В первую неделю после праздников, когда народ вовсю воздавал почести женщинам, я хотела бы поднять проблему страшной традиции, идущей в противорез и с Российским законодательством и религией, имеющей, однако, многовековое хождение на территории Северного Кавказа, а значит и у нас в России. Речь идет о так называемых «убийствах чести».
Для всех скептиков, начинающих кричать, лишь прочитав заголовок, что такого у нас нет, что автор несет сущий бред, и оговаривает целую группу этнических общностей, как это было с многими комментариями в статье про женское обрезание, имеющее хождение так же в этом регионе,
напомню, что Россия огромная страна. Быт жителей центральных регионов разительно отличается от жизни далекой периферии, где местами до сих пор нет сотовой связи, а люди живут в чумах и юртах, пьют свежую оленью кровь на убое из-под жертвы, уважают собачатину и прочее.
Считается, что практика так называемых «убийств чести» невероятно древняя и берет свое начало, как впрочем, и обычай кровной мести, в родоплеменных обычаях. Убийства чести, где один из членов рода (как правило, это мужчина) из соображений защиты достоинства и чести семьи (или клана), совершает умерщвление другого члена, опорочившего семейную репутацию. Жертвами в большинстве случаев становятся девушки и молодые женщины, запятнавшие себя добрачными связями или изменой, реже молодые люди, вступившие в однополые отношения. Однако в некоторых случаях причины смертельного наказания недостойных родственниц могут быть просто невероятны: общение с противоположным полом в соцсетях, слишком яркие ногти, ношение неподобающей мусульманской женщине одежды, обнажающей руки и ноги, посещение недопустимых для порядочной девушки мест (баров, клубов и прочее).
Убийства чести совершаются на религиозной почве, когда кровавые преступления прикрываются обычаями шариата или адата (местных традиций), однако, при внимательном их рассмотрении не имеют ничего общего ни с тем, ни с другим. Стоит отметить, что как и кровная месть, убийства чести имеют широкую географию, и связаны со странами, в которых ислам имеет статус государственной религии. Так убийства чести до сих пор имеют широкое хождение в странах персидского залива, а так же во многих странах Ближнего Востока и Южной Азии, особенно в Индии, Пакистане, Непале, мусульманских странах Африки.
Данная дикая традиция не ограничивается этими регионами, где племенные обычаи оказываются сильнее законной власти государств (в Европе это Италия, Греция и мусульманская Албания), и так же имеет хождение в иммигрантских сообществах тех стран, в которых издревле не было подобных практик. Так Европа, захлебнувшаяся в последние десятилетия в волне переселенцев из стран Ближнего Востока, так же встала перед проблемой убийств чести, которые потребовали отдельного законодательного урегулирования. Так же стоит отметить, что убийства чести имеют более широкое распространение в сельской местности, где родовые обычаи чтутся особенно сильно, но встречается так же и в городах.
Северный Кавказ, пришедший к исламу сравнительно поздно, хорошо принял эту мировую религию, идеально подошедшую к горячему и непримиримому темпераменту горцев. Ежегодно на территории Чечни, Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии выявляется по несколько случаев убийств чести, которые наказываются на законных основаниях. Особенностью судебной практики по данным преступлениям является то, что здесь к таким бесчинствам относятся терпимо и, как правило, выносят убийцам мягкие приговоры. И это не удивительно, ведь клановость на Кавказе до сих пор необычайно сильна, и преступник обычно является родней, кумом или другом какой-либо влиятельной персоны, способной повлиять на решение судьи.
По статистике, собранной проектом в защиту прав женщин «Правовая инициатива», жертвами убийств чести на Северном Кавказе в период с 2008 по 2017 год стало 39 человек, 36 из которых оказались женщинами. Согласно этой статистике ежегодно в этом регионе совершается 4-6 насильственных действий с летальным исходом, призванных по религиозным соображениям «обелить» репутацию семьи и рода. Жертвами подобных противоправных действий становятся, как правило, молодые незамужние девушки либо молодые разведенные женщины, реже замужние женщины в возрасте от 20 до 30 лет. По отношению к убийцам, они приходятся дочерьми, сестрами, племянницами либо падчерицами. Чаще всего имеет место огнестрельные ранения, не совместимые с жизнью, удушения и утопления (именно этот способ использовался, кстати, для домашней казни недостойной дочери в одной из королевских семей в документальном романе Дж. П. Сэссон «Султана. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии»).
Из выявленных 39 случаев только 14 дел дошли до суда (остальные заминались), в 13 случаях преступники были приговорены к наказанию, в одном – обвиняемого оправдали. В разных случаях убийцы были приговорены к разным наказаниям от 2 лет домашнего ареста, до реальных сроков (по 6 - 15 лет) пребывания в колонии строгого режима, что уже является достижением.
Выявление такой ужасающей практики является делом чрезвычайно сложным, ибо о фактах «убийств чести» в обществе не принято говорить, а так же по причине лояльного отношения социума к этому ужасающему явлению. Семья и община всячески покрывает совершивших такой страшный шаг мужчин, а официальной статистики преступлений на подобной почве вообще нигде не ведется. Тема убийств чести крайне табуирована и закрыта для широкого обсуждения на Северном Кавказе, поэтому может со стороны казаться, что её нет. Однако не даром был создан целый ряд обществ и правозащитных организаций именно для северокавказских женщин, оказавшихся в ситуации угрозы жизни со стороны своих родственничков.
Вердикты несчастным жертвам, не желающим жить по средневековым обычаям, решаются на семейных советах и никуда далее не выходят. Распространение подобной информации является не только неприличным, но и крайне опасным занятием, вплоть до показательных убийств «чтоб не распускали язык». Не сложно предположить, что реальное количество жертв убийств чести в Северокавказском регионе во много раз больше выявленных.
Здесь стоит отметить, что при Советском союзе, практика убийств чести, как и кровной мести, была почти полностью искоренена, но лихие 90е с прокатившимися по региону двумя чеченскими войнами всколыхнули древний дикий обычай и рост числа убийств чести неуклонно растет , начиная с 90х. Комитет «Гражданского содействия» и правозащитный центр «Мемориал» отметили, что к 2019 расправы мужчин над своими родственницами приняли ужасающий размах и убита может быть каждая даже за незначительный промах и отступление от «норм поведения чеченской девушки».
Факты убийств чести, как и прочих тяжких преступлений тщательно скрываются. Многие пропавшие женщины объявляются исчезнувшими, уехавшими, вышедшими замуж в другой стране, получившими престижную работу в другом регионе и прочее. Никто не заявляет об их исчезновении в правоохранительные органы, ибо круг общения у жертв, как правило, не велик и главное место в нем занимает все та же семья, с одобрения которой и совершаются подобные убийства. Популярны так же мотивы несчастных случаев, доведения до самоубийства или отравлений, когда произошедшее списывается на самоличную волю жертвы.
Смертный приговор, как правило, выносится мужчинами, представляющими семью в социуме, считающими себя опозоренными поведением жертвы, путем коллективного решения. В таких случаях полностью игнорируется обязательное (и по адату и по шариату) наличие четырех свидетелей, факт заставания на месте, права жертвы на реабилитацию и объяснения. Реже решение и приговор выносится единолично. Часто убийства чести совершаются по слухам или из-за сплетен (по принципу дыма без огня не бывает). Права голоса у обвиняемой, как правило, нет.
Помимо собственно проблемы «убийств чести» российское законодательство сталкивается с откровенным нежеланием местечковых следственных органов расследовать такие дела. И причин этому несколько:
❌ представители полиции по-мужски встают на сторону убийц, откровенно им сочувствуя, ведь они сами являются частью сельской общины;
❌ расследованиям мешают родственно-дружеские связи небольших поселений;
❌ редко когда подобные заявления доходят до полиции, ибо родня боится «выносить сор из избы», подвергая род позору, опасаются преследования со стороны той же семьи, общественного давления, осуждения и в конечном итоге изоляции.
И эти факты, как и факт (речь идет в первую очередь о Чечне, Ингушетии и Дагестане) полного обесценивания жизни женщин и девушек, не могут не печалить и не вызывать опасений, тем более, что совершаются и покрываются подобные преступления не где-то в банановой республике, а у нас в России.
P.S. Здесь уместно вспомнить самые громкие дела по мотивам убийств чести: Лизы Евлоевой (Ингушетия), 42-летней Мадины Одоевой и двух ее дочерей Заремы и Фатимы (Ингушетия), Миланы и Джамили Мусаевых (Чечня), Седы Сулеймановой (Чечня) и других. И помните, что реальных жертв гораздо больше!