Найти в Дзене
Тебе через сто лет

Долюшка женская. "Хозяйка гостиницы" И. Грековой

Хорошие книги о взрослении вневременны. О женской судьбе, пути от наивного девичества к зрелости, можно говорить много, но всякий раз будет как-нибудь иначе. Повесть И.Грековой «Хозяйка гостиницы» написана живыми выразительным языком, какой нечасто встретишь среди новых бестселлеров. Есть в ней место многочисленным приметам времени и историческому фону. Вместе с тем, книга выглядит современной. Автор говорит не только с поколением наших бабушек, а с каждой молодой девушкой вступающий в жизнь. Конечно, мысли, которые отрывала для себя в течение жизни Вера Бутова, революционны для её поколения. Но и в наши дни важно помнить о самоуважении и личных границах. И. Грекова – почти ровесница главной героини. На момент создания повести (1976 г.) ей исполнилось шестьдесят девять. В сети писательницу иногда ошибочно называют Ириной. На самом деле «И.Грекова» - это псевдоним, произошедший от латинской буквы «игрек». Елена Сергеевна Вентцель много лет преподавала высшую математику в военных и граж

Хорошие книги о взрослении вневременны. О женской судьбе, пути от наивного девичества к зрелости, можно говорить много, но всякий раз будет как-нибудь иначе.

Повесть И.Грековой «Хозяйка гостиницы» написана живыми выразительным языком, какой нечасто встретишь среди новых бестселлеров. Есть в ней место многочисленным приметам времени и историческому фону. Вместе с тем, книга выглядит современной. Автор говорит не только с поколением наших бабушек, а с каждой молодой девушкой вступающий в жизнь. Конечно, мысли, которые отрывала для себя в течение жизни Вера Бутова, революционны для её поколения. Но и в наши дни важно помнить о самоуважении и личных границах.

И. Грекова – почти ровесница главной героини. На момент создания повести (1976 г.) ей исполнилось шестьдесят девять. В сети писательницу иногда ошибочно называют Ириной. На самом деле «И.Грекова» - это псевдоним, произошедший от латинской буквы «игрек». Елена Сергеевна Вентцель много лет преподавала высшую математику в военных и гражданских вузах. Кроме художественной литературы написала учебник по теории вероятностей. Вот так можно быть и лириком и знатоком точных наук в одном лице.

Думаю, сюжет многим знаком по знаменитому сериалу Говорухина. Девушка из приморского города выходит замуж за военного на много лет старше её. Но вместо любви нежной и доверчивой Вере достается не то суровая муштра, не то дрессировка. Приехали на новое место, тут же выложь обед. Не важно из чего, хоть из топора. На лице должна быть улыбочка, плакать нельзя. Жаловаться нельзя. Быть при параде, но стоять за его спиной и не отсвечивать.

В общем, до жути классический образец ситуации «выбрать неопытную девушку и воспитать под себя».

Насчет Шунечки (к середине повести от этого имени во рту вяжет, как от хурмы) мнение читателей расколото. Поклонников у персонажа достаточно. Сложно поспорить с тем, что трудная эпоха (30-40е гг.) нуждалась в людях из которых в пору делать гвозди. Не смотря на ухабистый характер супруг подарил Вере относительное благополучие, защиту, дом у моря. А судьба без ухабов не выпала никому из сверстниц героини.

Но стоит вспомнить персонажей фильма «Офицеры» да и вообще всей литературы военных и предвоенных лет. Все они люди как люди. И задушевно поговорить любили, и понежничать, и поозорничать. Были среди них и подлецы, куда без них. Но оправдание Ларичева оскорбительно для тех наших предков, кто сумел остаться человеком несмотря на лишения.

Ларичев осознанно и последовательно лишает Веру права на привязанности. Заставляет избавиться от своего ребенка. Сплавляет сына от первой жены подальше, как только Вера к нему привыкает. Мальчик не просто стесняется отца, но шугается его. Может быть, до психического расстройства бывшую супругу довел именно Ларичев.

Есть только один алтарь, который Вера должна хозяйственно и эмоционально обслуживать – он, Шунечка. Женщина не принимает участия ни в одном семейном решении. Все её инициативы мгновенно гасятся, даже коврик, повешенный по желанию Веры, сорван со стены.

Но книга всё же не о Ларичеве, а о Вере. Интересно, что повесть называется именно так, а не «Девушка у моря» или «Офицерская жена», например. Овдовев, Вера впервые устраивается на работу и даже доходит до должности директора гостиницы. Именно там в зрелом возрасте героиня находит себя и становится хозяйкой собственной жизни.

Вера кажется начисто лишенной эгоизма, но не выглядит забитой. Из того, что предлагает жизнь, она берет лучшее. Из запрета плакать – устойчивость, из бытовых капризов мужа – умение создать уют из ничего. Ту судьбу, которая была дана героине, она несет достойно.

Кстати, пытаясь встречаться с другими мужчинами после смерти мужа, героиня поначалу действует по старым поведенческим паттернам. Оба последующих кавалера в погонах и женаты на момент начала отношений. Первый сразу свешивает ножки с Вериной шеи, но оказывается обыкновенным мелким пьяницей. Со вторым ухажером финал открытый. Но ситуация с его законной женой странная. Вроде как парализована, но не упоминается, в твердом сознании ли. Если да, то можно только представить, какие моральные терзания может испытывать бедная женщина. Но, как говорится, все мы люди.

И. Грекова - автор с тонким психологическим чутьем. Она не стоит за плечом читателя, диктуя ему нравственную позицию, а рассказывает сюжет, как старую семейную историю из тех, что слышишь в гостях у старшей родни. Повесть вызывает доверие, потому что в ней нет ни одной искусственной черты, надуманности или фальши.