448 стр.
Приветствую всех на страничке о книгах!
Начинаем знакомиться с творчеством нашего необычного, но многими любимого писателя, - Василия Павловича Аксёнова (1932 - 2009). О его биографии поговорим как-нибудь отдельно. А сейчас сделаем небольшой обзор известного романа Василия Аксёнова "Остров Крым" (1979). Этом роман, оказывается, входит, наряду со "Звёздным билетом", в список "100 книг для школьников", рекомендованных Министерством образования для самостоятельного чтения в средней школе. Только я не очень понимаю, как он туда попал, так как имеет нецензурную лексику и возрастные ограничения 18+? Странно, но ладно...
Роман представляет собой пёструю смесь фантастики, политической сатиры (Василий Аксёнов не рассчитывал на публикацию этого произведения, так как после окончания хрущёвской "оттепели" Аксёнов перестаёт вообще печататься) и памфлета. В романе есть откровенный намёк-привет своим закадычным друзьям Евгению Попову и Виктору Ерофееву, только что исключённым из Союза писателей СССР (за создание неподцензурного альманаха "Метрополь"):
Вдруг авианосец сказал огромным скучным голосом:
- Отрядам Попова и Ерофеева построиться на третьей палубе для встречи с представителями местного населения. Внимание. Командир корабля поздравляет молодых матросов с началом несения службы...
Весьма иронично Василий Аксёнов отозвался на их исключение в романе, а в жизни - в знак протеста так же вышел из Союза писателей СССР (с Инной Лиснянской и Семёном Липкиным).
Василий Павлович создаёт в романе "Остров Крым" альтернативную географию (полуостров превращается у него в остров, Чонгарский пролив, шириной в добрую сотню метров, превращается в сорокамильный - больше шестидесяти километров) и альтернативную историю:
День лейтенанта Бейли-Лэнда, 20 января 1920 года, один из самых засекреченных для советского народа исторических дней, день ужасающего поражения победоносной пролетарской армии, когда против всей лавины революционных масс встал один-единственный мальчишка, англичанин, прыщавый и дурашливый.
...
Двадцатое января. Тридцать градусов мороза. Сорокамильное горло Чонгарского пролива сковано крепчайшим льдом, по которому могут двигаться многотысячные колонны с артиллерией.
Добровольческая армия в это время в панике грузится в портах Крыма на уходящие пароходы. А по льду впервые за столетие замёрзшему Чонгарскому проливу, отделяющему остров Крым от материка, двигаются на штурм острова армии Фрунзе и Миронова под музыку песни "Это есть наш последний и решительный бой". Для захвата острова красной армией всё испортил двадцатидвухлетний лейтенант Ричард Бейли-Лэнд, сменный командир одной из башен главного калибра на линейном корабле "Ливерпуль", вмёрзшего, как и весь английский флот, у пирсов или на рейде. Лейтенант был с похмелья.
Вооружившись карабином, офицерик заставил своих пушкарей остаться в башне; больше того, развернул башню в сторону наступающих колонн и открыл по ним залповый огонь гигантскими шестнадцатидюймовыми снарядами. Прицельность стрельбы не играла роли: снаряды ломали лёд, передовые колонны тонули в ледяной воде, задние смешались, началась паника.
Этим тут же воспользовался главнокомандующий Добровольческой армией барон Врангель и на северное побережье острова Крым тут же двинулись дроздовская дивизия, шкуровские "волчьи сотни" и т.д. Крым удалось отстоять.
Ну а что сам лейтенант Бейли-Лэнд?
"Мне просто было любопытно, что получится, - говорил он газетчикам. - Клянусь, господа, у меня и в мыслях не было защищать Крым или русскую империю, конституцию, демократию, как там ещё, уверяю, мне просто была любопытна сама ситуация - лёд, наступление, главный калибр, бунт на корабле, очень было всё забавно. Пожалуй, меня больше всего интересовала эффективность главного калибра в такой, согласитесь, уморительной ситуации".
Так образовалась маленькая "альтернатива" Советскому Союзу - некое подобие острова Тайвань в Чёрном море: разные политико-экономические системы у единой нации. Уровень жизни в таком Крыму разительно отличается от уровня жизни в СССР: профессиональная армия, мощная промышленность, лучшие в Европе курорты и т.д. И если в Советском Союзе было 18,5 автомобилей на тысячу человек населения, то на острове Крым - 605,8 на ту же тысячу.
Тут были американские военные базы, стриптизы, джаз, буги-вуги, словом Крым ещё дальше отошёл от России, подтянулся в кильватер всяким там Гонконгам, Сингапурам, Гонолулу, стал как бы символом западного разврата, что отчасти соответствовало действительности.
И вот на фоне всего этого и разворачивается сюжетная линия романа - судьба состоятельного дворянина, главного редактора "Русского Курьера" (популярной и очень влиятельной на острове Крым газеты) Андрея Арсеньевича Лучникова. Именно он становиться приверженцем и активным пропагандистом "Идеи Общей Судьбы", выступая за воссоединение с Советским Союзом на правах шестнадцатой республики. Андрей Лучников даже организует политической движение "СОС" - "Союз общей судьбы", которое вскоре побеждает на выборах в Думу. Многие живущие на острове являются сторонниками идеи объединения, даже называют себя не иначе, как "врэвакуанты" - "временные эвакуанты".
Отец Андрея Лучникова, Арсений Лучников - миллионер-коннозаводчик.
Любовница Андрея - Татьяна Лунина, ведущая спортивных программ на советском телевидении (часто в программе "Время"), сама бывшая спортсменка, жена советского спортсмена-десятиборца Глеба Лунина, чиновника в Госкомспорте СССР.
Марлен Кузенков - друг Лучникова, а так же куратор в Советском Союзе острова Крым в Центральном Комитете.
"Союз общей судьбы", говоря словами Виктора Черномырдина, "хотел как лучше, а получилось...". После обращения к Верховному Совету СССР с просьбой о включении острова Крым в состав Советского Союза, на остров начинают вступать советские войска с материка и многие положительные герои произведения гибнут... Но светлый конец у романа всё таки есть.
Написано увлекательно, особенно в передаче самой той советской атмосферы семидесятых годов - с тотальным дефицитом всего и вся, "железным занавесом", партийной иерархией, слежкой КГБ и тому подобным.
По некоему мистическому совпадению, в марте 2014 года главой Автономной Республики Крым, воссоединившейся с Россией, и был Аксёнов - но не Василий Павлович, а Сергей Валерьевич, у которого, конечно же, не могли не спросить:
Брилёв: Сергей Валерьевич, я не удержусь от такого вопроса. Василий Аксёнов, который написал «Остров Крым», вам не родственник случаем?
Аксёнов: К сожалению, нет.
Брилёв: Ну вторую часть этого романа вы явно пишете...
Аксёнов: Постараемся дописать!
В добрый путь!
Спасибо за внимание! Читайте хорошие книги!
18+