В последние годы глобальная автомобильная промышленность переживает трансформацию, связанную с изменением экономических, экологических и политических приоритетов. В этом контексте как Россия, так и США стремятся укрепить свои внутренние рынки, используя различные стратегии. Если Россия делает ставку на протекционистские меры, такие как повышенные таможенные пошлины и увеличенный утилизационный сбор, то США под руководством нового президента Дональда Трампа выбирают путь высоких тарифов на импорт. Давайте разберем, как эти подходы реализуются, какие вызовы стоят перед автопроизводителями и что это значит для потребителей.
Российский подход: протекционизм через пошлины и утильсбор
Для начала стоит взглянуть на отечественную стратегию, которая может служить интересным фоном для сравнения с американской политикой. В России власти уже не первый год используют протекционистские меры, чтобы стимулировать локализацию производства автомобилей. Одним из ключевых инструментов стали повышенные таможенные пошлины на импорт, особенно на готовые машины, произведенные за границей. Это делает ввоз иномарок менее выгодным, вынуждая зарубежные компании либо переносить производство в Россию, либо терять конкурентоспособность на рынке.
Второй важный инструмент – увеличенный утилизационный сбор, который взимается с производителей и импортеров автомобилей. Он имеет большое значение для тех, кто не имеет сборочных заводов на территории РФ. Haval, например, уже имеет значительные производственные мощности в России, что позволяет компании уменьшить себестоимость своей продукции за счет исключения этой части финансовых барьеров. Однако для потребителей это часто означает рост цен на автомобили, так как локализация производства требует значительных инвестиций, которые компании перекладывают на покупателей.
Российский подход, хотя и эффективен в плане стимулирования локализации, имеет свои недостатки. Во-первых, он ограничивает выбор потребителей, особенно в сегментах автомобилей, которые не производятся в России. Во-вторых, протекционизм может замедлять технологический прогресс, так как местные производители получают искусственное преимущество, снижая стимулы для инноваций (это видно по результатам деятельности АвтоВАЗа). Тем не менее, эта стратегия позволила России создать значительный кластер автопроизводства, который обеспечивает рабочие места и налоговые поступления.
Нива со сравнительно небольшими изменениями в конструкции выпускается с 1977 года
Американская стратегия: тарифы как инструмент давления
Теперь перейдем к США, где администрация Дональда Трампа, вернувшегося к власти, делает ставку на агрессивную тарифную политику. Основная цель – вернуть производство автомобилей и автокомпонентов на территорию США, укрепив внутренний рынок и создав новые рабочие места. Этот подход во многом перекликается с риторикой Трампа во время его первого президентского срока, когда он активно выступал за протекционизм и критиковал глобальные цепочки поставок.
Последние новости: 25-процентные тарифы и временные послабления
В начале февраля 2025 года новая администрация Трампа ввела 25-процентные тарифы на товары, импортируемые из Канады и Мексики. Они затрагивают не только готовые автомобили, но и автозапчасти. Почти сразу ввод в действие новых правил отложили на месяц по разным причинам.
В течение этого срока производители привели дополнительные аргументы о нецелесообразности таких быстрых решений. Результатом стало (5.05.2025.) очередное смещение даты вступления в действие новых правил. Для автопроизводителей, чьи автомобили соответствуют Соглашению между США, Мексикой и Канадой (USMCA), было предоставлено временное освобождение от тарифов сроком на один месяц – до 2 апреля 2025 года.
Это послабление касается так называемой «Большой тройки» американских автопроизводителей – Ford, General Motors (GM) и Stellantis (ранее Chrysler). Как сообщила пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт, исключение было сделано по просьбе самих компаний, чтобы они могли подготовиться к новым условиям и избежать экономических потерь.
Тем не менее, администрация Трампа ясно дала понять, что это лишь временная мера. Основная цель – заставить автопроизводителей перенести производство в США, чтобы избежать тарифов в будущем. «Президент сказал им, что они должны начать инвестировать, начать переносить производство сюда, в Соединенные Штаты Америки, где они не будут платить никаких тарифов», – заявила Ливитт на брифинге в Белом доме.
Почему тарифы вызывают тревогу?
Тарифы в размере 25% могут серьезно повлиять на автомобильную промышленность США, и это выходит далеко за рамки простого удорожания автомобилей, произведенных в Канаде или Мексике. Как отмечает The Wall Street Journal, современное производство в Северной Америке представляет собой сложную сеть поставок, где компоненты и сырье многократно пересекают границы.
Например, алюминий может быть отправлен из США в Канаду для отливки заготовок поршней для двигателя. Затем детали отправляют в Мексику для чистовой обработки. На следующем этапе они возвращаются в США для сборки двигателя. Силовой агрегат устанавливают в Канаде. Собранный там автомобиль отправляется в США для продажи. Итого только по этой схеме происходит 6 пересечений границы, каждый из которых теперь будет облагаться тарифами, что значительно увеличивает затраты.
Возьмем, к примеру, производство популярного пикапа Chevrolet Silverado. По данным Financial Times, более половины этих автомобилей собираются в Канаде и Мексике, а даже те, что производятся в США, зависят от импортных компонентов. Мексика обеспечивает 40,4% всех автозапчастей, импортируемых в США, а Канада – еще 10,3%. Если тарифы сохранятся, это может привести к росту цен на автомобили на сумму до 10 000 долларов, согласно оценкам аналитиков, опубликованным в Detroit Free Press.
Риски для отрасли и потребителей
Тарифы создают целый ряд рисков для автомобильной промышленности США. Во-первых, они угрожают рентабельности автопроизводителей. Если компании решат переложить дополнительные расходы на потребителей, это может привести к падению спроса, особенно в условиях экономической нестабильности. Если же они попытаются покрыть расходы самостоятельно, это ударит по их прибыли, что, в свою очередь, может привести к сокращению инвестиций в новые технологии.
Пограничный переход в США из Тихуаны (Мексика)
Во-вторых, существует риск ответных мер со стороны Канады и Мексики. Если эти страны введут свои тарифы на американские товары, это еще больше осложнит ситуацию, увеличив затраты на экспорт автомобилей и компонентов из США. Генеральный директор Ford Джим Фарли уже предупредил, что длительные тарифы могут привести к потере рабочих мест и миллиардным убыткам для отрасли. «Тарифы также будут означать более высокие цены для клиентов», – подчеркнул он.
В-третьих, перестройка цепочек поставок – процесс сложный и дорогостоящий. Даже если автопроизводители решат перенести производство в США, это потребует времени и значительных инвестиций. По мнению экспертов, 30-дневное окно, предоставленное администрацией Трампа, слишком короткое, чтобы компании могли кардинально изменить свои производственные процессы.
Подчеркнем отдельно, что планирование в этой отрасли выполняется минимум на 5 лет. Это значит, что заключаются соответствующие договора с поставщиками, нанимают работников по утвержденному временному графику, возводятся строения и выполняются другие действия. Ни за 2 месяца ни даже за год невозможно перенести производство в другую страну без огромных убытков.
Дополнительные риски: что говорят другие эксперты?
Reuters сообщает, что администрация Трампа рассматривает возможность расширения тарифов не только на Канаду и Мексику, но и на другие страны, такие как Китай, который является крупным поставщиком автозапчастей. Это может еще больше осложнить ситуацию для автопроизводителей, особенно для тех, кто зависит от глобальных цепочек поставок.
Китайские компоненты, такие как аккумуляторы, электронные системы и даже простые крепежные элементы, играют важную роль в производстве американских автомобилей. Если тарифы будут введены и на китайский импорт, это может замедлить развитие сектора электромобилей в США, который и без того сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны европейских и азиатских производителей.
Bloomberg отмечает, что тарифы уже вызвали волну критики со стороны американских профсоюзов, которые опасаются, что вместо обещанного роста рабочих мест произойдет их сокращение. Профсоюзы, такие как United Auto Workers (UAW), подчеркивают, что перестройка цепочек поставок потребует времени, и в краткосрочной перспективе компании могут сократить производство, чтобы минимизировать убытки. Это особенно актуально для поставщиков автокомпонентов, многие из которых являются небольшими предприятиями, не имеющими ресурсов для быстрого переноса производства в США.
Еще один интересный аспект, который поднимает The New York Times – это влияние тарифов на экологические инициативы. Администрация Трампа традиционно скептически относится к «зеленой» повестке, и новые тарифы могут затруднить переход на электромобили, который требует доступа к недорогим компонентам, таким как литий-ионные батареи, значительная часть которых производится за пределами США. Это может поставить американских автопроизводителей (и Tesla в частности) в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из Европы и Азии, где правительства активно субсидируют развитие «зеленых» технологий.
Несколько возможных сценариев развития ситуации
Зарубежные эксперты прогнозируют следующие результаты после введения в действие запланированных тарифов.
Краткосрочный хаос с последующей локализацией.
Автопроизводители начнут искать способы минимизировать затраты, перенося часть производства в США. Это может привести к созданию новых рабочих мест в долгосрочной перспективе, но в краткосрочной – вызовет рост цен на автомобили, сокращение производства и возможные увольнения. Такие компании, как Ford и GM, могут ускорить строительство новых заводов в США, но это потребует миллиардных инвестиций и нескольких лет.
Торговая война с Канадой и Мексикой.
Если эти страны введут ответные тарифы, это может привести к полномасштабной торговой войне в Северной Америке. Для США это будет означать дополнительные затраты на экспорт, а также потенциальные проблемы для американских потребителей, которые зависят от импорта недорогих товаров. Например, Мексика может ввести пошлины на американские автомобили, что ударит по продажам таких моделей, как Ford F-150, значительная часть которых экспортируется в эту страну.
Бывший самый продаваемый автомобиль США уже не пользуется прежним спросом:
Пересмотр USMCA
Еще один возможный сценарий – это пересмотр Соглашения между США, Мексикой и Канадой (USMCA). Администрация Трампа может использовать тарифы как инструмент давления, чтобы добиться более выгодных условий для американских производителей. Однако такой пересмотр может занять годы, а в это время отрасль будет страдать от неопределенности.
Рост цен и падение спроса
Если автопроизводители переложат дополнительные расходы на потребителей, это может привести к значительному росту цен. Это особенно чувствительно для американского рынка, где автомобили являются основным средством передвижения для большинства населения. Падение спроса, в свою очередь, может привести к сокращению производства и массовым увольнениям в автомобильном секторе.
Ситуацию в России после двух месяцев действия повышенного утильсбора мы рассмотрели в отдельной публикации:
В конечном итоге, успех обеих стратегий будет зависеть от того, насколько правительства смогут учесть интересы всех сторон – автопроизводителей, потребителей и работников отрасли. А пока что и в США, и в России покупателям, похоже, придется готовиться к росту цен на автомобили, который станет неизбежным побочным эффектом протекционистских мер.
Что вы думаете о сложившейся ситуации? Сообщите свое мнение в комментариях.