Египет - наряду с шумерами одна из древнейших цивилизаций на планете. И, конечно, с ним связано много тайн и загадок. Откуда у египтян были хитроумные устройства и сложные технологии? Парадокс, но на эти вопросы пока и мы - с нашими технологиями - однозначно ответить не в силах. Но есть смелые научные гипотезы.
Давайте разберем пять таких необычных древних предметов из Египта, которые не дают покоя ученым и пока остаются загадкой.
Загадочный диск с современной аэродинамикой
Где-то на пыльной полке музейного запасника в Каире лежит странный артефакт. На него мало кто обращает внимание — в конце концов, это не золотая маска Тутанхамона и не монументальные статуи Рамзеса. Мне вообще кажется, что его и как экспонат то и не воспринимают - он спокойно может сойти за деталь современного устройства.
Этот невзрачный экспонат — диск Сабу — попал в музей ещё в тридцатых годах, и с тех пор не дает покоя инженерам, археологам и историкам.
В 1936 году британец Уолтер Эмери раскапывал гробницу вельможи Сабу в Египте. Это был не первый и не десятый день раскопок — стандартная рутина археолога. Песок, черепки, стандартный погребальный инвентарь... А потом он нашёл ЭТО.
Необычный диск, поразительно похожий на современную крыльчатку насоса или турбину. Диск имеет диаметр 61 см и центральное отверстие диаметром 8 см, с тремя лопастями, напоминающими рулевое колесо. Возраст этой штуки — около 5000 лет. Период I династии Египта, когда еще пирамид-то не было.
"Когда я впервые увидел диск Сабу, мне потребовалось протереть глаза, — рассказывает инженер Роберт Форстер. — Эта геометрия... она не случайна. Кто-то прекрасно понимал, что делает".
По его мнению, если пропустить через центральное отверстие жидкость под давлением, три лопасти могут создать эффект кавитации, как в современных мощных насосах. Другой инженер предположил, что диск использовался в пивоварении - это был инструмент для перемешивания зерна и горячей воды.
Исследователи из Airbus изучили артефакт и заметили, что у диска хорошие аэродинамические свойства. Появились гипотезы, что это был метательный снаряд. А заодно и теории заговора, что это часть летательного аппарата.
Но вот загвоздка — диск сделан из алеврита (рыхлая мелкообломочная осадочная порода), который трескается от малейшего удара. И делать рабочую деталь механизма из такого материала - идея бессмысленная.
Поэтому вторая версия предназначения диска - церемониальный артефакт. Или, например, прототип. А рабочие модели могли быть из металла или дерева, но они не сохранились. Такой диск мог быть контейнером, установленным на опоре.
Лампы Дендера. Загадка электроприборов в Древнем Египте
Рельефы в храме Хатор в Дендере очень похожи на изображения ламп или даже электрических устройств.
"В эту странную комнату я вошёл и обалдел, — рассказывает Джеймс Вильсон, оператор документального фильма о Египте, который снимал интерьеры храма Хатхор в Дендере. — На стенах были высечены какие-то продолговатые детали с "проводами" внутри и "змеями", вырывающимися наружу. Я тогда подумал — либо у меня солнечный удар, либо я смотрю на древнеегипетские лампы накаливания".
Именно так и выглядят загадочные рельефы в крипте храма Хатхор.
Самое интересное, что в погребальных камерах гробниц почти нет следов копоти от факелов. Что, по мнению любителей тайн и загадок, и может означать, что огромный зал освещался с помощью ламп.
Рельефы изображают змею, вырывающуюся из лотоса, окружённую защитным пузырём. Это напоминает современную лампу типа ксеноновой. Или даже лампу с вакуумными трубками, такими как трубки Крукса или Гейслера.
Египтологи говорят, что тут использовались масляные светильники — но даже от них должен оставаться нагар. А его нет.
Основная гипотеза - ритуальная. Изображения в Дендере — это всего лишь символическое представление лотоса, из которого рождается змей — символ бога света Джеда.
Может и так. Но вспомните историю багдадской батареи — глиняного сосуда с медным цилиндром и железным стержнем, найденного в Ираке. Когда его заполнили виноградным соком, он давал напряжение в 0,8 вольт. А ведь ему около 2000 лет.
Что, если древние действительно знали о свойствах электричества больше, чем мы думаем?
"Вертолет" из Абидоса
Вертолетом называют рельеф в храме Осириса в Абидосе, который очень похож за изображение летательного аппарата. Да еще и подводной лодки, дирижабля. И это без учета гигантской "инопланетной" стрекозы.
Давайте начистоту: никакого вертолета в храме Сети I в Абидосе нет. Как рассказывал мне мой знакомый лингвист, который видел эти иероглифы своими глазами - это только на картинке хорошо. То, что на фотографиях в интернете выглядит как вертолет, танк и субмарина — всего лишь результат наложения двух наборов иероглифов.
Современные историки уверены, что рельеф представляет собой наложение двух разных надписей. Храм перестраивался, старые надписи замазывались гипсом, поверх наносились новые. Гипс со временем отвалился, и получился этот странный палимпсест. Первоначальная надпись была сделана во время правления Сети I, а позже была перекрыта гипсом и переработана во время правления Рамзеса II.
Вот и возникла оптическая иллюзия.
"Человеческий мозг очень хорош в распознавании знакомых образов, — рассказывает нейробиолог Марк Левин. — Мы постоянно ищем знакомые паттерны в случайных конфигурациях. Облака, похожие на животных, лица на Марсе — всё это примеры подобной работы мозга".
Гранитные ящики. Инженерная аномалия
Гранитные ящики с точными резами, найдены в подземельях Серапеума. Чем они загадочны? Да просто их изготовление с помощью древних инструментов вызывает вопросы.
24 гигантских ящика из цельного гранита. Каждый весом до 100 тонн. Отполированные до зеркального блеска, с идеально прямыми углами и плоскостями.
Ящики имеют длину около 4 метров, ширину около 2 метров и высоту около 3,5 метров. Точность исполнения соответствует современным технологиям.
"Когда мы измеряли эти саркофаги лазерным оборудованием, — рассказал инженер Питер Ларсен, — погрешность составляла менее миллиметра на всей поверхности. Это уровень точности, которого сложно достичь даже с современным оборудованием".
Как описывают очевидцы, когда стоишь рядом с этими монолитами в полутёмном подземелье, становится не по себе. Как их притащили сюда? Как обработали с такой точностью? И главное — зачем?
Да и гранит для ящиков был добыт в карьерах Асуана, которые находятся на расстоянии 800 километров от места дислокации саркофагов. Транспортировка и установка таких массивных блоков с помощью древних инструментов была, прямо скажем, сверхтрудной.
Официальная версия гласит, что это саркофаги для священных быков Аписов.
В них и предполагалось захоронить мумии этих быков, которых в древнем Египте почитали, как воплощение бога Птаха.
Но большинство из них пусты, и внутри не найдено никаких останков.
Каменные чаши
Тысячи каменных чаш были изготовлены с высокой точностью. Найдены они были в галереях под Ступенчатой пирамидой. Они изготовлены из очень твёрдых пород, а значит их обработка древними инструментами остается загадкой.
Египетский музей в Каире — место, где можно провести месяцы. Но есть там одна комната, которую большинство туристов пропускают. В ней хранятся тысячи каменных чаш и ваз эпохи Раннего царства.
Эти сосуды сделаны из самых твёрдых пород камня — диорита, гранита, базальта. Некоторые имеют невероятно тонкие стенки и идеально круглую форму с узким горлышком.
"Мы попытались воссоздать такую чашу, используя только инструменты, доступные древним египтянам. Они могли использовать абразивные пасты и медленное вращение. Это потребовало бы колоссального терпения, но было бы возможно, — рассказал археолог Том Ричардсон. — Но повторить нам оказалось практически невероятно. На одну чашу из диорита у нас ушло бы несколько месяцев работы целой бригады мастеров".
То есть в принципе задача достижимая. Но требует долгого труда многих специалистов, даже чтобы создать одно изделие.
А в Египте их нашли тысячи! И что самое странное — многие датируются самыми ранними династиями, когда, по идее, технологии обработки камня только зарождались.
Исчезнувшие технологии или наше незнание
Знаете, что общего у всех этих загадок? Все они относятся к самым ранним периодам египетской цивилизации. Как будто египтяне I и II династий обладали знаниями, которые позже были утрачены.
В истории человечества не раз случалось, что технологии исчезали. Посмотрите на греческий огонь, бетон древних римлян или дамасскую сталь. Все эти технологии были утрачены на столетия, пока мы не изобрели их заново.
Мы привыкли думать о прогрессе как о линейном процессе — от простого к сложному.
Но некоторые периоды истории человечества — это скорее синусоида, с периодами взлётов и падений.
Диск Сабу, загадочные рельефы Дендеры, каменные ящики Серапеума и тысячи идеальных каменных чаш — все они как будто шепчут нам сквозь тысячелетия: "Вы знаете о нас гораздо меньше, чем думаете".
И может быть, самая большая загадка здесь — это не сами артефакты, а наша самоуверенность в том, что мы понимаем, как развивалась человеческая цивилизация. А ведь это важно, чтобы понять, что именно ждет нас в будущем!