодня поговорим

Наиболее необычная история из всех, когда-либо рассказанных,  - многообещающе гласит афиша...
Наиболее необычная история из всех, когда-либо рассказанных, - многообещающе гласит афиша...

Одинокий герой, манекены и радиоактивная пыль

«Мир, плоть и дьявол» (The World, the Flesh and the Devil, 1959) — классический фильм-катастрофа вроде «На берегу», но немного с другим посылом. Главный герой, Ральф Бертон (его играет Гарри Белафонте — легендарный певец, стоявший у истоков музыки рэгги, актер и правозащитник), — чернокожий инспектор шахт, оказывается запертым в штольне после обвала. Пять дней он слышит, как спасатели пытаются его выкопать, но потом они просто... перестают. Оказывается, мир за пределами шахты стал немного пустым. Все люди исчезли, и виной тому — радиоактивная пыль, которая распространилась по всей планете. Ральф, как истинный инженер, решает не сдаваться и отправляется в Нью-Йорк, чтобы найти выживших.

Гарри Белафонте на Гудзоне
Гарри Белафонте на Гудзоне

Но, увы, Нью-Йорк пуст. Чтобы было не так одиноко, Ральф берет себе в компанию пару манекенов. Потом он, видимо, решает, что это уже слишком, и выбрасывает одного из них из окна. И тут он слышит крик. Оказывается, в городе есть еще один человек — Сара Крэндалл (Ингер Стивенс), которая наблюдала за Ральфом, но боялась показаться. Она подумала, что он пытается покончить с собой, и закричала. Обычная встреча в постапокалиптическом мире: классика жанра.

Ральф и манекен находят общий язык
Ральф и манекен находят общий язык

Расовая напряженность и любовный треугольник

Ральф и Сара начинают жить в разных зданиях, потому что, даже в мире, где осталось всего два человека, расовые предрассудки никуда не делись. Сара, белая женщина, случайно произносит известную американскую идиому free, white, and twenty-one, смысл которой примерно переводится как «никому и ничем не обязана». Само собой это ранит Ральфа. Он характеризует такой поворот как «стрелу в его кишки». Что ж, в старые добрые 50-е даже пережив армагеддон, люди не могли просто так взять и подружиться без лишних сложностей.

Ральф и Сара
Ральф и Сара

Потом появляется третий выживший — Бенсон Такер (Мел Феррер), белый мужчина, который сразу же начинает конкурировать с Ральфом за внимание Сары. И вот тут начинается настоящий любовный треугольник, который мог бы стать сюжетом для мыльной оперы, если бы не тот факт, что все вокруг мертвы.

Ральф, Сара и Бен
Ральф, Сара и Бен

Финал: взявшись за руки, в новое будущее

Фильм заканчивается тем, что Ральф и Бен охотятся друг за другом с оружием, но потом Ральф решает, что война — это не выход, и бросает винтовку. Вместо этого он, Сара и Бен берутся за руки и идут строить новое будущее. Финал называется не «Конец», а «Начало». Прямо как в жизни: когда кажется, что все кончено, на самом деле это только начало новых проблем.

Ральф и Дж. Вашингтон
Ральф и Дж. Вашингтон

Актеры и режиссер: кто сделал этот фильм?

Режиссером фильма стал Роналд Макдугалл, который, видимо, решил, что смешать расовую напряженность, ядерный апокалипсис и любовный треугольник — это отличная идея. Гарри Белафонте, который был на пике своей карьеры, сыграл Ральфа. Кстати, его продюсерская компания Harbel Productions участвовала в создании фильма, что было довольно смелым шагом для того времени. Белафонте хотел, чтобы фильмы показывали жизнь афроамериканцев более реалистично, и этот фильм стал первым шагом в этом направлении.

Скитания Ральфа
Скитания Ральфа

Интересные факты: почему финал изменили?

Оригинальный финал фильма был переснят из-за продюсерских разногласий и разницы в качестве сцен. Новый финал, где трое героев идут рука об руку, вызвал немало критики. Зрители и критики посчитали, что фильм не смог решить расовые проблемы, а только запутал их еще больше. Некоторые даже назвали финал «нереалистичным» и «театральным». Как будто в фильме про апокалипсис можно ожидать реализма.

Скитания Ральфа
Скитания Ральфа

И наконец…

«Мир, плоть и дьявол» — фильм о том, как даже в мире, где осталось всего три человека, люди продолжают бороться с предрассудками, страхами и любовными треугольниками. Это смесь научной фантастики, любовной и социальной драмы, которая, несмотря на свои недостатки, остается интересным взглядом на человеческую природу.

В пустом Нью-Йорке
В пустом Нью-Йорке

Так что, если вы хотите посмотреть, как Гарри Белафонте выживает в пустом Нью-Йорке, борется с расовыми стереотипами и пытается не сойти с ума от одиночества, этот фильм — для вас. И помните: даже после конца света всегда найдется место для манекенов и любовных треугольников.