Найти в Дзене
Доктор Шашенков

МЕДИСТОРИЯ: ПЁТР ГАННУШКИН

Илья Ильф и Евгений Петров, "Золотой телёнок": Утром вернулся из командировки профессор Титанушкин. Он быстро осмотрел всех четверых и тут же велел выкинуть их из больницы. Не помогли ни книга Блейлера и сумеречное состояние души, осложненное маниакально-депрессивным психозом, ни «Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик». Профессор Титанушкин не уважал симулянтов. 150 лет тому назад, 24 февраля по "старому" или 8 марта по "новому" стилю 1875 года в деревне Новосёлки Рязанской губернии родился Пётр Борисович Ганнушкин (умер 23 февраля 1933 г. в Москве), великий врач-психиатр, врач-гуманист, основоположник российской психиатрической школы. Отец Петра Борисовича Ганнушкина, Борис Михайлович, был зéмским врачом и врачом при учебных заведениях. Мать, Ольга Михайловна, занималась образованием детей и домом.  У Петра было 3 брата (Николай, Михаил, Иван) и сестра Мария. Через пару лет после рождения Петра семья переехала в Ряжск, а затем - в Рязань. С 9 лет Пётр учился в гимназии, в учё

Пётр Борисович Ганнушкин
Пётр Борисович Ганнушкин

Илья Ильф и Евгений Петров,
"Золотой телёнок":
Утром вернулся из командировки профессор Титанушкин. Он быстро осмотрел всех четверых и тут же велел выкинуть их из больницы. Не помогли ни книга Блейлера и сумеречное состояние души, осложненное маниакально-депрессивным психозом, ни «Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик». Профессор Титанушкин не уважал симулянтов.

150 лет тому назад, 24 февраля по "старому" или 8 марта по "новому" стилю 1875 года в деревне Новосёлки Рязанской губернии родился Пётр Борисович Ганнушкин (умер 23 февраля 1933 г. в Москве), великий врач-психиатр, врач-гуманист, основоположник российской психиатрической школы.

Отец Петра Борисовича Ганнушкина, Борис Михайлович, был зéмским врачом и врачом при учебных заведениях. Мать, Ольга Михайловна, занималась образованием детей и домом.  У Петра было 3 брата (Николай, Михаил, Иван) и сестра Мария. Через пару лет после рождения Петра семья переехала в Ряжск, а затем - в Рязань.

С 9 лет Пётр учился в гимназии, в учёбе успевал, лáдил с соучениками, всегда и во всём отстаивал собственное мнение и избегал официальных коллективных мероприятий, к которым у него наблюдалась идиосинкразия.

В 1893 году Пётр Борисович с золотой медалью окончил гимназию в Рязани и поступил на медицинский факультет Московского университета. Учился в том числе у основоположников отечественных неврологии и психиатрии Алексея Яковлевича Кожевникова и Сергея Сергеевича Корсакова.

С коллегами по Клинике психиатрии Московского университета
С коллегами по Клинике психиатрии Московского университета

Выпустившись в 1898 году, Пётр Борисович остался при Клинике психиатрии в качестве врача-экстерна и сразу заявил о себе как одарённый клиницист, исследователь и преподаватель. Его первая самостоятельная научная работа "Сладострастие, жестокость и религия" не была допущена к печати в России цензурой из-за свободомыслия и якобы имевшего место, мнимого посягновения на общественную мораль, но как яркая, передовая и представляющая серьёзный научный интерес в 1901 году была опубликована издаваемым с 1843 году французским рецензируемым научным медицинским журналом "Анналы медицинской психологии" (франц. Annales medico-psychologiques).

Исследуя пограничные состояния, в 1904 году Пётр Борисович составил и начал читать курс собственный курс «Учение о патологических характерах», постоянно совершенствуя его и разрабатывая ставшую широко известной концепцию мáлой психиатрии.

С коллегами по Клинике психиатрии 1-го МГУ
С коллегами по Клинике психиатрии 1-го МГУ

С 1918 по 1933 годы Пётр Борисович Ганнушкин возглавлял родные для него кафедру и Клинику психиатрии Московского университета (с 1930 года - 1-го Московского медицинского института).

Благодаря профессионализму, чуткому отношению к пациентам, яркой манере общения, имел огромную, всевозрастающую популярность среди пациентов и коллег. Стал прототипом Титанушкина в "Золотом телёнке" Ильфа и Петрова.

Пётр Борисович Ганнушкин
Пётр Борисович Ганнушкин

#Цитаты Петра Ганнушкина:

• Жизнь есть постоянное развитие; жизненные явления никогда не остаются стационарными, неподвижными, неизменными.

• Люди отличаются друг от друга не отдельными чертами характера – они налицо у каждого – а способом их сочетания.

• Творческая личность, отступая перед историей на задний план, по своей биологической ценности вовсе не должна обязательно иметь то же положительное значение, какое объективно принадлежит в соответствующей области её творению.

• Конституционально-ограниченные психопаты – всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового.

• Нельзя позавидовать человеку, которого обстоятельства вовлекают в борьбу с параноиком: этого рода психопаты отличаются способностью к чрезвычайному и длительному волевому напряжению, они упрямы, настойчивы и сосредоточены в своей деятельности. Если параноик приходит к какому-нибудь решению, то он ни перед чем не останавливается для того, чтобы привести его в исполнение, жестокость подчас принятого решения не смущает его, на него не действуют ни просьба его ближних, ни даже угрозы власть имеющих. Да к тому же, будучи убеждён в своей правоте, параноик никогда и не спрашивает советов, не поддаётся убеждению и не слушает возражений. В борьбе за свои воображаемые права параноик часто проявляет большую находчивость: очень умело отыскивает он себе сторонников, убеждает всех в своей правоте, бескорыстности, справедливости, и иной раз, даже вопреки здравому смыслу, выходит победителем из явно безнадёжного столкновения именно благодаря своему упорству и мелочности.

• Нáбожность, рождённая безотчетным страхом перед тёмными силами, которые человек назвал божественными и которым по интуиции его собственной природы он всегда приписывал больше жестокости, чем милосердия, развивается вместе с пониманием своего ничтожества в мире, почти неизвестном, она возникает как потребность в протекции у беззащитного существа.

• Если, как мы пытались показать, преступные и жестокие люди очень часто оказываются очень религиозными, то, с другой стороны, люди религиозные и тем более фанатичные, оказываются очень часто людьми жестокими.

• Депрессия – одна из самых частых форм реактивных состояний. Характерной для неё особенностью, больше, пожалуй, чем для всякой иной формы психогенных реакций, является отсутствие сколько-нибудь ощутимой границы между нормой и патологией. Лёгкая депрессия является, в самом деле, распространённейшей формой нормальных общечеловеческих переживаний: всякая сколько-нибудь значительная утрата у большинства нормальных людей вызывает угнетённое, тоскливое настроение, общую вялость и заторможенность, отсутствие сна, аппетита, слёзы и пр. В патологических случаях речь идет, преимущественно, о количественном нарастании тех же самых явлений.

• Механизм образования навязчивых состояний очень близок у механизму образования привычки.

• Чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.

• В психике каждого человека есть зародыш всевозможных психопатических черт.

• Чтобы чувство восторжествовало над мыслью, оно предварительно должно исказить рассудок.

P.S. Больше публикаций на медицинские темы - в Telegram-канале "Доктор Шашенков".