Агентство «Автостат» опубликовало данные о продажах, которые показали существенное снижение спроса на российском автомобильном рынке. В свежем отчете показано также уменьшение средней стоимости выставленных продавцами моделей. Отмеченные и другие статистические данные помогут определить оптимальное время для покупки нового автомобиля. Изучим их подробно.
«Печальный» февраль 2025-го
Показатели последнего зимнего месяца получились хуже не только по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-25%). Они уменьшились и относительно января (-12%), что является необычным результатом. Эксперты подчеркивают, что зарегистрированная отрицательная динамика зафиксирована впервые за последние 2 года.
Для более наглядного сравнения можно взять еженедельные показатели. На соответствующих графиках видно, что в январе они практически совпадали (по легковым автомобилям) – затем появился заметный спад.
Наиболее наглядную картину состояния рынка демонстрируют продажи по месяцам. Нормальный средний диапазон (стабильный) – от 120 до 160 тыс. экз. За его границы вверх вышли октябрьские показатели прошлого года, после чего произошел спад. Обычно февраль значительно лучше января, в котором много праздничных дней. Но в 2025-м этот месяц получился нестандартно хуже.
Аналитики подчеркивают, что в январе было много акций, поддержавших показатели в рамках обычного диапазона.
Причины уменьшения спроса и как действуют «ждуны»
Все, кто хотел купить машину, занимались этим до середины осени. Стимулом было запланированное увеличение утильсбора и прогнозируемое общее повышение цен. Другими причинами стимулирования спроса аналитики называют ужесточение условий кредитования и рост процентных ставок.
Последующее падения рынка было прогнозируемым. Дилеры в частных беседах сообщают, что в феврале количество посетителей выставочных салонов снизилось радикальным образом.
Отдельные эксперты кроме отмеченных выше причин подчеркивают фактор «ждунов». В этой категории они делают разделение потенциальных покупателей на несколько категорий. Одни – хранят деньги на депозитах в банках, рассчитывая на получение солидных выплат по вкладам с учетом действующих высоких ставок (около 20% и более). Другие – ждут снижения цен с учетом больших накопленных запасов автомобилей на складах.
Также определенное влияние оказали слухи о скором возвращении «нормальных» брендов. В частности, сообщали о строительстве сборочного завода Toyota на Дальнем Востоке. Далеко не всем отечественным автолюбителям нравится продукция китайских производителей. Они предпочитают более привычные европейские, японские и корейские модели.
Определенные выводы можно сделать по уточнению статистических данных за февраль. Аналитики подсчитали, что новых автомобилей 2025 года выпуска за этот месяц продано всего 8%. Остальные – почти все 2024-го. «Прошлогодних» машин скопилось на складах около 500 тыс. шт. Этого количества хватит на продажи до лета.
Вместе с тем, примерно до 15 января многие производители пытались поднимать цены. Только позднее, они пришли к выводам о необходимости коррекции ценообразования в сторону понижения. Эксперты выполнили проверку по состоянию на первую неделю марта 2025 года. Они выяснили, что практически в каждом автосалоне с начала весны клиентам предлагают действительно значимые скидки – от 200 до 500 тыс. рублей и даже более.
Отдельным фактором стало укрепление рубля в последние несколько недель. Это заставляет думать о том, что затраты на оптовые закупки снизятся и будет соответствующая коррекция цен и на розничном рынке. Понятно, что данный фактор может сработать только в долгосрочной перспективе при сохранении наметившегося тренда с курсом валют.
Что прогнозируют эксперты
Аналитики не ожидают стабилизации рынка до конца года. После распродажи складских запасов новые поставки будут рассчитываться с учетом повышенных ставок и увеличенного утильсбора. Неопределенной является ситуация и с валютным курсом.
С другой стороны – китайские компании развивают локализацию и планируют свою деятельность в России надолго. Специалисты рекомендуют присмотреться к продукции соответствующих брендов для выбора будущей покупки.
А что вы думаете о сложившейся ситуации? Надо ли ждать или пора проводить маркетинг рынка для приобретения нового автомобиля с максимальными скидками? Сообщите свое мнение в комментариях.